Термин "философия" в переводе с древнегреческого означает любомудрие, любовь к мудрости ("филео"-любовь. "софия"- мудрость). а с древнеиндийского- видение истины. Философия пришла на смену мифам, формируясь на основе мифологии и религии первобытного общества. Если мифология и религия есть эмоционально-фантастическое отображение природной и социальной действительности и основаны на вере, то философия - это прежде всего рациональное объяснение окружающего мира, основанное на разуме. Длительный период времени она имела вид натурфилософии, философского учения о природе в целом, так что знания древних имели синкретический, нерасчлененный характер.
По мере развития общества происходило размежевание знаний на отдельные отрасли. Зарождались география, медицина, астрономия, геометрия и другие науки, имеющие, как правило, непосредственно практическое применение. В дальнейшем произошла дифференциация и в самой философии, а ее \ предмет все более уточнялся. Сегодня диалектико-мате-риалистическая философия в широком смысле представляет собой и науку о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и познания, и особую форму общественного сознания, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовных ценностей человека.
Рассмотрим структуру философского знания.
Ядро философии составляет теория диалектики – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, система основных принципов, законов и категорий, или – как вслед за Гегелем мы ее называем - Логика с большой буквы.
Особое место в философии занимает эпистемология (теория научного познания) - наука о том, как человек познает окружающий мир и самого себя. Теория познания располагает своим набором категорий (познание и практика, эмпирическое и теоретическое, чувственное и логическое, абстрактное и конкретное и т. п.), которые характеризуют познавательную деятельность людей и потому оказываются тоже общенаучными.
В структуру философии входит социология*. Это наука о закономерностях и движущих силах развития общества. Она располагает своими категориями, среди которых важнейшими являются понятия общественного бытия и общественного сознания, производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки и т. п.
Центральной проблемой философии является проблема человека. И если основным вопросом всякого мировоззрения выступает вопрос об отношении человека к миру, то основным вопросом философии соответственно - неразрывно связанный с ним вопрос об отношении сознания к материи.
Основной вопрос философии есть вопрос об отношении идеального к материальному, точнее, сознания к материи. В мире нет ничего, кроме материального и идеального, и решение вопроса о первичности одного из них необходимо для последующего правильного освещения других проблем философии, так что всех философов относят либо к материалистам, либо к идеалистам, хотя это деление и не лишено схематизма.
Вторичность сознания по отношению к материи заключается не только в том, что оно суть идеальное отображение внеш-1 него мира. Сознание вторично и в том смысле, что возникает на определенной ступени развития материальной действительности. Словом, зависимость сознания от материи является двухаспектной. Однако сознание обладает относительной самостоятельностью и в свою очередь способно оказывать активное воздействие на материальное. Короче говоря, только в генезисе, в истории материальное оказывается абсолютно первичным. То, что материя первична, а сознание вторично