double arrow

Формирование мирового хозяйства. Мировой рынок

Формирование мирового хозяйства охватывает всю историю человечества. Зарождение мирового хозяйства происходило в эпоху Великих географических открытий, когда международная торговля охватила все материки. Обмен товарами между ними привел к образованию мирового рынка. На рубеже ХУШ-Х1Х вв. в странах Европы и США развивалась машинная индустрия, которая требовала большого количества сырья, а значит, и расширения сырьевого рынка.

Дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки, а железные дороги соединили внутренние части континентов. Таким образом, мировое хозяйство сложилось в конце XIX — начале XX вв. в результате развития крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка, информационной и финансовой инфраструктуры.

Развитие промышленности, транспорта, международной торговли достигло такого уровня, при котором все страны мира оказались экономически связанными друг с другом и превратились в звенья единой цепи мирового хозяйства. Мировое хозяйство - это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Понятие о мировом хозяйстве связано с понятием об общественном разделении труда, интернационализации хозяйства, международной экономической интеграции.

До начала XX века мировое хозяйство характеризовалось только одним центром - Европой. Затем образовался второй центр - США. В настоящее время в составе мирового хозяйства можно выделить 10 главных центров: Северная Америка, Бразилия, зарубежная Европа, СНГ, Юго-Западная Азия, Китай, Япония, Юго-Восточная Азия, Индия, Австралия. Если мировой ВВП составлял 25,44 трлн. долл. (1994 г.), то на европейский центр приходится 28% мирового ВВП, на американский -26%, японский и СНГ - 10%. Остальные центры мирового хозяйства пока еще небольшие, но уже быстро набирают силу.

В настоящее время производство обеспечивает людей огромным разнообразием продукции, причем каждый день в мире появляются все новые и новые виды и модификации товаров. Потребности в этих товарах существуют во всех странах, однако далеко не у каждой имеются возможности для их удовлетворения за счет собственных производственных ресурсов. Появление новых отраслей и видов производства связано не только с крупными расходами на научные разработки, но с еще большими затратами на их массовое внедрение. Поэтому положительный эффект от освоения новых видов изделий возникает только при выпуске в очень больших объемах. Однако рынки даже самых крупных стран не всегда могут обеспечить соответствующий таким масштабам сбыт продукции. Поэтому с самого начала выпуск национального продукта рассчитан не только на внутренний, но и на внешний рынок.

27.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: