double arrow

Тема 14. Эпоха великих реформ XIX века


план

1. Отмена крепостного права: предпосылки, подготовка, основные положения Манифеста от 19 февраля 1861 г., последствия.

2. Земская, судебная, военная и другие либеральные реформы 1860-1870-х годов.

Источники

Из Манифеста от 19 февраля 1861 г. «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»; Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.; Реформа системы местного управления 1 января 1864 г.; Реформа судебной системы; Военная реформа // Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. 3-е изд. М., 2009. С.293-296, 297-299.

Литература основная

1. История России: Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2008.

2. История России: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд. М., 2009.

Литература дополнительная

1. Буренков В.А. История реформ в России XVIII-начала XX в. СПб., 2004.

2. Великие реформы в России: 1856-1874 / Под ред. Л.Г.Захаровой, Б.Эклофа, Дж.Бушнелла. М., 1992.

3. Захарова Л.Г. Великие реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? //Отечественная история. 2005. № 4.

4. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 2004.

5. Литвак Б.Г. Поворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

6. Толмачев В.П. Александр II и его время. М., 1998. Кн.1-2.

Реферат (учебное сообщение):

«Царь-освободитель»: Жизнь, деятельность и судьба Александра II.

Литература:

1. Брюханов В. Трагедия России: Цареубийство 1 марта 1881 года. М., 2007.

2. Захарова Л.Г. Александр II // Вопросы истории. 1992. № 6-7.

3. Зимин И.В. Император Александр II 1 марта 1881 г. // Отечественная история. 2001. № 5.

4. Ерошин Н.П. Выстрел у Летнего сада // Вопросы истории. 1993. № 7.

5. Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России. М., 2002.

6. Ляшенко А.М. Александр II // Великие государственные деятели России. М., 1996.

7. Пчелов Е. Романовы. История династии. М., 2001.

Объясните значение терминов и названий:

«отрезки», временнообязанные крестьяне, суд присяжных, мировой суд, земские учреждения, городская дума, всеобщая воинская повинность, классические гимназии, реальные гимназии (училища), народничество, «Земля и воля», «Народная воля».

Оцените деятельность следующих личностей:

Александр II, Я.И.Ростовцев, Н.А.Милютин, Д.А.Милютин, М.Т.Лорис-Меликов, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачёв, С.Г.Нечаев.

Обратите внимание на даты событий:

1855-1881 гг. – царствование Александра II; 1861 г. 19 февраля – издание Манифеста об отмене крепостного права; 1864 г. – земская, судебная и школьная реформы; 1870 г. – городская реформа; 1874 г. – введение всеобщей воинской повинности; 1876-1879 гг. – деятельность народнической организации «Земля и воля»; 1879 г. – создание «Народной воли»; 1881 г. 1 марта – убийство Александра I.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы предпосылки отмены крепостного права в России?

2. На каких условиях освобождались крестьяне? В чём проявилась противоречивость крестьянской реформы 1861 г?

3. В чём заключается основное содержание земской, городской, военной, судебной реформ 1860-70-х гг.?

4. Какие изменения произошли в 1860-70-е гг. в сфере образования и просвещения?

5. Каково значение либеральных реформ 1860-70-х гг.? Стала ли Россия в результате их осуществления буржуазной страной? Реформы отсрочили или ускорили падение самодержавия?

6. Каковы особенности социально-экономического развития страны в пореформенный период?

7. Какие направления оформились в общественном движении России во второй половине XIX в.


Сейчас читают про: