double arrow

Особенности методики. Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика


Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют усло­вия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений лич­ности.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в:

• регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»);

• централизации контроля;

• ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»).

Позиция ученика: ученик - подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик - еще не полноценная личность, бездуховный «вин­тик».

Позиция учителя: учитель - командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».

Методы усвоения знаний основываются на:

• сообщении готовых знаний;

• обучении по образцу;

• индуктивной логике от частного к общему;

• механической памяти;

• вербальном изложении;

• репродуктивном воспроизведении.

Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуетсяотсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В со­ставе учебной деятельности ребенка:

• самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;

• планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;

• итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым.

В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма - «школа уродует личность»).

Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой раз­работаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и на­выков учащихся по учебным предметам, требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценива­ния, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.

Однако в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок.

Количественная оценка - отметка - часто становится средством принужде­ния, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика.

Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».

Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, униже­ния, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-кон­цепция).

Особо существует проблема двойки. Она является непереводной оценкой, ос­нованием второгодничества и отсева, т. е. решает во многом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную проблему. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой.

Традиционная форма обучения - классно-урочная. Ее отличают:

Положительные стороны   Отрицательные стороны  
Систематический характер обучения   • Шаблонное построение, однообразие  
Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала   • Нерациональное распределение времени урока  
  • На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания  
Организационная четкость   • Учащиеся изолируются от общения друг с другом  
    • Отсутствие самостоятельности  
Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя   • Пассивность или видимость активности учащихся  
    • Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день)  
Оптимальные затраты ресурсов при   • Слабая обратная связь. Усредненный подход  
массовом обучении   • Отсутствие индивидуального обучения  

К традиционным технологиям относят илекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяет­ся) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усво­ения проверяются в форме зачетов.

Литература

1. Горячев Б. В. Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе. - М. , 1994.

2. Дреер А. Преподавание в средней школе США. - М. , 1983.

3. Ильина Т. А. Педагогика. - М. , 1984.

4. Константинов Н. А. и др. История педагогики. - М. : Просвещение, 1982.

5. Концепция общего среднего образования. - М. , 1988.

6. Лихачев Б. Т. Педагогика. - М. : Прометей, 1992.

7. Махмутов М. И. Современный урок. - М. , 1985.

8. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М. , 1983.

9. Педагогика / Под ред. С. П. Баранова, Т. В. Воликовой, В. А. Сластенина. - М. , 1976.

10. Педагогика / Под ред. Б. П. Есипова. - М. , 1967.

11. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Роспедагентство, 1996.

12. Педагогика / Под ред. Г. И. Щукиной, Е. Я. Голанта, К. Д. Радиной. - М. , 1966.

13. Педагогика школы / Под ред. И. Т. Огородникова. - М. , 1978.

14. Педагогика школы / Под ред. Г. И. Щукиной. - М. , 1977.

15. Педагогическая энциклопедия. - М. , 1965.

16. Педагогический словарь: В 2-х т. - М. , 1960.

17. СидорктА. М. Парад предрассудков. - М. : Знание, 1992.

18. Теоретические основы содержания общего среднего образования //Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. — М. , 1983.

19. Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе. - М. : Просвещение, 1988.

IV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих воз­можностей (самоактуализации), открыться для восприятия нового опыта, спо­собна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных си­туациях, Именно достижение личностью таких качеств провозглашается глав­ной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий зак­лючается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.

Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каж­дого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отно­шения ^организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощ­ные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание 'образования.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитар­ному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной тех­нологии - атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.


Сейчас читают про: