Структура:
1. Задача: просматривая видео и фото материалы с практики обнаружить факты, свидетельствующие о специфике познавательных процессов трехлеток по предлагаемой схеме (см. горизонтальную таблицу)
2. Интерпретировать данные факты с научных позиций: определение, качество, по каким признакам можно определить уровень и специфику развития. Можно обращаться в поисках интерпретации к источникам в интернете.
3. Составить качественную интерпретацию по схеме: факт, показатели уровня и специфики развития того или иного познавательного процесса, постановка гипотезы, трактовка данного факта в научной литературе, заключение по гипотезе. Например, на видео ребенок сосредотачивает внимание на игре с игрушкой (или на занятиях художественно-творческой деятельностью, или в процессе слушания книги и т.п.) в течение 5 минут, затем выходит из игры и начинает заниматься своим делом. Познавательный процесс – внимание. Определение, качественные показатели внимания детей трехлетнего возраста – найти в литературе или интернете. Выдвинуть гипотезу о том, с чем связано такое внимание ребенка, в норме оно или нет. Сделать заключение относительно внимания данного ребенка и предположения о том, есть ли проблемные зоны в развитии внимания, как его можно развить.
| процесс | Показатели | Наблюдаемые параметры | Что и когда | Отметка от 0 до 4 | Описание |
| воображение | репродуктивное | Повторение образов, заданных средой | Словотворчество | ||
| Общение с род. | |||||
| Сказка | |||||
| Игра | |||||
| Рисунок | |||||
| Музыка | |||||
| движение | |||||
| Общение со сверст. | |||||
| продуктивное | Новые образы Новые слова Новые сочетания элементов Новые правила игры | Словотворчество | |||
| Общение с род. | |||||
| Сказка, рассказы-фантазии о себе | |||||
| Игра | |||||
| Рисунок | |||||
| Музыка | |||||
| движение | |||||
| Общение со сверст. | |||||
| Стимулируется взрослыми, средой (непроизвольное) | Что или кто является стимулом для воображения | Взрослые | |||
| Дети | |||||
| Художественный образ | |||||
| Игра (какая) | |||||
| Проблемная ситуация | |||||
| Инициируется самостоятельно в деятельности Произвольное | Когда активизируется воображение | В речи | |||
| В игре (режиссер) | |||||
| В общении с игрушкой | |||||
| В ролевом действии | |||||
| В обыденном поведении | |||||
| Проблемная ситуация |
| Процесс | Показатель | Критерий | Сфера | Оценка | Описание | |
| восприятие | Осмысленность | Целенаправленность, понимает зачем | Предметная деятельность | |||
| Игра | ||||||
| Общение | ||||||
| Произвольность | Автономность Понимает для чего | Предметная деятельность | ||||
| Игра | ||||||
| Общение | ||||||
| Эмоциональность | Непосредственные эмоциональные реакции на яркие стимулы | Предметная деятельность | ||||
| Игра | ||||||
| Общение | ||||||
| Сформирован- ность сенсорных эталонов Целостность восприятия образа | Умеет отличать Умеет сравнивать Умеет применять | Цвет | ||||
| Форма | ||||||
| Звук | ||||||
| Объем | ||||||
| Размер | ||||||
| Вес | ||||||
| Процесс | Вид | Параметр | Стимул | Оценка | Описание | |
| Внимание | Непроизвольное | Чем или кем вызывается | Люди | |||
| События | ||||||
| Природа | ||||||
| Художественные образы | ||||||
| Ситуации | ||||||
| Произвольное | Чем или кем вызывается | Люди | ||||
| События | ||||||
| Природа | ||||||
| Художественные образы | ||||||
| Ситуации | ||||||
| Продолжительность сосредоточенности | Устойчивость внимания на одном предмете | 6-8 с | ||||
| 9-20с | ||||||
| 30 – 60 с | ||||||
| Более минуты | ||||||
| Переключаемость | Количество объектов, на которые ребенок распределяет внимание | |||||
| несколько | ||||||
| Процесс | Параметр | Вид | Сфера | Оценка | Описание | |
| Память | Произвольность | Направленная, обусловленная мотивацией | Игра | |||
| Общение | ||||||
| Худ. образы | ||||||
| Непроизвольность | Механическая | Игра | ||||
| Общение | ||||||
| Худ.образы | ||||||
| Вид | Эмоциональная | Игра | ||||
| Общение | ||||||
| Х.о. | ||||||
| Зрительная | Игра | |||||
| Общение | ||||||
| Х.о. | ||||||
| Слуховая | Игра | |||||
| Общение | ||||||
| Худ.о. | ||||||
| Смысловая | Игра | |||||
| Общение | ||||||
| Худ. образ | ||||||
| Длительность сохранения информации | Долговременная | Слова | ||||
| Движения | ||||||
| Мимика | ||||||
| Кратковременная | Слова | |||||
| Движения | ||||||
| Мимика | ||||||
| Оперативная | Слова | |||||
| Движения | ||||||
| Мимика | ||||||
| Объём | Количество сохраненных в памяти стимулов | Визуальных | ||||
| Вербальных | ||||||
| Поведенческих | ||||||
| Процесс | Вид | Умение | Сфера развития | Указать вид и степень выраженности | Описание |
| мышление | Наглядно-действенное (н/д) Наглядно-образное (н/о) Словесно-логическое (с/л) Ассоциативное (а) | Предметные задачи Классификация Обобщение Способность действовать в уме Математические навыки Пространственное мышление | Предметная деятельность | ||
| Игровая | |||||
| Художественная | |||||
| Общение | |||||
| Проблемные ситуации | |||||
| Ситуации выбора | |||||
| Соревнование | |||||
| Речь | |||||
| Активность Креативность Проявление художественного сознания | Быстрота включения в задачу Оригинальность решения Любознательность Обращение к художественным формам преподнесения информации | проблемные ситуации | |||
| Игровые ситуации | |||||
| Взаимодействие с худ. материалом | |||||
| Особенности речи |






