Издержки торгового предприятия, их состав и структура

Тема 13.Издержки торгового предприятия.

Издержки торгового предприятия, их состав и структура. Факторы, влияющие на расходы на продажу.

Пути снижения расходов на продажу и условие режима экономии.

Издержки предприятия в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Издержки торгового предприятия, их состав и структура.

Расходы, производимые торговыми организациями в процессе осуществления своей деятельности дополнительно к оплате стоимости покупных товаров, формируют производственные расходы, которые в торговле называются расходами на продажу.
Планирование расходов на продажу включает в качестве неотъемлемой составной части разработку системы мер по организации действенного контроля за ходом выполнения плана. В процессе, контроля необходимо систематически оценивать целесообразность затрат, вносить коррективы в план расходов на продажу в случаях ввода в действие или передачи торговых предприятий, изменений ставок заработной платы и других объективных причин.

По экономическому содержанию не все расходы торгового предприятия включаются в издержки обращения. Главное отличие расходов на продажу от себестоимости заключается в том, что в затратах торгового предприятия отсутствует стоимость закупаемых товаров. Торговое предприятие закупает уже произведенные товары, затрачивая средства лишь на доведение их до потребителей.

Издержки обращения — это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для дове­дения товаров от производителя (поставщика) до потребителя.

Издержки обращения возникают у предприятий, осуществляющих товарное обращение, — у торговых предприятий и предприятий различных заготовительных систем. Однако не все их затраты могут быть отнесены к издержкам обращения. Расходы, отражающие перераспределение средств (налоги, штрафы, пени) либо вызванные недостаточностью контроля и учета (списание дебиторской задолженности), а также убытки, произошедшие по случайным причинам (стихийные бедствия) и не обусловленные торговым процессом, к издержкам обра­щения не относятся и списываются за счет прибыли торгового предприятия. Кроме того, не учитываются в издержках обра­щения затраты подразделений неторговой деятельности, нахо­дящихся в ведении торговых предприятий.

Издержки обращения торговых предприятий классифицируются по:

участию в образовании стоимости. По этому признаку все издержки обращения делятся на чис­тые и дополнительные. Чистые издержки обращения — это затраты торговых пред­приятий, которые, являясь общественно необходимыми, не­производительны по своей сути. Существование чистых издер­жек обращения обусловлено тем, что процесс доведения това­ров до потребителя производится путем купли-продажи и сме­ны формы стоимости. К чистым издержкам обращения торго­вых предприятий относятся расходы, связанные с рекламой, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских опе­раций и др. Дополнительные издержки обращения — это затраты тор­говых предприятий, которые обусловлены продолжением про­цессов производства в сфере обращения. К дополнительным издержкам относятся расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и др.

В торговых предприятиях не ведется раздельного учета чис­тых и дополнительных издержек обращения. Но отечественная и зарубежная практика свидетельствует, что существует тен­денция постепенного уменьшения доли дополнительных и воз­растания доли чистых издержек обращения в общей их сумме. Это связано с тем, что при наличии насыщенного рынка важ­нейшим фактором успеха торговых предприятий становится культура обслуживания покупателей. Соответственно, более бы­стрыми темпами возрастают расходы, направляемые именно на совершенствование процесса обслуживания, т.е. возрастает доля чистых издержек обращения в общей их сумме;

подотраслям деятельности. По этому признаку можно выделить издержки обращения:

ü розничных торговых предприятий;

ü оптовых торговых предприятий;

ü предприятий массового питания.

Классификация издержек обращения по подотраслям дея­тельности обусловлена особенностями торгово-технологических процессов в различных торговых предприятиях. Специфи­ка хозяйственной деятельности предопределяет высокий уро­вень издержек, как правило, на предприятиях массового пита­ния, а наиболее низкий — на предприятиях оптовой торговли. Различия торговой технологии детерминируют различия в со­ставе и структуре издержек торговых предприятий различных подотраслей деятельности (например, в затраты предприятий питания включаются не только издержки обращения, но и издержки производства), которые в конечном итоге в значитель­ной степени предопределяют разницу в подходах к ценообра­зованию;

выполняемым задачам. По этому признаку все издержки обращения можно разде­лить на операционные и административно-управленческие. Операционные издержки обращения — это расходы торго­вых предприятий, которые связаны с осуществлением основ­ной деятельности, т.е. обусловлены непосредственным продви­жением товаров из сферы производства в сферу обращения. К операционным расходам относятся транспортные расходы; заработная плата персонала; расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, инвентаря; расходы на текущий ремонт; расходы по хранению и подготовке товаров к продаже и др.

Административно-управленческие издержки — это расходы торговых предприятий, которые связаны с деятельностью ап­парата управления, т.е. обусловлены организацией хозяйствен­ной деятельности конкретного предприятия. К административ­но-управленческим издержкам относятся расходы по заработ­ной плате управленческих работников, почтово-телеграфные, канцелярские расходы и расходы по командировкам и др.;

способу распределения по товарным группам. По этому признаку все издержки обращения торговых пред­приятий делятся на прямые и распределительные (косвенные).Прямые издержки — это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов могут быть от­несены к определенной товарной группе без дополнитель­ных расчетов. Распределительные (косвенные) издержки — это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся до­кументов невозможно отнести к определенной товарной груп­пе, вследствие чего их распределяют между товарными группа­ми после предварительных расчетов;

степени зависимости от изменений объема товарооборота. По этому признаку все издержки обращения делятся на ус­ловно-переменные и условно-постоянные. Условно-переменные издержки обращения — это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых уменьша­ется с изменением объемов товарооборота. К условно-пере­менным относятся транспортные расходы, расходы по оплате труда, по хранению и подготовке товаров к продаже, потери товаров, проценты за пользование кредитом и др. Условно-постоянные издержки обращения — это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается по­стоянной при изменении объемов товарооборота. К услов­но-постоянным относятся расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений и инвентаря, износ спец­одежды, расходы на рекламу и др. Деление издержек на переменные и постоянные в значи­тельной мере является условным, так как учитывает влияние только одного фактора: изменения объема товарооборота. Од­нако на величину издержек обращения торговых предприятий одновременно оказывает влияние множество факторов, поэто­му характер их изменения может быть различным в зависимос­ти от конкретной ситуации;

видам затрат. Данный признак классификации издержек обращения яв­ляется основным. По этому признаку затраты торговых пред­приятий можно разделить на следующие укрупненные группы:

ü оплата труда работников торговых предприятий;

ü оплата услуг других отраслей экономики (транспорта, свя­зи, коммунального хозяйства);

ü материальное потребление в торговых предприятиях (износ основных фондов, расход упаковочных материалов, топлива, электроэнергии);

ü материальные потери (убыль и потери товаров);

ü другие расходы (подготовка кадров, охрана труда и соци­альное страхование).

По способу отнесения на затраты издержки подразделяются на два вида: прямые и косвенные.
1) Прямые издержки - затраты которые находятся в прямой зависимости от объёма производства (реализации) или объёма времени затраченного на реализацию.
Прямые затраты включают в себя:

- прямые затраты сырья и материалов - это затраты тех материалов которые включает в себя реализуемая продукция;

- прямые затраты труда - это заработная плата штатных работников за фактически выполненную работу по реализации товаров;

- прямые накладные расходы - это расходы, величина которых находится в прямой зависимости от объёма реализации, но являющихся дополнительными для процесса реализации товаров.

Косвенные издержки включают в себя:

- косвенные затраты материалов - это затраты побочных, но необходимых для реализации материалов;

- косвенные затраты труда - заработную плату подсобных работников, заработную плату работников занятых обслуживанием оборудования, время вынужденного простоя и стоимость сверх урочных работ;

- косвенные накладные расходы - это побочные для процесса реализации не находящиеся в прямой зависимости от объёма реализации и прямых затрат рабочего времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: