Разработка коммерческой стратегии торгового предприятия

Введение.

1. Разработка коммерческой стратегии как механизм управления перспективным развитием предприятия.

1.1. Принципы формирования коммерческой стратегии предприятия.

1.2. Методические подходы и этапы разработки коммерческой стратегии.

2. Оценка коммерческой стратегии предприятия.

2.1. Составляющие коммерческой стратегии предприятия и их оценка.

2.2. Анализ состояния предприятия и его конкурентных позиций.

3. Выработка коммерческой стратегии предприятия.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Во введении должна быть обоснована необходимость стратегического управления торговым предприятием. Это продиктовано тем, что стратегия обеспечивает обоснованность действий предприятия и создает условия для максимального использования всех его ресурсов.

Следует подчеркнуть, что стратегическое управление является действенным механизмом успешного развития предприятия, и, несмотря на сложную экономическую ситуацию в Республике Беларусь, нецелесообразно от него отказываться. В результате экономической нестабильности многие предприятия Республики Беларусь находятся на грани выживания из-за резкой смены экономических условий. Изменение макроэкономической ситуации и разрыв хозяйственных связей осложнили деятельность предприятий. Многие руководители отказались от перспективных прогнозов, стараются решать текущие проблемы, пытаясь выжить в нестабильной экономической ситуации.

Однако в последние годы возрастает потребность разработки стратегии для конкретного предприятия. Для того, чтобы разработать стратегию, необходимо овладеть методикой выработки собственной стратегии для конкретного предприятия с учетом реальной обстановки на рынке. Именно на ее основе должна осуществляться реализация детализированных краткосрочных программ.

Во введении следует указать цель, которая ставится в данной дипломной работе, указать, по материалам какой организации она выполняется, период, за который используется практический материал, методы и программы, применяемые при его обработке.

В параграфе 1.1 необходимо выделить и рассмотреть основополагающие принципы деятельности:

· учет ресурсного потенциала предприятия, являющегося основой, определяющей возможности предприятия в достижении целей, т.е. цели должны соответствовать ресурсным возможностям, без ресурсного обеспечения они не могут быть достигнуты;

· выделение всех сильных сторон своего предприятия, его конкурентных преимуществ, поддержка и преумножение их;

· стремление к сокращению издержек, связанных с ведением финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Следует обосновать необходимость использования этих принципов, оценить, как они реализуются предприятием, по материалам которого выполняется дипломная работа.

В параграфе 1.2 целесообразно рассмотреть методические подходы к разработке стратегии.

Рекомендуется придерживаться следующей последовательности:

· учитывая, что предприятие принадлежит к какой-то отрасли, проанализировать конкурентное положение (статус) изучаемого предприятия в отрасли, изучить среду, в которой приходится ему работать;

· проанализировать деятельность предприятия, по материалам которого пишется дипломная работа;

· выделить стратегические проблемы, детально изучить их;

· приступить к разработке стратегии.

Можно выделить следующие этапы выработки коммерческой стратегии:

Этап 1. Определить положение предприятия на рынке по отобранным показателям. Рекомендуется использовать темпы роста товарооборота, уровень рентабельности, коэффициент платежеспособности и другие показатели.

Этап 2. Рассмотреть влияние внутренних и внешних факторов на результаты коммерческой деятельности, дать им обобщенную оценку.

Этап 3. Выделить стратегические проблемы, требующие немедленного решения и определяющие успешную работу предприятия на рынке в течение длительного периода.

Этап 4. Разработать стратегию, удовлетворяющую конъюнктуре рынка, ресурсным возможностям предприятия, социальным и экономическим задачам, которые оно должно решать в соответствии с его главной миссией.

Схема, представленная на рис. 7, поможет соблюсти логику изложения материала.

Рис 7. Методологические подходы к выработке коммерческой
стратегии предприятия

На рис 8 представлены возможные для торгового предприятия направления работы, но они не исчерпывают все слагаемые, и для каждого исследуемого предприятия их конкретный набор диктуется конкретными условиями деятельности.

Рис 8. Составляющие коммерческой стратегии торгового предприятия

Для характеристики и оценки составляющих коммерческой стратегии, реализуемых во внешней среде (параграф 2.1), необходимо изучить нормативную базу, которая используется торговым предприятием при формировании ассортимента, рассмотреть порядок формирования ассортиментных перечней, оценить получаемые при этом результаты, выделив как положительные, так и отрицательные моменты при реализации ассортиментной политики.

Целесообразно подчеркнуть роль цены на рынке. В связи с этим нужно оценить, насколько экономически грамотно используется этот рыночный рычаг, влияние ценообразования на формирование валовых доходов, товарооборачиваемость и уровень издержек обращения.

Следует изучить поставщиков, с которыми работает торговое предприятие, оценить, насколько их выбор удачен, какие критерии использовались при отборе поставщиков, рассмотреть существующую систему хозяйственных связей, оценить ее эффективность, влияние поставок на доходы.

Если базовое предприятие, по материалам которого выполняется дипломная работа, является оптовым, то и покупатели у него оптовые. Рассматривая взаимоотношения с покупателями при оптовой продаже, следует изучить условия договоров, оценить их с точки зрения выгодности для предприятия, выявить недостатки в организации этой работы.

Если дипломная работа выполняется по материалам организации розничной торговли, необходимо осветить вопросы формирования взаимоотношений с конечными покупателями.

Следует изучить нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения между розничным торговым предприятием и покупателем, обратив внимание на Закон Республики Беларусь "О защите прав потребителей", выделить задачи, которые должны решаться по повышению уровня торгового обслуживания населения Республики Беларусь.

В первую очередь следует определить, кто занимается торговой деятельностью, какую долю рынка занимает предприятие и как эта доля меняется, какие меры предусматриваются, чтобы удержать или улучшить свои позиции на рынке.

Рассматривая формирование положительного имиджа, необходимо обратить внимание на то, как ведется рекламная работа, какие методы используются для формирования положительного имиджа (высокая культура торгового обслуживания, услуги, предоставляемые покупателям, неукоснительное выполнение своих обязательств перед партнером, высокая квалификация кадров, прогрессивные технологии и другие инновации).

Если предприятие занимается внешнеэкономической деятельностью, то следует изучить направления этой деятельности, динамику и структуру оборота, эффективность сделок.

При характеристике и оценке составляющих, реализуемых во внутренней среде, следует обратить внимание на то, что источники формирования валового дохода имеют свои пределы и для повышения рентабельности торгового предприятия главной задачей является снижение издержек, обращения. Следует определить, ставится ли такая задача на конкретном торговом предприятии и насколько успешно она решается.

Оценка эффективности финансовой политики осуществляется путем изучения основных финансовых показателей:

· деловой активности;

· финансовой устойчивости;

· рентабельности.

Расчеты следует оформить в табл. 108.

Таблица 108. Динамика основных показателей, характеризующих
финансовое состояние торгового предприятия

Показатели Значение показателей Рекомендуемый критерий
изучаемого торгового предприятия среднего по облпотребсоюзу среднего по Белкоопсоюзу
1. Показатели деловой активности:        
коэффициент общей оборачиваемости активов       max
коэффициент оборачиваемости собственного капитала       max
2. Показатели финансовой устойчивости:        

Окончание табл.108

Показатели Значение показателей Рекомендуемый критерий
изучаемого торгового предприятия среднего по облпотребсоюзу среднего по Белкоопсоюзу
коэффициент обеспеченности запасов источниками средств       ≥1
коэффициент независимости (автономии)       ≥0,5
коэффициент соотношения заемных и собственных средств       ≥1,0
коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами       ≥0,1
3. Показатели платежеспособности (ликвидности):        
коэффициент текущей ликвидности       ≥2,0
коэффициент абсолютной ликвидности       ≥0,3
уточненный коэффициент ликвидности       0,6–0,7
4. Коэффициент рентабельности основной деятельности       max

Необходимо показать в динамике развитие материально-технической базы, оценить ее с позиций соответствия требованиям, установленным нормативам, выделить положительные и отрицательные тенденции ее развития, показать, насколько эффективно она используется.

Нужно рассмотреть качественный состав кадров, занимающихся коммерческой работой, оценить их способность к работе в сложных экономических условиях, выделить роль личности руководителя в обеспечении коммерческого успеха предприятия, определить, насколько эффективна система стимулирования коммерческого аппарата предприятия.

Оценивая уровень управления предприятием, следует определить структуру аппарата управления (лучше представить ее в виде схемы), дать оценку ее оптимальности. Особое внимание необходимо обратить на построение коммерческого аппарата, отметить, насколько оно рационально.

Итогом оценки действующей коммерческой стратегии являются выводы о том, насколько она обеспечивает конкурентоспособность предприятия на рынке и предотвращает его финансовую несостоятельность (банкротство).

Анализ состояния торгового предприятия и его конкурентного статуса (параграф 2.2) целесообразно проводить в следующей последовательности:

· SWOT-анализ;

· сравнительный анализ издержек;

· сравнительная оценка конкурентоспособности предприятия;

· выделение стратегических проблем, на решение которых должна быть нацелена деятельность предприятия в перспективе.

SWOT-анализ предполагает исследование сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и угроз при ведении коммерческой деятельности на рынке.

Использование техники SWOT-анализа дает возможность получить комплексную оценку состояния торгового предприятия. При этом следует оценить, насколько действующая стратегия обеспечивает увязку внутренних возможностей предприятия и внешней среды, в которой ему приходится работать.

При проведении SWOT-анализа к сильным сторонам нужно отнести то, что изучаемое торговое предприятие делает лучше, чем другие, или то, что принесло ему наибольший коммерческий успех: исключительное превосходство по месту расположения предприятия; защищенность от давления конкурентов; высокая покупательная способность населения; лучшая материально-техническая база; передовые технологии; высокий имидж; опыт в конкурентной борьбе; достаточные финансовые ресурсы; высокая квалификация кадров; эффективное управление; стабильные хозяйственные связи; наличие конкурентоспособных товаров; равномерные или ритмичные поставки; выгодные условия договоров; высокие темпы роста товарооборота; низкие издержки и др.

К слабым сторонам следует отнести то, что делается хуже, чем у конкурентов или в среднем по отрасли, или то, что ухудшает результаты работы предприятия: отсутствие стратегии; устаревшая материально-техническая база; старые технологии; низкий уровень квалификации кадров; отсутствие опыта работы в переходный период; низкий уровень информационного обеспечения; узкий, неконкурентоспособный ассортимент; снижение валовых доходов; плохая репутация; замедление товарооборачиваемости; отсутствие или недостаток финансовых ресурсов; рост издержек обращения; нестабильные хозяйственные связи; неритмичные или неравномерные поставки; дискриминационные условия договоров; слабый контроль за их исполнением и др.

Результатом этой работы должен быть список сильных и слабых сторон, который следует отранжировать по степени важности каждой позиции в зависимости от условий и результатов работы предприятия, по материалам которого выполняется дипломная работа.

Наиболее значимые сильные стороны должны стать основой стратегии, которая будет разрабатываться для предприятия. Если при анализе выявится, что при существующей стратегии выделяется особенно выгодное по сравнению с конкурентами или другими предприятиями системы превосходство, например, самые высокие темпы роста товарооборота, то эту сильную сторону необходимо рассмотреть отдельно как исключительное преимущество. Именно это направление в коммерческой деятельности предприятия должно стать основой для формирования его конкурентного преимущества. Кроме того, в новой стратегии необходимо предусмотреть меры, сводящие к минимуму отрицательное воздействие слабых сторон существующей стратегии.

Возможности торгового предприятия в значительной степени базируются на факторах коммерческого успеха. Очень важно, чтобы в процессе анализа были выделены возможности, адекватные ресурсам предприятия, создающие реальную базу для формирования конкурентных преимуществ.

Потенциальными возможностями торгового предприятия могут быть следующие: расширение зоны деятельности и появление дополнительных групп покупателей; рост покупательной способности населения; расширение ассортимента, продажи сопутствующих товаров; благоприятная ценовая, налоговая, таможенная политика; увеличение темпов роста товарооборота; снижение издержек обращения; установление и развитие прямых длительных хозяйственных связей; наличие достаточного количества поставщиков, обеспечивающих поставку товаров в широком ассортименте и высокого качества; ритмичность и выгодность поставок; наличие конкурентоспособного ассортимента и др.

Отдельные факторы внешнего окружения могут представлять угрозы для предприятия.

К возможным угрозам можно отнести следующие: возможность появления достаточно сильного конкурента на рынке, что приведет к уменьшению доли рынка и объема товарооборота, низкому темпу роста товарооборота; изменение системы налогообложения не в пользу торгового предприятия; снижение покупательной способности; изменение таможенной политики; рост цен и тарифов; инфляция; рост процентных ставок на банковские кредиты, чрезвычайные ситуации (наводнение, засуха), неблагоприятные демографические изменения; изменение спроса; ужесточение государственного регулирования; диктат, монополизм изготовителей; недостаток товарных ресурсов и др.

К выделению потенциальных возможностей и угроз следует отнестись серьезно, так как эта работа является важным этапом разработки коммерческой стратегии торгового предприятия. Грамотно построенная стратегия должна быть ориентирована на использование возможностей, соответствующих ресурсам конкретного предприятия, и обеспечить максимальную защиту от угроз, связанных с изменением внешней среды.

Важной составляющей, обеспечивающей конкурентоспособность торгового предприятия, являются более низкие издержки, чем у конкурентов или по отрасли.

При анализе издержки можно сопоставить с издержками предприятия, занимающегося таким же видом деятельности и работающего в аналогичных условиях. Следует создать расчетную модель, обеспечивающую минимальные издержки по каждой статье и в целом.

Изучение издержек и их уровня в динамике и в сопоставлении позволит выявить резервы снижения затрат по сравнению с имеющимся результатом действующей стратегии и предусмотреть меры по их снижению при разработке новой стратегии.

Так, например, задача снижения затрат, связанных с закупками товаров у поставщиков и транспортными расходами по их доставке, может решаться по следующим направлениям:

· переговоры с поставщиками о более выгодных условиях поставки;

· поиск наиболее надежных и выгодных поставщиков;

· развитие прямых хозяйственных связей;

· контроль за выполнением договорных обязательств;

· ритмичность и равномерность поставок;

· обоснование размеров партий товаров и частоты их завоза;

· эффективное использование транспортных средств;

· сокращение транспортных расходов и затрат на погрузочно-разгрузочные работы,

· создание условий, обеспечивающих сохранность грузов на всем пути товародвижения;

· снижение потерь товаров и тары;

· ускорение товарооборачиваемости;

· оптимальное распределение функций и затрат между участниками продвижения товаров на рынок;

· сокращение звенности товародвижения и др.

Таким образом, сравнительный анализ издержек поможет выделить те статьи и группы затрат, на которые надо обратить внимание при разработке новой стратегии, чтобы обеспечить их сокращение и за счет этого сформировать экономическую основу для конкурентных преимуществ.

При сравнительной оценке конкурентоспособности торгового предприятия применяется следующая последовательность анализа:

· выделить 3-5 предприятий, которые являются наиболее сильными конкурентами для изучаемого предприятия и имеют равные условия работы;

· определить показатели, по которым целесообразно вести сравнение результатов деятельности торгового предприятия. Например, для розничного торгового предприятия могут быть использованы следующие показатели: доля рынка, темпы роста товарооборота, рентабельность, уровень издержек обращения, коэффициент финансовой устойчивости и др. Для оптового предприятия могут быть использованы, кроме перечисленных выше, следующие показатели: доля оптовой базы в розничном товарообороте зоны деятельности, удельный вес централизованной доставки, товарооборачиваемость, показатели эффективности использования товарных ресурсов;

· определить период, по которому будет вестись сопоставление;

· выбрать методы, которые целесообразно использовать при оценке конкурентоспособности и конкурентного статуса предприятия, по материалам которого выполняется дипломная работа (метод рангов, метод темпа роста, метод сравнительной оценки рыночных позиций [9, с. 122-124]);

· определить, насколько существующая стратегия защищает от потенциальных внешних угроз и сглаживает внутренние слабости предприятия;

· отметить, насколько опасны для предприятия его конкуренты, какие действия с их стороны можно ожидать, насколько агрессивным является их поведение на рынке;

· рассмотреть, какие дополнительные усилия нужны для повышения конкурентоспособности предприятия.

Итогом анализа состояния торгового предприятия и его конкурентных позиций должен быть вывод о том, может ли торговое предприятие использовать существующую стратегию с небольшими изменениями или необходим ее детальный пересмотр.

В главе 3 на основе проведенного анализа необходимо выявить круг проблем, стоящих перед исследуемым предприятием, и набор различных способов их решения. Их надо систематизировать и обосновать. Должна быть выработана главная цель, а также определены основные функциональные направления реализации этой цели. Для этого целесообразно выделить главное конкурентное преимущество предприятия и использовать его как основу стратегии, обеспечить условия для создания новых преимуществ, возможные варианты стратегий.

При реализации стратегии в отдельные периоды могут использоваться наступательные или оборонительные меры, как того требует конкретная ситуация.

Неодинаковые подходы должны применяться при разработке стратегий предприятий, имеющих устойчивые позиции (лидеры в отрасли), находящихся в середине отраслевого рейтинга, и слабых предприятий.

Приведем рекомендуемую примерную структуру коммерческой стратегии:

· прогноз характера изменений внешней среды, тенденций развития отрасли и положения предприятия в отрасли;

· стратегические цели предприятия: миссия, основные долгосрочные цели развития, основные финансовые задачи;

· общая стратегия, ее составляющие (функциональные стратегии);

· программа реализации стратегии, обеспечивающей конкурентные преимущества, и ее ресурсное обеспечение.

Предлагаемая в дипломной работе коммерческая стратегия должна обеспечить устойчивое поступательное развитие предприятия и формирование конкурентных преимуществ на рынке.

В заключении необходимо выделить положительные и отрицательные стороны используемой предприятием в настоящее время стратегии и сформулировать главные ключевые направления стратегии, рекомендуемой на перспективу.

4.14. Организация и пути совершенствования тарного хозяйства
в системе потребительской кооперации
(по материалам райпо, оптовой базы)

Введение.

1. Задачи развития тарного хозяйства в современных условиях.

1.1. Роль и значение тары.

1.2. Классификация тары.

1.3. Требования, предъявляемые к таре.

2. Организационно-экономическая характеристика организации (предприятия).

3. Организация оборота тары.

3.1. Состояние материально-технической базы по ведению тарного хозяйства.

3.2. Организация приемки тары.

3.3. Порядок расчета за тару.

3.4. Возврат тары, эффективность централизованного сбора тары.

3.5. Экономическое стимулирование работы с тарой.

4. Пути повышения эффективности работы с тарой.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Через торговлю проходит большое количество тары. Постоянный рост производства изделий, расширение ассортимента товаров с различными физико-химическими свойствами повышают роль тары в торгово-технологическом процессе.

Затраты на производство тары и упаковки оцениваются большими расходами сырьевых ресурсов, таких как древесина, металл, хлопок, лен и т. д. На тару, как и на любой товар, при изготовлении затрачивается общественный труд. Однако тарное хозяйство отстает от потребностей промышленности как в количественном, так и в качественном отношении, что приводит к потерям товаров и замедлению их оборачиваемости.

Во введении дипломной работы необходимо обосновать актуальность темы, затем сформулировать цель, задачи и объект дипломного исследования. Автор должен указать теоретическую, методологическую и информационную базу исследования.

Глава 1 пишется с использованием различных литературных источников, монографий, нормативно-технической документации.

В параграфе 1.1 необходимо раскрыть основные понятия о таре и упаковке, показать роль тары в процессе товародвижения, основные тенденции в развитии производства тары, привести материалы, характеризующие производство тары и упаковки за ряд лет (дать некоторые сравнения с зарубежной практикой).

При написании параграфа 1.2, кроме учебной литературы, нужно использовать и другую специальную литературу по данной проблеме (стандарты, ГОСТы). Постоянное совершенствование видов тары неразрывно связано с мероприятиями по ее унификации и стандартизации. Система стандартизации тары основывается на принципах максимальной экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В параграфе 1.3 раскрываются требования, предъявляемые к таре. Для этого необходимо ознакомиться с нормативными документами, стандартами на определенный вид тары, требованиями к маркировке тары.

Глава 2 дипломной работы посвящена анализу состояния конкретного предприятия (организации) за последние 3-5 лет.

Анализируя доходы и издержки обращения организации, необходимо уделить особое внимание результатам операций с тарой (табл. 109).

Таблица 109. Расходы, потери и доходы по таре на ____________ за _____г.

(предприятие)

Наименование статей Ед.измер. Год
     
1 Субсчет 49-1 "Расходы по таре"        
2 Субсчет 49-2 "Потери по таре"        
3. Субсчет 49-3 "Доходы по таре"        
Итого        

Глава 3 посвящена организации оборота тары.

В параграфе 3.1 нужно проанализировать состояние материально-технической базы по ведению тарных операций.

Следует сделать анализ договорных отношений с тароремотным предприятием (приложить копию договора), указать причины неудовлетворительного состояния материально-технической базы тарного хозяйства.

В параграфе 3.2 нужно сделать анализ данных по разбраковке тары. На конкретном практическом материале следует показать, как осуществляется приемка тары, а также проанализировать, есть ли случаи потерь, отнесенные за счет виновных лиц.

Стеклянная тара занимает в обороте всех видов тары значительный удельный вес по качеству, количеству и стоимости. Прием стеклотары от населения регулируется постановлением Правления Белкоопсоюза № 75 от 03.12.99 г. Стеклоприемные пункты должны осуществлять прием всех видов стеклянной тары, на которую установлены залоговые цены.

В параграфе 3.3 следует показать порядок оплаты за тару по всем видам тары, поставляемой с товарами, и при ее возврате.

Все вопросы организации оборота тары регулируются рядом документов, в том числе Законом Республики Беларусь "О налоге на добавочную стоимость", Постановлением Комитета цен Министерства экономики Республики Беларусь от 17.01.97 г. № 14 "О возмещении предприятию промышленности расходов по сбору и хранению тары и их распределению".

Надо остановиться на проблемах, которые существуют в конкретной организации. Возвращенная сумма денег за тару находится в прямой зависимости от состояния тары и сроков ее сдачи.

Нужно проанализировать доходы по таре, отношения, налаженные с поставщиками товаров и тароремонтным предприятием (табл. 110).

Таблица 110. "Отчет о движении тары" за ___________г. по видам тары

(тыс. шт.)

Виды тары, поступившей с продукцией Ед.вместимости Поступило за отчетный период Отгружено тары за отчетный период Остатки тары на конец ____ г.
всего в том числе порожней всего в том числе порожней
1. Стеклянная            
2. Мягкая            
и т.д.            

В параграфе 3.4 следует проанализировать сбор и возврат тары (периодичность, обеспеченность транспортом, ответственность руководителей за сбор тары и материально ответственных лиц).

Следует внести предложения по эффективному использованию транспорта для сбора тары.

На примере отдельных или основных поставщиков необходимо рассмотреть организацию и проведение сверки тары, приложить акты по сверке на последнюю дату, оформить расчет задолженности по таре (табл. 111).

Таблица 111. Расчет задолженности по ______ таре на 01.01. _____г.

Наименование тары Стоимость тары, р. Количество отгруженной тары, шт. Подлежит возврату, % Колич. возвращенной тары, шт. Остаток (+,-) Сумма штрафов, р.

В параграфе 3.5 следует отразить процесс экономического стимулирования по эффективному ведению тарных операций.

Нужно изучить "Положение о порядке образования и расследования фонда премирования за сохранность, сбор и своевременное использование тары", показать, как образуется и расходуется фонд премирования в конкретной организации (желательно, в разрезе структурных подразделений райпо).

В главе 4 на основании изученного материала нужно выделить и обосновать пути повышения эффективности ведения тарных операций в конкретной организации.

Практика многих передовых кооперативных организаций и предприятий показывает, что потери по таре можно сократить до минимума и в конечном счете ликвидировать.

Сохранность тары и повторное ее использование имеют важное народнохозяйственное значение. Для снижения расходов по таре нужно наметить ряд конкретных мероприятий, включая контроль за ведением тарных операций.

Исходя из изученного материала можно выделить и обосновать пути повышения эффективности ведения тарных операций в различных отраслях потребительской кооперации района.

Следует конкретизировать, с какими поставщиками и по каким вопросам чаще, всего возникают проблемы (сроки возврата, замена видов тары).

Нужно проанализировать, как следует добиваться сокращения расходов по таре, почему существуют потери по таре.

Необходимо охарактеризовать функции коммерческой, бухгалтерской и юридической служб.

В заключении следует дать оценку состояния работы с тарой. Нужно отметить, как изменилась эта работа за анализируемый период.

К дипломному проекту прилагаются таблицы 112-118.

Таблица 112. Сведения о проступившей возвращенной стеклотаре
__________________ в _____г.

(предприятие)

(тыс шт.)

Наименование организации-поставщика Поступило тары емкостью, л Итого в пересчете на 0,5л Подлежит возврату Фактически возвращено тары емкостью, л Итого в пересчете на 0,5 л Отклонения(+, -)
0,25 0,5 1,0 3,0 0,25 0,5 1,0 3,0
                         

Таблица 113. Сведения о движении стеклотары________________ райпо

(предприятие)

в _____г.

(тыс. шт.)

Наименование поставщика Вид тары Остаток на начало отчетного периода Поступило с продукцией Подлежит возврату Возвращено Задолженность

Таблица 114. Сведения о движении мешкотары (поквартально)

Наименование(назначение) мешкотары Остаток на начало периода Поступило с продукцией Подлежит возврату Возвращено Задолженность
1. Мешки из-под сахара          
2. Мешки из-под муки          
и т.д.          

Таблица 115. Сведения по деревянной и картонной таре (поквартально)

(тыс шт.)

Наименование тары Поступило Сдано тароремонтномупредприятию Сданотранзитом
1. Ящики деревянные      
2. Ящики картонные      

Таблица 116. Сведения по разбраковке тары _________________ в ______г.

(предприятие)

(поквартально)

Всего В том числе
колич., шт. сумма, тыс р. деревянная картонная мешкотара полиэтиленовая
колич., шт. сумма, тыс р. колич., шт. сумма, тыс р. колич., шт. сумма, тыс р. колич., шт. сумма, тыс р.
                   

Таблица 117. Сведения об остатках товаров и тары,
подлежащих возврату (поквартально)

Наименование организации Остатки на 01.01.99 г. Остатки на 01.01.00 г.
товаров тары в % к товарообороту товаров тары в % к товарообороту
             

Таблица 118. Расчет норматива остатков тары по ____________ на ___г.

(предприятие)

Наименование торгового предприятия Месторасположение Остатки тарына 01.04. ___ г., млн р. Запасы товаров на 01.04. __ г., млн р. Коэффициент тароемкости запасов(гр. 4: гр. 5)
Всего В том числе
порожней занятой товарами (гр. 2– гр.3)
А            
1. Розничное торговое предприятие (РТП) № 1            
2. РТП № 2            
3. РТП № 3            
и т. д.            

Продолжение табл. 118

Тип и наименование торгового предприятия Норматив запасов товаров на III квартал, млн р. Норматив остатков тары, занятой товарами, млн р.гр.6 х гр.7 Поступило товаров за II квартал, млн р. Поступило тары за II квартал, млн р. Коэффициент тароемкости поступления (гр.10: гр.9) План товарооборота магазина на III квартал, млн р.
А            
1. РТП№1            
2. РТП№2            
3. РТП№3            
и т. д.            

Окончание табл. 118

Тип и наименование торгового предприятия Количество вывоза тары за II квартал, раз Фактический интервал вывоза порожней тары(90: гр.13), дней Плановый интервал вывоза порожней тары, дней Норматив остатков порожней тары, млн р.(гр.12 х гр.11х х гр.15: 90) Норматив остатков тары на III квартал, млн р.(гр.8 + гр.16)
А          
1. РТП№1          
2. РТП №2          
3. РТП№3          
и т.д.          

В дипломной работе можно использовать другие формы таблиц, которые приняты в конкретной организации, с учетом периодичности их составления.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы развития потребительской кооперации в условиях рынка. — Гомель: ГКИ, 1995.

2. Архипова Л. В., Баев Н. Ф. Рынковедение. — М: Экономика, 1982.

3. Балабанова Л. В. Оптовая торговля: маркетинг, коммерция. — Экономика, 1990.

4. Болт Г.Д. Практическое руководство по управлению сбытом. — М.: Экономика, 1991.

5. Бланк И.А. Торговый менеджмент. — Киев: Украинско-финский институт менеджмента и бизнеса, 1997.

6. Валевич Р.П, Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие. — Мн.: Вышэйшая школа, 1996.

7. Виноградова С.Н., Голик С.С. Рыночная экономика — среда функционирования маркетинга: Учебное пособие: В 3 ч. 4.1. — Гомель: ПСИ, 1992.

8. Виноградова С.Н., Колбаска И.В. Товародвижение и система продвижения товаров в системе маркетинга: Учебное пособие: В 3 ч. Ч. 2. — Гомель: ГКИ, 1992.

9. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: Учебное пособие. — Мн.: Вышэйшая школа, 1998.

10. Виноградова С.Н. Организация и технология торговли: Учебник. — Мн.: Вышэйшая школа, 1998.

11. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998.

12. Голик С.С. Стратегия и тактика маркетинга: Учебное пособие. — Гомель: ГКИ, 1999.

13. Гражданский кодекс Республики Беларусь. — Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999.

14. Гурская С.П. Организация хозяйственных связей по поставкам товаров: Текст лекции. — Гомель: ГКИ, 1998.

15. Гурская С.П. Торговое обслуживание потребителей: Текст лекции. — Гомель: ГКИ, 1999.

16. Даненбург В. и др. Основы оптовой торговли / В. Даненбург, Р. Монкриф, В. Тейлор. — СПб.: Нева- Ладога - Онега, 1993.

17. Дашков Л.П. Формирование ассортимента продовольственных товаров в оптовой и розничной торговой сети потребительской кооперации: Лекция. — М.: МКИ, 1988.

18. ДейянА., Троадек А. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. — М.: Прогресс, 1993.

19. Демичев Г.М. Складское и тарное хозяйство. — М.: Высшая школа, 1990.

20. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальное решение / Пер с англ. М. Котельниковой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.

21. Забелин П.В. Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. — М.: ИВЦ "Маркетинг", 1998.

22. Как продать Ваш товар на внешнем рынке? Справочник. — М.: Мысль, 1997.

23. Коммерческий договор: от заключения до исполнения / Сост. Л.П.Дашков, А.В. Брызгалин. — М.: ИВЦ "Маркетинг", 1995.

24. Комментарий к Закону Республики Беларусь "О защите прав потребителей". — Мн.: Право и экономика, 1995.

25. Соловьев Б.А. и др. Комплексное исследование рынка сбыта товаров народного потребления / Б.А. Соловьев, Н.И. Ивашков, А.В. Шишкин. — М.: Экономика, 1997.

26. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. —- Мн.: Вышэйшая школа, 1995.

27. Липень Л.И., Володько Н.В. Образцы договоров, используемых в хозяйственной деятельности. — 5-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Амалфея, 1999.

28. Марголин А.А., Шумакова К.С. Спрос и коммерческая работа на рынке товаров и услуг. — М.: Знание, 1989.

29. Материалы XiV съезда потребительской кооперации Республики Беларусь. — Мн.: Белкоопсоюз, 1999.

30. Мешечкина Р.П., Отскочная З.В. Формирование ассортимента товаров в розничной торговой сети: Лекция. — М.: МКИ, 1989.

31. Методические рекомендации по обеспечению устойчивого ассортимента товаров в магазинах потребительской кооперации. — Мн.: НИИПК Республики Беларусь, 1997.

32. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Как побеждать на рынке. — М.: Финансы и статистика, 1991.

33. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. — М.: ЮНИТИ, 1997.

34. О правилах торговли и защите прав потребителей: Сборник нормативных актов. — Мн.: Гермес, 1996.

35. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент / Под ред. В.И. Власовой. — М.: Финансы и статистика, 1997.

36. О программе выхода потребительской кооперации Республики Беларусь в 1999-2000 гг. по основным показателям хозяйственной деятельности на уровень 1990 г.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.99 г. № 777. — Мн., 1999,

37. Омаров А.М. Предприимчивость руководителя. — М.: Политиздат, 1990.

38. Организация оптовой торговли: Учебное пособие /А.Г. Ромина, В.М.Рыбаков, В.А. Бесман и др.; Под общ. ред. А.Г. Роминой. — Мн.: БГЭУ, 1997.

39. Организация коммерческой деятельности: Справочное пособие / С.Н.Виноградова, С.П. Гурская, О.В. Пигунова и др.; Под общ. ред. С.Н. Виноградовой. — Мн.: Вышэйшая школа, 2000.

40. О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров: Указ Президента Республики Беларусь от 07.03.00 г. № 117 // НЭГ. — 2000. — № 11 (март). — С. 3-4.

41. Памбухчиянц В.К. Организация перевозок товаров и тарное хозяйство кооператива: Учебное пособие. — М.: МКИ, 1992.

42. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. Учебник для вузов. — М.: ИВЦ "Маркетинг", 1996.

43. Петухова Н.Г. Эффективность коммерческой деятельности в условиях развития рыночных отношений: Текст лекции. — Гомель: ПСИ, 2000.

44. Платонов В.Н. Организация розничной торговли: Учебное пособие.—Мн.: БГЭУ, 1996.

45. Положение о поставках товаров в Республике Беларусь: Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.07.96 г. № 444. — Мн., 1996.

46. Положение о коммерческой тайне: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.92г. №670//НЭГ.—1996.—7 красавiка.—С. 23.

47. Положение об организации договорной и исковой работы в потребительской кооперации Республики Беларусь: Постановление Правления Белкоопсоюза от 22.04.97 г. № 44. — Мн.: Белкоопсоюз, 1997.

48. Положение о порядке согласования заключаемых договоров (контрактов) предприятиями, организациями Белкоопсоюза: Постановление Правления Белкоопсоюза от 24.09.98г. № 134. — Мн.: Белкоопсоюз, 1998.

49. Положение о подготовке, оформлении и представлении к защите дипломных работ в Гомельском кооперативном институте. — Гомель: ГКИ, 1999.

50. Потребительская кооперация и сельский рынок / А.И. Савинский, Н.С.Шелег, С.Е. Пушкина и др. — Мн.: МП, 1993.

51. Программа развития кооперативной торговли Республики Беларусь на период до 2000 года (проект). — Мн.: НИИПК Республики Беларусь, 1997.

52. Программа развития инфраструктуры товарных рынков Республики Беларусь на 1999-2005 гг.: Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 16.03.99 г. № 29. — Мн.: НИИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, 1999.

53. Пигунова О.В. Имидж розничного торгового предприятия: Текст лекции. — Гомель: ГКИ, 1999.

54. Пурлик В.М. Рынок инвестиционных товаров и логистика. — М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997.

55. Пушкарев В.Я. О культуре торговли. — М.: Экономика, 1988.

56. Регулирование деятельности субъектов хозяйствования потребительской кооперации Республики Беларусь: Сборник нормативно-правовых актов / Сост. Б.И. Врублевский, Л.Г. Марачевская, Л.К. Климович и др. — Гомель: ЦНГУ "Развитие", 1999.

57. Рынок товаров: формирование, управление / Под ред. А.В: Орлова. — М.: Экономика, 1986.

58. Рынок, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие / А.И. Савинский, В.И. Ежель, А.И. Капштык, З.М. Мадаев. — Мн.: Ураджай, 1995.

59. Cacнoўcкi В.М., Рогач П.I. Камерцыйная геаграфiя Рэспублiкi Беларусь. — Мн.: НКФ "Экаперспектыва", 1996.

60. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / И.К. Беляевский, Г.Д.Кулагина, А.В. Коротков и др.; Под ред. И.К. Беляевского. — М.: Финансы и статистика, 1995.

61. Столмов Л. Ф. Рынковедение. — М.: Экономика, 1983.

62. Торговый свод Республики Беларусь: Сборник документов, регламентирующих торговую деятельность. — Мн.: Гермес, 1997.

63. Торгово-закупочная деятельность: Подборка законодательных актов: В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Г.И. Коротаева. — Мн.: Изд. Г. И. Коротаева, 1998.

64. Требования к образцово-показательным магазинам системы потребительской кооперации. — Мн.: НИИПК Республики Беларусь, 1996.

65. Федько В.П. Упаковка и маркировка: Учебно-практическое пособие для вузов. — М.: МКИ, 1998.

66. Храмцова Т.Г. Статистическое изучение качества торгового обслуживания населения: Лекция. — М.: МКИ, 1984.

67. Хруцкий В. Современный маркетинг. — М.: Финансы и статистика, 1991.

68. Широбоков А.И., Широбокова А.А. Использование математико-статистических методов в анализе и прогнозировании спроса населения. — М.: Высшая школа, 1992.

69. Щемелева И.Н. Договор поставки. — Мн.: Амалфея, 1996.

70. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие / Под ред. А.П.Градова. — СПб.: Специальная литература, 1995.

71. Экономика торговли: Учебник / Под ред. Б. А. Соловьева. — М.: Экономика, 1990.

Кроме того, при написании работы следует использовать материалы из периодической печати:

· Газеты "Белорусская торговая газета", "Национальная экономическая газета, Рэспублжа", "Вести потребкооперации", "Белорусский рынок", "Белорусская деловая газета".

· Журналы — "Гермес", "Беларуская думка", "Вестник Белорусского государственного экономического университета", "Дело", "Тара и упаковка".

· Статистические сборники:

Статистический ежегодник Республики Беларусь / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. — Мн.: Информстат, 1998.

Республика Беларусь в цифрах: Статистический справочник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. — Мн.: Информстат, 1999.

Республика Беларусь в цифрах: Краткий статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. — Мн.: Информстат, 1999.

Агропромышленный комплекс Республики Беларусь: Статистический сборник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. — Мн.: Информстат, 1999.

Денежные доходы и расходы населения Республики Беларусь: Статистический сборник. — Мн.: Информстат, 1999.

Статистический бюллетень: Ежемесячник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. — Мн.: Информстат, 1999.

Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации Республики Беларусь за 1999 год. — Мн.: Белкоопсоюз, 2000.

Промышленность Республики Беларусь: Статистический справочник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. — Мн.: Информстат, 1998.

Розничная торговля Республики Беларусь: Статистический справочник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. — Мн.: Информстат, 1998.


ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: