Социальное изменение: понятие, формы, теории

Тема 6. Социальные изменения

1. Социальное изменение: понятие, формы, теории

2. Глобализация

3. Глобальные проблемы современности

Социальное изменение: понятие, формы, теории

По результатам социологического опроса

самым популярным печатным изданием среди россиян являются деньги...

Социальное изменение – происходящее с течением времени преобразование в организации общества, образах мышления, образцах поведения. (П. Штомпка)

Формы социальных изменений: социальное развитие и социальный цикл.

Социальное развитие – это направленное социальное изменение. Ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой предыдущей стадии, и система последовательно приближается к определённому всеобщему состоянию, прич ём это стимулируется свойствами самой системы.

Направления социального развития: прогресс и регресс.

Социальный прогресс – направление развитие общества, для которого характерно поступательное движение от низших форм общественной организации к высшим.

Современное толкование социального прогресса основывается на следующих представлениях:

1. о необратимости времени, текущем линейно и обеспечивающем непрерывность прошлого, настоящего и будущего (в соответствии с этим представлением прогресс есть положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим);

2. о направленном движении, в котором ни одна стадия не повторяется;

3. о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем;

4. об эндогенных причинах, вызывающих саморазвитие процесса;

5. о неизбежности, необходимости и естественном характере процесса;

6. об улучшении, усовершенствовании, о том, что каждая последующая стадия лучше предыдущей.

Для определения прогрессивности того или иного общества в социологии используются различные критерии:

1) уровень производительности труда и благосостояния населения;

2) уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

3) уровень общественной нравственности

4) уровень знаний,

5) степень дифференциации и интеграции общества,

6) характер и уровень социальной солидарности и проч.

Прогресс всегда соотносится с ценностями, т. е. это не чисто описательная, детальная, объективированная концепция, а скорее ценностная категория. Один и тот же процесс может квалифицироваться по-разному в зависимости от предполагаемых ценностных предпочтений, которые совершенно различны у разных индивидов, групп, классов, наций. Если абсолютного прогресса не существует, то всегда необходима шкала ценностей, принятых в качестве измерителя, или критерия, прогресса.

Существуют области, в которых выбор критерия прогресса в значительной степени зависит от контекста. В XIX в. и в большей части XX в. индустриализация, урбанизация, модернизация считались синонимами прогресса, и только недавно обнаружилось, что они могут иметь слишком далеко идущие последствия (перенаселенные города, пробки на автострадах) и что хорошие вещи могут давать весьма неприятные побочные эффекты (загрязнение и разрушение окружающей среды, например). Происходящие сейчас в посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы процессы демократизации, развития предпринимательства и свободного рынка сопровождаются ростом безработицы и нищеты, повышением уровня преступности локальными конфликтами.

На протяжении длительного периода интеллектуальной истории многие мыслители – от Платона до Томаса Мора и Маркса – верили, что прогресс можно сохранить на всех уровнях общества для всех его членов одновременно и в конце концов достичь полного и всеобщего процветания.

Проявления кризиса идеи прогресса:

1. Идея прогресса сменилась распространением мистицизма, бунтом против рассудка и науки, всеобщим пессимизмом, представлением о дегенерации, разрушении и упадке культуры.

2. Идея о необходимости постоянного экономического и технологического роста сменилась идеей пределов роста.

3. Вера в рассудок и науку сменилась убеждением в доминирующей роли эмоций, интуиции, подсознательного и бессознательного, утверждении иррационализма.

4. Утверждение о важности, высочайшей ценности жизни на земле сменилось чувством бессмысленности, аномии и отчуждения.

5. Идеи утопизма пережили крах. Окончательный удар по утопическому мышлению нанесло падение коммунистической системы.

6. Лейтмотивом конца XX – начала XXI в. стало повсеместное распространение идеи кризиса. При этом люди склонны рассматривать социальный кризис как хронический, всеобщий и не предвидят его будущего ослабления.

Теории прогресса представлены в работах О. Конта (теория трёх стадий умственного развития человечества), Г. Спенсера (теория военного и индустриального общества), Э. Дюркгейма (теория механической и органической солидарности), Ф. Тённиса (теория общины и общества), У. Огборна (теория культурного отставания (лага)), К. Маркса (исторический материализм), Д. Белла (теория постиндустриального общества), У. Ростоу, Дж. Гелбрейт, С. Хантингтон, Дэниел Лернер (теория модернизации).

Теории модернизации. Появились после второй мировой войны. Модернизация включает постоянные перемены в экономике, политике, образовании, в сфере традиций и религиозной жизни общества. Модернизация – переход от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу. Сущность модернизации связывают со всемирным распространением по земному шару достижений капитализма. Конкретно речь идёт о рационализме, расчётливости, урбанизации, индустриализации. Лидеры модернизации – США, Западная Европа, позже Япония. Различают два вида модернизации: органическую и неорганическую. Органическая модернизация идёт «снизу», подготовлена всем ходом развития страны. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания.

Неорганическая модернизация осуществляется «сверху» и являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ догоняющего развития, предпринимаемый властью с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Именно такую цель преследовала сталинская индустриализация 30-х гг., перестройка 1985 г. и экономические реформы 1991-1993 гг. Неорганическая модернизация совершается путём закупки зарубежного оборудования, технологий, приглашения специалистов, инвестиций. В политической сфере резко меняется система управления, конституция страны перестраивается под зарубежные образцы. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики.

Социальный регресс – направление развитие общества, для которого характерно обратное поступательное движение – от высших форм развития к низшим; деградация, возврат к устаревшим структурам и отношениям.

Формы социального развития: революция и реформа

Революция – это полное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Социальные революции подразделяются на национально-освободительные, буржуазные, социалистические и др.

Марксистская теория революций акцентирует внимание на радикальных изменениях в экономической и политической организации общества, смене основных форм социальной жизни.

Подробный анализ концепций в исследовании революций, дает польский социолог Петр Штомпка (р. 1944). Он выделяет четыре теории революции:

1. бихевиористская, или поведенческая, – теория, предложенная в 1925 г. Питиримом Сорокиным, согласно которой причины революций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения и неспособности властей воздействовать на изменяющееся поведение масс;

2. психологическая – представлена концепциями Джеймса Дэвиса и Теда Гурра, усматривающих причину революций в том, что массы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость и поднимаются в результате этого на бунт;

3. структурная – при анализе революций сосредотачивается на макроструктурном уровне и отрицает психологические факторы; современным представителем этого направления является Тэд Скокпол.

4. политическая – рассматривает революции как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством (Чарлз Тили).

В некоторых современных исследованиях революционные изменения в обществе рассматриваются как «момент социальной эволюции». Таким образом восстанавливается исходный смысл термина «революция» в естественных и социальных науках (revolvo – лат. «возвращение», «круговорот»), забытый со времен Маркса.

Реформа – это изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры и оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.

Реформы могут быть политические (например, изменение конституции и избирательной системы страны), экономические (например, приватизация), социальные (например, реформы в здравоохранении, образовании).

Эволюционный подход к развитию берет начало в исследованиях Чарлза Дарвина.

Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений.

Огюст Конт считал таким фактором прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений в усложнении структуры общества, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Эмиль Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

Карл Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по Марксу, – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В работах Маркса представлены эволюционный и революционный подходы к анализу социальных изменений. По К. Марксу, в основе типологии обществ лежит критерий способа производства. В соответствии с формационным подходом общество в своем развитии проходит ряд общественно-экономических формаций:

1) первобытнообщинную; 2) рабовладельческую; 3) феодальную; 4) капиталистическую.

Макс Вебер был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам. Он полагал, однако, что можно делать обобщения, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Сегодня реформы (т. е. революции, осуществляемые «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Вводится новое понятие реформы-инновации. Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Социальный цикл – это социальное изменение, которое не имеет определённой направленности, хотя и не является случайным. Любое состояние, в котором пребывает система на той или иной стадии, может возникнуть в будущем, и уже когда-то случалось в прошлом. Изменения происходят лишь в коротком временном интервале, а на длительном отрезке времени – нет, т. к. система возвращается к первоначальному состоянию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: