double arrow

Вопрос 17. Література французького Просвітництва

В эту эпоху является актуальным афоризм Вольтера: «Все жанры хороши, кроме скучного.» Французские писатели 18 в. одновременно и философы, и светские люди. Новые жанры французской литературы этого времени – философская повесть и философский роман. В них здравый смысл и просвещенное суждение органически связаны с фантазией, воображением, чувствительностью. Просветители верили в возможности воспитания, и не случайно жанр романа воспитания родился в этот период (Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Крупнейшие писатели Франции эпохи Просвещения – романисты, прозаики. Они стремились создать у читателя иллюзию особой достоверности рассказываемой истории и обычно стилизовали романы под правдивые жанры – мемуары, письма, дневники. Отношения персонажей и авторов с читателями становятся более доверительными, интимными, а тональность повествования – естественной, непринужденной. Писателей интересовала психология человека, сложное взаимодействие его природных склонностей и требований общественных норм и правил. В театре на первый план все больше выдвигается серьезная, или слезливая, комедия, выводящая на сцену обыкновенного человека с его повседневными проблемами, но при этом пронизанная стремлением растрогать зрителя и дать ему поучение. Таковы «Памела» и «Гувернантка» Пьера Клода Нивеля де Лашоссе, «Отец семейства» и «Побочный сын» Д. Дидро. Эти пьесы подготовляют появление в последней трети столетия нового жанра – мелодрамы, ранние образцы которой представлены в творчестве Мерсье (1740-1814). Французская драматургия этого периода добивается успеха в создании легкой, изящной психологической комедии рококо, достигшей совершенства у Пьера Карле де Мариво (комедия «Игра любви и случая»). В поэзии господствуют ироикомическая пэма, эпиграмма, сатира, во второй половине века – элегия. Лучшие фр. Поэты: Вольтер, Шенье, Парни. Разнообразие и одновременно единство худ. Мира проявилось в сложном переплетении литературных направлений столетия – классицизма, рококо, сентиментализма. Классицизм с его устремленностью к гражданской тематике сохраняет любовь к упорядоченности, ясности языка, верен трагедии, эпической поэме, оде. Рококо, подчеркнуто обращенное к житейским мелочам частной жизни людей, стремится к интонационной легкости, игривости, изяществу стиля, избирает малые поэтические жанры, «неофициальные» повествовательные формы прозы: мемуары, скандальные хроники. Сентиментализм, исследующий жизнь сердца, движения души, не чужд повышенной эмоциональности, любит серьезные моралистические поучения (в баснях, элегиях), жаждет искренности, тяготеет к естественным, нелитературным формам повествования (письма, дневники).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: