double arrow

Разные положения о посте

1. Непредосудительно транслировать при помощи репродуктора мечети специальных программ до наступления времени утренней молитвы в месяц рамадан в местах, где большинство людей в ночи благословенного месяца рамадан не спят и заняты чтением Священного Корана, молитвами и т.п. Однако, если это будет доставлять неудобства живущим по соседству с мечетью, то это не дозволяется.

2. Чтение специальных молитв месяца рамадан, каждая из которых предназначена для определенного дня, с надеждой на то, что они действительно рекомендуются и поощряются религией, непредосудительно.

3. Соблюдающему желательный пост необязательно продолжать пост до конца дня, и он может нарушить его в любой момент. Если брат по вере пригласит человека пообедать, то ему желательно принять приглашение и нарушить пост в середине дня. Принятие пищи по приглашению брата по вере, даже если из-за этого нарушится пост, не лишит его вознаграждения за пост.

4. Если постящийся после заката солнца в определенном месте примет пищу и тем самым завершит свой пост, а затем поедет туда, где еще солнце не закатилось, его пост будет верным и принятие пищи в этом месте до заката солнца, в случае, если он после заката в определенном месте уже завершил пост, не будет предосудительным.

5. Если некий человек с первого числа месяца рамадан по двадцать седьмое число того же месяца соблюдал пост на своей родине, а на утро двадцать восьмого числа он поехал в другую страну, горизонт которой такой же и, приехав туда двадцать девятого числа, увидел, что там уже объявили праздник Разговения (‘ид аль-Фитр), то если объявление о празднике на двадцать девятый день в том месте было правильным с точки зрения исламского закона, то восполнять пост того дня необязательно, однако, это говорит о том, что один день поста был пропущен в начале месяца рамадан. Поэтому, ему необходимо восполнить пост того дня, в пропуске которого он уверен.


Часть V

Хумс


Урок 65

﴿ وَاعْلَمُوا اَنَّمَا غَنِمْتُم مِن شَيْءٍ فَاَنَّ لِلّهِ خُمُسَهُ وَلِلرَّسُولِ وَلِذِى الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَابْنِ السَّبِيلِ إِن كُنتُمْ ءَامَنتُم بِاللّهِ...﴾

«И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху – пятая часть, и посланнику, и родственникам посланника, и сиротам, и бедным, и путнику, если вы уверовали в Аллаха …»

Коран – 8:41.

Хумс

Значение хумс а – Обязательность хумс а – Семь случаев, когда хумс обязателен – Некоторые отрицательные последствия отказа от выплаты хумс а

1. Значение хумс а.

Лексическое значение слова «хумс» – одна пятая, а терминологически этим словом обозначается одна из финансовых обязанностей в Исламе, которая заключается в выплате одной пятой части имущества согласно определенным правилам каждым, кто будет отвечать определенным условиям.

Внимание!

● Выплата налогов, которые устанавливает законодательство, считается частью расходов за год. И налоги не считаются хумс ом (двумя долями (доля имама и потомков пророка)), и всем обязательно помимо этих налогов также отчислять хумс со своего годового излишка.

2. Обязательность хумс а.

Обязательность хумс а является одной из обязательных составляющих (даруриййат) Ислама и ее непринятие, если приводит к отрицанию пророчества, приписыванию лжи Пророку Ислама ((с))или обвинению исламского закона в несовершенстве, становится причиной неверия и отступления от Ислама.

Внимание!

● Одна лишь трудность или неспособность выплатить хумс не освобождает человека от этой обязанности. Таким образом, человеку, который обязан выплатить хумс, но еще не выплатил и в данное время не способен выплатить его или это довольно затруднительно, должен как только сможет выплатить его, даже если это будет сделано путем мудавира (это освобождение от обязанности выплатить хумс, заменив его долгом в размере суммы выплачиваемого хумс а – прим. перев., подробнее см. урок 72).

● Откладывание выплаты хумс а с одного года на другой не дозволяется, хотя, если потом он выплатит его, то будет считаться выплатившим свой долг и исполнившим обязанность.

● Если имущество не достигшего возраста вменения религиозных предписаний лица будет облагаться хумс ом (как, например, рудник, или, если дозволенное имущество смешается с недозволенным), то его законному попечителю необходимо отчислить хумс с этого имущества. Исключением является хумс с дохода, полученного от бизнеса, который ведется средствами детей, или дохода от их заработка, выплата которого необязательна попечителю, но согласно (обязательной) предосторожности, в случае, если полученная прибыль не будет истрачена, то выплата хумс а с нее обязательна после достижения детьми возраста вменения религиозных предписаний.

Хумс обязателен только физическим лицам. Юридическим лицам, таким как государство, организации, банки, отчисление хумс а необязательно. Таким образом, если у организации будет прибыль, то необязательно после вычисления годовых расходов отчислять с нее хумс. Однако если средства этой организации (юридического лица) будут состоять из средств, принадлежащих физическим лицам, то хумс из прибыли необходимо отчислять.

3. Семь случаев, когда хумс обязателен.

1. При получении прибыли.

Хумс обязателен в семи случаях:
2. При добыче полезных ископаемых.

3. При нахождении клада.

4. При смешивании дозволенного и запретного имущества.

5. При добыче со дна моря драгоценностей и минералов с помощью специального водолазного снаряжения.

6. При получении военных трофеев.

7. При покупке земли кафир ом зимми [28] у мусульманина.

4. Некоторые отрицательные последствия отказа от выплаты хумс а.

1. Использование имущества, которое облагается хумс ом и хумс которого не вычислен, имеет такое же положение, что и узурпирование (гасб), т.е. запрещается и человек за это несет ответственность, разве что это будет после получения разрешения распорядителя хумс а или его представителя. Таким образом:

1) Пока религиозно обязанный не выплатил хумс из своего имущества, он не имеет права использовать его, и если он использовал его до отчисления хумс а, то должен выплатить одну пятую часть из использованного имущества. Если человек купит на средства, с которых необходимо отчислить хумс, товар, землю и т.п., то сделка в размере одной пятой части остается «фудули» (т.е. обусловлена последующим разрешением распорядителя хумс а или его представителя), и он должен выплатить хумс с этого товара или земли по цене на тот момент.

2) Если человек совершит сделку с людьми, которые не выплачивают хумс, или пойдет к ним и съест что-либо из их пищи, или как-либо использует их имущество, то в случае, если он будет уверен в наличии доли невыплаченного хумс а в том имуществе, которое он приобрел у них путем купли-продажи или использовал его, когда находился у них, сделка в размере одной пятой части имущества, которое он приобрел путем купли-продажи остается «фудули» и нуждается в разрешении распорядителя хумс а или его представителя, и использование их имущества ему не дозволяется, разве что для него будет затруднительным отказ от общения с ними, приема их пищи или использования их имущества, тогда использование дозволяется, но он должен выплатить одну пятую часть имущества, которое использует.

3) Если человек будет знать, что средства, которые другой человек хочет пожертвовать для мечети, облагаются хумс ом и он не выплатил его, то брать у него их не дозволяется. В случае, если он возьмет их у него, то по поводу хумс а с этих средств необходимо обратиться к распорядителю хумс а или его представителю.

4) На совместную деятельность с человеком, который не выплачивает хумс со своего капитала, в размере причитающегося хумс а, должно быть получено разрешение распорядителя хумс а или его представителя, к которому следует обратиться.

5) Если покойный завещал своим наследникам выплатить из оставленного им имущества какую-то сумму в качестве хумс а, или же они приобретут уверенность в том, что за покойным числилась какая-то сумма невыплаченного хумс а, то до тех пор, пока не выплатят это, они не обладают правом использования оставленного им имущества. Использование ими части его имущества в размере завещанной суммы или в размере долга до выплаты того, что завещал покойный, или его долгов, считается узурпацией, и за ними остается ответственность за то, что они уже использовали.

2. Недействительны религиозные обряды с использованием имущества, с которого не был выплачен хумс. Таким образом, если человек некоторое время совершал молитву на коврике или в одежде, с которых не был выплачен хумс, то все молитвы, которые он совершил на этом коврике или в этой одежде, недействительны, разве что молящийся не знал о том, что с них причитается хумс или не знал о положении исламского закона об использовании подобного рода вещей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: