Цель занятия: Научиться оценивать свойства пульса и анализировать его элементарные изменения, знать структуру и деятельность функциональной системы, поддерживающую постоянство кровяного давления.
Контрольные вопросы
Артериальный и венозный пульс, их происхождение. Сфигмограмма, флебограмма. Свойства артериального пульса.
Рефлекторная регуляция сосудистого тонуса: а) сосудодвигательный центр, его эфферентные влияния, иннервация сосудов, б) афферентные влияния на сосудодвигательный центр.
Гуморальные влияния на сосудистый тонус.
Кровяное давление как одна из физиологических констант организма. Анализ центральных и периферических компонентов функциональной системы саморегуляции кровяного давления.
Особенности структуры, функции и регуляции сосудов легких, сердца и мозга.
Изменение скорости пульсовой волны с возрастом и методы ее определения.
Решение заданий из сборника «Задачи и упражнения по физиологии для студентов» под редакцией проф. Савченкова Ю. И. (1980) №№ 7, 32, 36, 44, 49, 50, 58, 59 на стр. 33-39.
Профильные вопросы для студентов педиатрического факультета:
Отличительные особенности сфигмограммы у детей.
Особенности венозного кровообращения у детей.
Факторы, облегчающие гемодинамику плода.
Решение заданий из сборника «Задачи и упражнения по физиологии для студентов» под редакцией проф. Савченкова Ю. И. (1998)
(ответы на вопросы №№1-3 см. на стр. 33-36 справочного пособия для врачей-педиатров “Физиологические особенности детского возраста” Савченкова Ю. И., Венгер Т. Ф., 1998).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Практическая работа №1. ПЛЕТИЗМОГРАФИЯ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ СОСУДИСТЫХ РЕАКЦИЙ. ВЫЧИСЛЕНИЕ СКОРОСТИ ПУЛЬСОВОЙ ВОЛНЫ.
Ход работы и интерпретация результатов. - см. Руководство «Уроки физиологии с BIOPAC Student Lab.», Красноярск, 2007.
Практическая работа №2. Наблюдение на физической модели распространения пульсовой волны.
Ход работы и интерпретация результатов - С помощью физической модели воспроизвести пульсовую волну и оценить наличие линейного тока жидкости и пульсовой волны.