Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Авторитаризм процесса обучения проявляется в:
• регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»);
• централизации контроля;
• ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»).
Позиция ученика: ученик - подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик - еще не полноценная личность, бездуховный «винтик».
Позиция учителя: учитель - командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».
Методы усвоения знаний основываются на:
• сообщении готовых знаний;
• обучении по образцу;
• индуктивной логике от частного к общему;
|
|
• механической памяти;
• вербальном изложении;
• репродуктивном воспроизведении.
Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В составе учебной деятельности ребенка:
• самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;
• планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;
• итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым.
В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма - «школа уродует личность»).
Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам, требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.
Однако в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок.
Количественная оценка - отметка - часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика.
Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».
Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция).
|
|
Особо существует проблема двойки. Она является непереводной оценкой, основанием второгодничества и отсева, т. е. решает во многом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную проблему. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой.
Традиционная форма обучения - классно-урочная. Ее отличают:
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Систематический характер обучения | • Шаблонное построение, однообразие |
Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала | • Нерациональное распределение времени урока |
• На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания | |
Организационная четкость | • Учащиеся изолируются от общения друг с другом |
• Отсутствие самостоятельности | |
Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя | • Пассивность или видимость активности учащихся |
• Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день) | |
Оптимальные затраты ресурсов при | • Слабая обратная связь. Усредненный подход |
массовом обучении | • Отсутствие индивидуального обучения |
К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.
Литература
1. Горячев Б. В. Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе. - М., 1994.
2. Дреер А. Преподавание в средней школе США. - М., 1983.
3. Ильина Т. А. Педагогика. - М., 1984.
4. Константинов Н. А. и др. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.
5. Концепция общего среднего образования. - М., 1988.
6. Лихачев Б. Т. Педагогика. - М.: Прометей, 1992.
7. Махмутов М. И. Современный урок. - М., 1985.
8. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М., 1983.
9. Педагогика / Под ред. С. П. Баранова, Т. В. Воликовой, В. А. Сластенина. - М., 1976.
10. Педагогика / Под ред. Б. П. Есипова. - М., 1967.
11. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Роспедагентство, 1996.
12. Педагогика / Под ред. Г. И. Щукиной, Е. Я. Голанта, К. Д. Радиной. - М., 1966.
13. Педагогика школы / Под ред. И. Т. Огородникова. - М., 1978.
14. Педагогика школы / Под ред. Г. И. Щукиной. - М., 1977.
15. Педагогическая энциклопедия. - М., 1965.
16. Педагогический словарь: В 2-х т. - М., 1960.
17. СидорктА. М. Парад предрассудков. - М.: Знание, 1992.
18. Теоретические основы содержания общего среднего образования //Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. — М., 1983.
19. Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.
IV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыться для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях, Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.
|
|
Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.
Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения ^организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание 'образования.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии - атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.