Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами. Признаками института образования являются:
· установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость;
· символические культурные признаки - эмблема, песни, гимн;
· утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы;
· кодекс устный и письменный - правили учащихся;
· идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.
Система образования включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве. Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство "присмотра" за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.
С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни.
Средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни - это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования - профессионально-технического, средне специального и высшего.
Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.
В социологии принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает существование в обществе специальных учреждений (школ, вузов), осуществляющих процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, политическими установками, которые находят воплощение в государственной политике в области образования. Под термином неформального образования понимается несистематизированное обучение человека знаниями и навыками, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации. При всей своей значимости неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования.
Рассмотрение образования как социального института, органично сочетающего в себе организационные и регулятивные функции, дает возможность выделить следующие его основные особенности.
1. Образование есть специфическая область общественных отношений, в которой люди и их объединения целенаправленно реализуют свои жизненно важные интересы, обусловленные потребностью обеспечить единство и целостность своей этно-национальной, культурной, религиозной, экономической, в целом цивилизационной самости (самоидентичности) конкретного общества. Обеспечение этого единства и целостности в современных условиях не противоречит объективно усиливающимся процессам глобализации и интеграции в мировом и (или) региональных масштабах.
2. Сфера образования (образовательное пространство) объективно относится к числу организационных социальных институтов уже только по той причине, что общественные отношения в сфере образования (образовательные отношения), как и во всякой другой, не могут не быть институциализированными.
3. Для всякого социального института одной из наиболее важных особенностей выступают его функции, в которых наиболее отчетливо выражается сущность той сферы жизнедеятельности, которую этот институт представляет. Для образования как социального института свойственны общие (институциональные) функции и функции специальные.
В литературе называется целый ряд разнообразных таких функций (Г.Е. Зборовский). Так, институциональные функции образования:
• обеспечивают в целом в обществе и в отдельных его социальных сегментах устойчивость развития общественных отношений, социальный порядок, как в сфере образования, так и за ее пределами (семья, народное хозяйство, культура и т.д.);
• содействуют усилению и укреплению социальных связей и внутригрупповой сплоченности среди участников образовательного процесса (прежде всего, среди учащихся и педагогических работников);
• стимулируют (поощряют) желательные с точки зрения общества поведение социальных групп и индивидов в сфере образования, их позитивное взаимодействие между собой в рамках современных демократических образовательных новаций, развивающейся педагогики сотрудничества, гуманизации образовательного процесса.
• обеспечивают осуществление адекватными для образования средствами и способами контроль за отклоняющимся от установленных норм и принципов поведением участников образовательных отношений;
• способствуют упорядочению и сведению деятельности социальных общностей в рамках образования к общепризнанным и предсказуемым образцам социальных ролей;
• обеспечивают поддержание в обществе в целом и его институтах благоприятного морального, в целом культурного климата в обществе.
К специальным функциям образования как социального института относятся функции, отражающие роль образования во всех сферах жизни общества. К ним относятся, прежде всего, экономическая, социальная, культурная, правовая функции.
К экономическим функциям могут быть отнесены, к примеру, формирование институтом образования социально-профессиональной структуры общества и работников, владеющих необходимыми знаниями, умениями и навыками, обеспечение социальной и профессиональной подготовки участников производственного процесса на базе изучения востребованности народным хозяйством кадров с различным уровнем квалификации и др.
Среди социальных функций образования следует назвать: а) воспроизводство и изменение социальной структуры общества в целом и ее конкретных элементов; б) содействие социальным перемещениям, переходам социальных групп, слоев и индивидов из одних в другие (т.е. тому, что называется социальной мобильностью); в) способствование активному осуществлению процесса социализации личности и, тем самым, облегчению и успешности освоения ею социальных ролей.
В числе культурных функций образования как социального института особое место принадлежит обеспечение достигнутыми самим образованием средствами и методами использования личностью или социальной общностью национального и мирового культурного наследия, формирования и развития творческой, т.е. в собственном культурном смысле, личности, общества в целом.