double arrow

Педагогика сотрудничества


Человек есть мера всех вещей.

Протагор

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педа­гогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные иннова­ционные процессы в образовании. Название технологии было дано группой пе­дагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Мака­ренко), достижения русской (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой) и за­рубежной (Ж. -Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической практики и науки.

Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современ­ные педагогические технологии, составили основу «Концепции среднего образо­вания Российской Федерации». Поэтому педагогику сотрудничества надо рас­сматривать как особого типа«проникающую" технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические техноло­гии как их часть.

Классификационные характеристики технологии "Педагогика сотрудничества"

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: комплексная: био-, социо- и психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.

По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманис­тическая, общеобразовательная, проникающая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудни­чество) .

По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогичес­кая, игровая.

По категории обучаемых: массовая (все категории).

Целевые ориентации

• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

• Гуманно-личностный подход к ребенку.

• Единство обучения и воспитания.


Сейчас читают про: