Производственной практики

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный экономический университет»

Программа

производственной практики

Направления 100700 «Торговое дело»

профиля – «Коммерция»

квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения – заочная

Курс 4

Рассмотрено на заседании кафедры

«Экономика и управление»

Протокол №____ от __________

Зав. кафедрой _______________

2014 г.

Содержание

1. Цели и задачи производственной практики…………………….……….  
2. Планируемые результаты обучения при прохождении производственной практики…………………..…………….……….………  
3. Место производственной практики в структуре ООП……………………………….……………………………………………  
4. Структура и содержание производственной практики…………………  
5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по производственной практике………………………………………………  
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики…………………………………………………  
7. Материально-техническое обеспечение производственной практики…………………………………….………………………………….  
Приложения ………………………………………………………………….  

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Производственная практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 100700.62 «Торговое дело».

Программа практики составлена в соответствии с ФГОС ВПО, учебными планами, утвержденными учебно-методическим управлением СГЭУ, Положением о практике обучающихся в ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», осваивающих образовательные про­граммы высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура), Уставом СГЭУ.

Содержание программы производственной практики направлено на решение следующих целей и задач.

Основными целями производственной практики по направлению подготовки 100700.62 Торговое дело профилю Коммерция являются: закрепление расширение и систематизация знаний и теоретической подготовки студента, приобретение им практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельного их использования в реальных условиях функционирования организаций, в профессиональной деятельности в области коммерческой деятельности организаций по отраслям и сферам применения.

Основными задачами производственной практики являются:

-изучение коммерческой деятельности предприятия в условиях рынка;

-сбор необходимых практических материалов для написания бакалаврской работы;

-ознакомление с организацией и проведением коммерческих операций.

В соответствии с видами профессиональной деятельности бакалавра задачами производственной практики студентов по направлению подготовки 100700 «Торговое дело» являются:

торгово-технологическая деятельность:

-организация и эффективное осуществление контроля качества товаров и услуг;

-организация и осуществление приемки товаров по количеству и качеству, ее учета;

-управление товародвижением, его учет и оптимизация, минимизация потерь товаров, затрат материальных и трудовых ресурсов;

-участие в работе по организации и осуществлению торгово-технологических процессов на предприятии;

-участие в проведении инвентаризации, определении и списании потерь;

производственная деятельность:

-сбор, хранение, обработка, анализ и оценка информации, необходимой для организации и управления коммерческой деятельностью;

-изучение и прогнозирование спроса с учетом требований потребителей на определенных сегментах рынка;

-составление документации в области коммерческой деятельности и проверка правильности ее оформления;

-соблюдение действующего законодательства и нормативных документов, а также требований, установленных техническими регламентами, стандартами, положениями договоров;

-выбор деловых партнеров с учетом определенных критериев, проведение деловых переговоров, заключение договоров на взаимовыгодной основе и контроль за выполнением договоров;

-управление ассортиментом и качеством товаров и услуг;

-выбор и реализация стратегии ценообразования;

-организация и планирование материально-технического обеспечения предприятия, закупки и продажи (сбыт) товаров;

-повышение качества торгового обслуживания потребителей;

-управление товарными запасами и их оптимизация;

-управление персоналом коммерческой службы;

-анализ и оценка коммерческой деятельности для разработки стратегии организации;

-организация и осуществление коммерческой деятельности;

научно-исследовательская деятельность:

-организация, проведение исследований коммерческой деятельности и оценка их эффективности;

-проведение научных исследований по отдельным разделам тем (этапам, заданиям) в соответствии с утвержденными методиками;

-участие в разработке инновационных методов, средств и технологий осуществления коммерческой деятельности.

Прохождение студентами производственной практики осуществляется на основе договоров, заключенных между Университетом и предприятиями (организациями), в соответствии с которыми указанные предприятия (организации) обязаны предоставить места для прохождения студентами Университета практики.

Производственной практикой руководит преподаватель выпускающей кафедры, назначенный приказом ректора по представлению кафедры.

Руководитель практики от кафедры проводит консультации студентов, осуществляет контроль за сроком и качеством выполнения программы практики.

Руководитель практики от предприятия обеспечивает условия для качественного исследования деятельности предприятия, предоставляет всю необходимую для написания отчетов документацию; знакомит студентов с организацией работ на конкретном рабочем месте, экономикой и организацией производства, коммерцией и т. д.; осуществляет постоянный контроль над производственной работой практикантов, помогает им правильно выполнять все задания на данном рабочем месте, знакомит с передовыми методами работы и консультирует по производственным вопросам; контролирует ведение дневников, подготовку отчетов студентов-практикантов и составляет на них данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий, а также дает характеристику студенту.

Студент при прохождении производственной практики обязан: полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики; подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка; изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии; участвовать в исследовательской работе по заданию практики; вести дневник, в который записывать виды выполняемой работы, предоставить руководителю практики письменный отчет о выполнении всех заданий и сдать дифференцированный зачет по практике.

В качестве объектов производственной практики выбираются предприятия отвечающие следующим требованиям:

-соответствующие профилю подготовки студента и виду практики;

-имеющие сферы деятельности, предусмотренные программой практики;

-имеющие квалифицированные кадры для руководства практикой;

-располагающие материально-технической и информационной базой с инновационными технологиями.

Местом прохождения производственной практики могут быть производственные предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли, предприятия сферы услуг различных организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества и общества), некоммерческие организации и объединения, требующие профессиональных знаний в области коммерческой деятельности.

В случае выбора базы прохождения студентом практики самостоятельно, ему следует написать заявление с просьбой разрешить прохождение практики на выбранном предприятии.

Место прохождения практики должно быть выбрано с таким учетом, чтобы работа на данном предприятии соответствовала тем задачам, которые необходимо выполнить в установленный срок в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

Продолжительность прохождения практики – 6 недель в 8 семестре.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

В результате прохождения производственной практики обучающийся должен приобрести следующие компетенции:

общекультурными компетенциями (ОК):

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, способностью свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-2);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способностью работать в команде и самостоятельно, а также быть коммуникативным, толерантным и честным; способностью проявлять организованность, трудолюбие, исполнительскую дисциплину (ОК-3);

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);

готовностью к выполнению гражданского долга и проявлению патриотизма (ОК-5);

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-7);

осознанием сущности и значением информации в развитии современного общества; владением основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации; навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

способностью применять основные законы социальных, гуманитарных, экономических и естественно-научных наук в профессиональной деятельности, а также методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владением математическим аппаратом при решении профессиональных проблем (ПК-1);

умением пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовностью к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов (ПК-2);

торгово-технологическая деятельность:

способностью управлять ассортиментом и качеством товаров и услуг, оценивать их качество, диагностировать дефекты, обеспечивать необходимый уровень качества товаров и их сохранение, эффективно осуществлять контроль качества товаров и услуг, приемку и учет товаров по количеству и качеству (ПК-3);

способностью прогнозировать бизнес-процессы и оценивать их эффективность (ПК-4);

способностью осуществлять управление торгово-технологическими процессами на предприятии, регулировать процессы хранения, проводить инвентаризацию, определять и минимизировать затраты материальных и трудовых ресурсов, а также учитывать и списывать потери (ПК-5);

готовностью к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка (ПК-6);

способностью идентифицировать товары для выявления и предупреждения их фальсификации (ПК-7);

организационно-управленческая деятельность:

способностью управлять персоналом организации (предприятия), готовностью к организационно-управленческой работе с малыми коллективами (ПК-8);

способностью распознавать и оценивать опасности разных видов с учетом общепринятых критериев (ПК-9);

способностью выбирать деловых партнеров, проводить с ними деловые переговоры, заключать договора и контролировать их выполнение (ПК-10);

способностью осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации и управления профессиональной деятельностью (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) (ПК-11);

готовностью работать с технической документацией, необходимой для профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической, или товароведной) и проверять правильность ее оформления (ПК-12);

способностью обеспечивать материально-техническое снабжение предприятия, закупки и продажу (сбыт) товаров, управлять товарными запасами (ПК-13);

готовностью анализировать, оценивать и разрабатывать стратегии организации (ПК-14);

логистическая деятельность:

готовностью участвовать в выборе и формировании логистических цепей и схем в торговых организациях, способностью управлять логистическими процессами и изыскивать оптимальные логистические системы (ПК-15);

научно-исследовательская деятельность:

способностью проводить научные, в том числе маркетинговые, исследования в профессиональной деятельности (ПК-16).

3. МЕСТО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП

Производственная практика относится к циклу Б. 5. «Практики, НИР».

Прохождение производственной практики предполагает предшествующее успешное освоение предметов гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1), математического и естественнонаучного цикла (Б.2) и дисциплин профессионального цикла (Б.З).

Особое значение придается предшествующему освоению дисциплин «Коммерческая деятельность», «Менеджмент», «Маркетинг», «Организация, технология и проектирование предприятий, «Организация обслуживания потребителей», «Коммерческая деятельность промышленных предприятий», «Экономический анализ коммерческой деятельности».

«Входные» знания, умения и готовности обучающегося, необходимые для успешного прохождения производственной практики:

а) знать:

классификацию субъектов коммерческой деятельности, ее составляющие элементы, договоры в коммерческой деятельности, ее государственное регулирование и контроль;

управление торгово-технологическим процессом на предприятиях, принципы, нормы и методы проектирования торговых предприятий;

б) уметь:

выбирать поставщиков и торговых посредников, заключать договоры и контролировать их соблюдение, осуществлять анализ, планирование, организацию, учет и контроль коммерческой деятельности, прогнозировать ее результаты;

в) владеть:

аналитическими методами для оценки эффективности коммерческой деятельности организации;

умением и навыками документационного и информационного обеспечения коммерческой деятельности организации;

опытом работы с действующими федеральными законами, нормативными и техническими документами для осуществления коммерческой деятельности;

умением вести деловые переговоры,

осуществлять выбор каналов распределения, поставщиков и торговых посредников, заключать договоры и контролировать их исполнение.

Производственная практика как завершающий этап обучения предшествует разделу Б.6 «Итоговая государственная аттестация». Производственная практика предусматривает сбор, систематизацию и обобщение материала для подготовки бакалаврской работы, решение поставленной проблемы в области коммерческой деятельности конкретной организации на основе применения выпускниками освоенных методов исследования.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

В процессе прохождения производственной практики проводятся исследования с использованием тех методов, которые необходимы для реализации эмпирической части бакалаврской работы:

-методы анализа организации выполнения коммерческих решений и контроля за их исполнением;

-методы опроса, наблюдения, экспертных оценок;

-методами анализа, систематизации и обобщения информации;

-методами анализа достоверности полученных результатов;

-методами сравнения результатов исследования с отечественными и зарубежными аналогами.

В ходе производственной практики студенты используют технологии конспектирования, анализа научной и методической литературы по направлению подготовки, сбора и обработки практического материала, написания отчета, а также дистанционная форма консультаций во время прохождения конкретных этапов производственной практики и подготовки отчета.

Для обработки и систематизации технико-экономической, коммерческой и другой информации, а также проведения требуемых программой практики расчетов применяются компьютерные технологии и программные продукты.

Сбор материалов осуществляется на предприятии из документации (отчетов, каталогов, электронные ресурсов и т.п.), которые являются источниками внутренней информации.

Кроме того, сбор сведений может проводиться из источников внешней информации, которые подразделяются на первичные и вторичные источники информации.

Первичными источниками информации являются сведения, которые студенты могут специально собирать на рынке закупок или сбыта товаров по заданию руководителя практики от организации. Первичными источниками информации, например, являются: предложения поставщиков и запросы покупателей, посещение выставок и ярмарок, отчеты о командировках персонала коммерческих служб, осмотр предприятий поставщиков и покупателей и т.п.

Вторичными источниками информации являются: статистика объема продаж и розничных (оптовых) цен; копии заказов и договоров; адресные книги и отраслевые справочники; каталоги и проспекты по продажам: специальные книги и журналы; каталоги ярмарок; электронные ресурсы фирм.

Структура производственной практики представлена в таблице 1.

Содержание производственной практики представлено в таблице 2.

Структурно отчет по производственной практике включает в себя:

- титульный лист (см. приложение 1);

- дневник прохождения практики (см. приложение 2);

- содержание;

- введение;

- основные разделы отчета;

- заключение;

- библиографический список;

- приложения.

Таблица 1

Структура производственной практики

№ раздела (этапа) Наименование разделов (этапов) практики Форма текущего контроля
  Проведение организационных собраний  
  Прохождение практики Договор о прохождении практики
  Подготовка отчета по практике  
  Проверка отчета по практике  
  Защита отчета по практике Отчет по практике

Титульный лист содержит наименование отчета, реквизиты автора (фамилия, имя, отчество студента), сведения о руководителе практики от университета, год написания отчета, наименование университета и название города.

Дневник производственной практики. В дневнике практики ежедневно дается краткая характеристика работ, выполненных студентом, и проставляется отметка руководителя базы практики. Отметка может включать в себя оценку работы студента, краткий комментарий и подпись руководителя, либо только подпись. Записи в дневнике должны быть четкими и аккуратными, носить конкретный характер и помогать студенту в составлении отчета по практике. По окончании практики руководитель практики от предприятия дает в дневнике подробную характеристику и оценку работы студен­та за время практики. Дневник должен быть заверен руководителем практики и скреплен круглой печатью.

Введение указываются: вид практики, ее продолжительность, база практики, основные экскурсии, беседы и занимаемые во время практики должности (рабочие места). Приводится аннотация достигнутых во время практики целей и решенных задач.

Таблица 2

Содержание производственной практики

Наименование или краткое содержание вида работ на практике
  Характеристика организации (полное наименование организации, ее организационно-правовая форма, краткая история ее создания, виды деятельности, номенклатура реализуемых товаров)
  Анализ цели и задач предприятия, его стратегии и тактики управления, организационной структуры и функциональных связей между подразделениями
  Изучение процесса управления персоналом на предприятии
  Анализ коммерческой деятельности на предприятии, включая процессы ее планирования, организации, контроля
  Определение критериев выбора деловых партнеров, изучить работу с договорами
  Анализ маркетинговой деятельности на предприятии, включая процессы ее планирования, организации, контроля
  Анализ рекламной деятельности на предприятии, включая процессы ее планирования, организации, контроля
  Анализ логистической деятельности на предприятии, включая процессы ее планирования, организации, контроля
  Анализ товароведной деятельности на предприятии, включая процессы ее планирования, организации, контроля
  Принципы, нормы и методы проектирования предприятий
  Управление ассортиментом и качеством товаров на предприятии
  Разработка стратегии предприятия
  Разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия
  Работа над индивидуальным заданием
  Оформление отчёта
  Защита отчета

В основных разделах отчета должны быть представлены:

1. Паспортные данные предприятия:

- месторасположение и адрес предприятия;

- тип предприятия;

- специализация;

- юридический статус;

- форма обслуживания покупателей;

- функциональные особенности;

- организационная структура управления коммерческой деятельностью предприятия.

2. Характеристика работы предприятия:

Организация закупок и продаж (задачи и функции соответствующих подразделе­ний. Закупочная и торговая сеть: базы, склады, магазины, производственно-заготовительные участки. Оценка степе­ни централизации в управлении коммер­ческой деятельностью. Оценка величины и оптимальности размещения предприятия).

Товарно-ассортиментная политика (классификация товарного ассортимента; характеристика направлений формиро­вания ассортимента: расширение, сокра­щение, стабилизация, обновление, гар­мо­низация; оценка основных факторов формирования ассортимента).

Планирование закупок и продаж (виды и специфика планов закупки и характерис­тика их показателей; источники закуп­ки, их классификация и характеристика; анализ и выбор источников закупки; раз­работка критериев, оценка и выбор поставщиков).

Планирование продаж (реализации) (виды и специфика используемых планов продаж и характерис­тика их показате­лей; формирование заказов потребите­лей, особенности и этапы их выполнения).

Формирование процессов товародвиже­ния (содержание и основные этапы това­родвижения на предприятии; характе­ристика используемых каналов; оценка параметров и критериев выбора канала товародвижения).

Действующая система хозяйственных связей предприя­тия и факторы ее формирования (харак­теристика хозяйственных связей по за­купкам и основных поставщиков; харак­теристика хозяйственных связей по про­даже и основных потребителей; оценка эффективности системы хозяйственных связей на предприятии).

Экономические основы развития пред­приятия. Ресурсы предприятия:

- трудовые ресурсы: кадровый персонал предприятия; основ­ные кате­гории пер­сонала; организация труда; формы оплаты труда.

- основные фонды предприятия: состав, структура, показатели использования; учет и пла­нирование; оценка основных фондов; аморти­зация основных фондов; эффективность использования основных фондов.

- оборотные средства торгового предприятия: формирование, состав, структура, показатели эффектив­ности использования оборотных средств; планирование потребности в оборотных средствах.

Основные показатели развития предпри­ятия:

- товарооборот: динамика, состав, структура; факторы, влияющие на формирование; состав показателей товарооборота; товарная обеспечен­ность товарооборота; пути увеличения товарооборота.

- доходы торгового предприятия: источ­ники доходов; факторы, влияю­щие на уровень торговой надбавки; ценовая политика предприятия; пути увеличения доходов.

Схема (схемы) торгово-технологического процесса[1] на предприятии. Факторы, определяющие содержание торгово-технологического процесса на предприятии.

Характеристика операций торгово-технологического процесса, оценка соответствия их организации требованиям действующей нормативно-правовой базы.

Стандартизация операций торгово-технологического процесса на предпри­ятии:

- доставка товаров на торговое предприятие;

- выгрузка товаров из транспортных средств;

- приемка товаров по количеству и качеству;

- хранение товаров;

- перемещение товаров на торговом предприятии;

- подготовка товаров к продаже;

- отбор товаров с мест хранения[2] для подготовки к продаже или подачи в торговый зал;

- выкладка товаров на торговом оборудовании[3];

- продажа товаров: технология используемых методов продажи3;

- расчетные операции;

- дополнительные услуги покупателям.

Оборудование, используемое в торгово-технологическом процессе.

Управление торгово-технологическим процессом на предприятии.

Структура складского хозяйства на предприятии (характерис­тика складов, их специализация, объем работ, размещение по территории предприятия).

Технологическая взаимосвязь складов с другими структурными подразде­лениями предприятия.

Состав и технико-эксплуатационная характеристика оборудова­ния, применяемого для хранения материалов.

Весовое оборудование складов, виды, эксплуатационная харак­теристика, обеспеченность складов весами. Технико-эксплуата­ционная характеристика средств механизации и автоматизации погрузочно-разгру­зочных работ.

Условия хранения материалов на складах, их соблюдение, причины потерь материалов при хранении. Существующие нормы естественной убыли материалов, их соблюдение и порядок списания.

Противопожарные устройства на складах.

Порядок количественной и качественной приемки материалов на складах, сроки ее проведения. Документация и оформление претензий к поставщикам по количеству и качеству поступивших материалов. Разме­щение материалов на складах, способы и методы их хранения. Учет материалов на предприятии. Использование прикладных программ «1С» и собственных разработок предприятия.

Организация труда складских работников, количество их по катего­риям, производительность труда, существующие нормы выработки, оплата труда складских работников, стимулирование повышения произво­дитель­ности труда.

Виды тары, применяемой для упаковки продукции, и тары, в которой поступают товары на предприятие.

Упаковка продукции.

Затраты торгового предприятия (состав, структура, уровень; факторы, определя­ющие сумму и уровень затрат; пути оптимизации затрат).

Прибыль и рентабельность. Эффектив­ность функционирования коммерческого предприятия. Планирование доходов и расходов

Экономический анализ коммерческой деятельности предприятия

Оценка финансового состояния предприятия. Анализ финансовой устойчивости. Расчет экономической эффективности сделок купли-продажи. Расчет точки безубыточности предприятия.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Таможенное дело

Организационная структура и функции международного коммерчес­кого отдела или службы внешнеэкономических связей предприятия. Регист­ра­ция предприятия в качестве участника внешнеэкономических связей.

Международные коммерческие операции, осуществляемые предприя­тием: по обмену товарами (экспортные, импортные), по обмену техничес­кими услуга­ми (строительный инжиниринг). Субъекты (иностранные контрагенты) и объ­екты международных коммерческих операций предпри­я­тия. Техника проведения международных коммерческих операций: подго­товка и заключение междуна­родных контрактов, их содержание и исполне­ние. Таможенные операции, вы­полняемые при реализации международных конт­рак­тов. Инструменты нетариф­ного регулирования международных коммерческих операций предприятия.

Использование предприятием международного торгово-посредничес­кого звена. Характеристика посредников, объем и структура продукции, заку­паемой или реализуемой с их помощью. Нетарифное регулирование перемещения дан­ной продукции через таможенную границу РФ (лицен­зирование, квотирование, технические барьеры.).

Объем и номенклатура продукции, закупаемой предприятием на внут­рен­­нем рынке, но происходящей из иностранных государств. Страны проис­хожде­ния данной продукции, нетарифное регулирование её переме­ще­ния через тамо­женную границу РФ.

Организация маркетинговой деятельности на предприятии (цели и задачи маркетингового отдела и его взаимоотношения с другими подразделениями; организационная структура маркетинговых служб предприятия; основные задачи и функции отдела маркетинга; планирование маркетинговой деятельности; организация рекламной деятельнос­ти; организация стимулирования сбыта, сервисное обслу­живание и личные продажи; фирменный стиль предприятия; бюджет маркетин­га и его распределение).

3. Повышение эффективности коммерческой деятельности предприятия.

В заключение необходимо представить: итоговые выводы по результатам производственной практики.

Правила библиографического описания.

1. Книга одного автора и более

Абчук, В.А. Менеджмент [Текст]: учебник / В.А. Абчук. - СПб.: Союз, 2002.- 463 с.

2. Книга переводная

Мескон, М. Основы менеджмента [Текст]: пер. с англ. / М.Мескон, М. Альберт, Ф. Хелоури. - М.: Дело, 2002.-704 с.

3. Книга, без автора, имеющая редактора, составителя

Менеджмент [Текст]: учеб. пособие / под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой.- М.: ЮНИТИ, 2005.- 255 с.

4. Энциклопедия, справочник, словарь

Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А.М. Прохоров.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.- 1456 с.

5.Статья из сборника

Ванина, Э.Г. Анализ кризисного развития организации [Текст] / Э.Г. Ванина // Актуальные вопросы вузовской науки: сб. научных и научно-метод. статей. Вып.2./ под ред. А.И. Жданова, Н.И. Меркушовой, А.П. Суслёнкова.- Самара: Изд-во Самар. ин-та управления, 2005.- С. 73-84.

6. Статья из журнала

Пудич, В.С. Управленческий аудит и аудит-менеджмент как особый род деятельности менеджера [Текст] / В.С. Пудич, М.Б. Жернакова // Менеджмент в России и за рубежом.- 2005.- № 5.- С.16-30.

7. Статья из газеты

Колесова, О. Словом и делом [Текст] / О. Колесова // Поиск.- 2007.- 9 янв.

8. Электронный ресурс

Былов, В.Г. Возможность использования различных индикаторов для оценки региональной социально-экономической ассиметрии [Электронный ресурс] / В.Г. Белов. – Режим доступа: https://ieie.nsc.ru/~tacis/bylov.htm

Перечень тем индивидуальных работ.

Для студентов направления 100700 Торговое дело предусмотрено индивидуальное задание.

Рекомендуемая тематика индивидуального задания на практику представлена в приложении 5.

Содержание отдельных тем индивидуальных заданий представлено ниже.

1. Изучить организацию товароснабжения на предприятии.

Обосновать практическую целесообразность складской и транзитной формы товароснабжения по отдельным видам товаров. Изучить организацию завоза товаров в магазин: составление графика завоза товаров, их согласование, порядок подачи заявки и доставки товаров, расчёт за товары и транспорт. Рассчитать ритмичность поступления товаров по ассортименту. Охарактеризовать используемые маршруты завоза.

Сделать выводы о состоянии снабжения предприятия товарами и дать предложения по его улучшению.

Приложить копии распорядительных и исполнительных документов товароснабжения (заявки, заказы, графики, товарно-транспортные накладные, счет - фактуры и др.).

2. Формирование ассортимента и цен продаж товаров

Изучить процесс формирования ассортимента товаров и цены на предприятии. Охарактеризовать факторы, влияющие на формирование ассортимента и уровень цен на предприятии. Проанализировать структуру ассортимента и его устойчивость в целях повышения социального уровня обслуживания. При изучении ассортимента непродовольственных товаров обратить внимание на расчет коэффициента обновления.

Изучить соотношение цен на товары предприятия с ценами аналогичных товаров конкурентов.

По результатам изучения ассортимента и цен выполнить анализ АВС по выявлению наиболее привлекательного товара.

Разработать предложения по расширению и очищению ассортимента товаров.

3. Организация продаж товаров

Изучить процесс продажи в соответствии со спецификой оптового или розничного рынка.

Выявив требования покупателей к условиям продажи, включая условия доставки, определить наиболее привлекательный сегмент рынка. Изучить процесс выбора канала распределения товаров на оптовом предприятии и организацию текущей деятельности по отпуску товаров. На розничном предприятии охарактеризовать используемый метод продажи.

Изучить меры по формированию и стимулированию потребительского спроса на предприятии.

Разработать меры по совершенствованию оптовой или розничной продажи товара.

4. Товарооборот торговых предприятий

Изучить и проанализировать товарооборот торгового предприятия.

5. Ресурсы торговых предприятий

Изучить и проанализировать эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов торгового предприятия.

6. Доходы и расходы торговых предприятий

Изучить и проанализировать составные части и источники образования доходов торгового предприятия.

Торговые надбавки как один из главных источников образования доходов от реализаций. Показатели, применяемые для количественного измерения величин доходов. Распределение доходов. Факторы, определяющие величину доходов.

Особенности формирования прибыли в торговле. Показатели, характеризующие величину прибыли.

Изучить и проанализировать эффективность расходов и издержек обращения торгового предприятия.

7. Изучить и проанализировать государственное регулирование деятельности торгового предприятия

Экономические функции государства по регулированию торговой деятельности. Стандартизация и лицензирование. Антимонопольное регулирование и защита прав потребителей. Антимонопольное и налоговое регулирование. Государственный контроль деятельности торговых организаций.

8. Ключевые элементы электронной коммерции

Изучить и проанализировать составляющие электронной коммерции, цикл электронной коммерции, современное состояние и перспективы развития.

9. Программные продукты в электронной коммерции (на примере информационных систем торгового предприятия (ИСТП))

Изучить и проанализировать структуру, функции, техническое построение ИСТП. Предложить мероприятия по эффективной реализации базовых и сервисных функций ИСТП.

10. Эффективность электронной коммерции

Провести анализ и оценку эффективности электронной коммерции.

Система отслеживания эффективности Internet-бизнеса performance McKinsey. Индекс performance. Индекс эффективности информационных систем.

11. Использование рекламы в коммерческой деятельности

Изучить и проанализировать осуществление рекламной деятельности на предприятии. Провести SWOT – анализ.

12. Маркетинговые коммуникации

Задание. Проанализировать проблемы создания и управления комплексом маркетинговых коммуникаций на предприятии. Каналы коммуникации и способы их применения. Инструменты продвижения – микс.

13. Разработать стратегию (изменение в стратегию) продвижения товаров на предприятии

Задание: Подготовить пример бюджета стимулирования сбыта выбранного товара.

14. Торговая марка, бренд-менеджмент

Изучить и проанализировать использование возможностей торговой марки и бренда товара (услуги) на предприятии. Разработать мероприятия по их совершенствованию.

15. Формирование имиджа фирмы (продукта/услуги) посредством PR-средств

Подготовить пример пресс-релиза и других PR-материалов для СМИ. Описать участие в организации презентаций фирмы и её продукции. Исследовать методы планирования и организации рекламных и информационных кампаний.

16. Исследование организации рекламной деятельности

Подготовить отчет об участии в разработке и организации рекламной кампании по отдельным видам продукции предприятия. Подготовить отчет об участии в сопровождении информационной части Интернет-сайта компании. Подготовить пример изготовленных самостоятельно макетов рекламных текстов, проспектов, и других рекламных материалов. Подготовить отчет об участии в промо-акциях компании в качестве промоутера.

17. Организационная структура службы маркетинга, её функции и задачи. Система коммуникаций службы маркетинга с другими подразделениями предприятия

Изучить и дать оценку роли службы маркетинга на основе экспертного опроса.

При отсутствии службы маркетинга на основе изучения положения о структурных подразделениях предприятия или личного наблюдения за выполнением управленческих и производственных функций:

- указать, какие из выполняемых подразделениями функций предприятия относятся к маркетинговым;

- провести опрос экспертов о необходимости создания службы маркетинга, её первоочередных задачах. Сформулировать основные решения и предложить тип организационной структуры службы маркетинга для данного предприятия.

18. Состояние, структура и содержание внутренней маркетинговой информации

Наличие и использование компьютерной информации маркетинговой системы, наличие внешней маркетинговой информации.

Изучить перечень и содержание публикаций, формы представления оперативной и аналитической маркетинговой информации в структуре управления (руководства) предприятием.

19. Исследование, анализ и оценка маркетинговых возможностей предприятия (организации, учреждения)

Общий анализ и оценка структуры и содержания маркетинговой деятельности предприятия. Проблемы и перспективы службы маркетинга.

Выявить проблемы, требующие проведения маркетинговых исследований, и по одной из проблем разработать план маркетингового исследования.

20. Исследование и сегментация рынка

Провести анализ товарной, географической и отраслевой структуры продаж. Описать и проанализировать состояние спроса на продукцию (услуги) предприятия.

21. Исследование товарной политики

Описать и охарактеризовать основные мотивы потребления при оценке товара. Описать и проанализировать принятую систему выбора поставщиков, скорость и стабильность поставок за определённый период времени.

22. Исследование ценовой политики

Определить реакцию покупателей на цены путём тестирования. Оценить конкурентоспособность товара по цене.

23. Исследование сбытовой политики

Определить эффективность (факторы, решения и показатели) принятой стратегии сбыта.

Результаты выполнения индивидуального задания представляются в виде самостоятельного раздела отчета по практике, сопровождаются соответствующими графиками, таблицами, схемами, рисунками, раскрывающими тематику задания.

Требования к оформлению отчета. Отчет должен содержать исчерпывающие ответы на вопросы программы практики с ука­занием используемой информации (внутренняя документация предприятия, внешние источ­ники информации - нормативные акты, конъюнктурные обзоры, справочная литература и т.п.).

Кроме основного текстового материала отчет может включать приложения в виде за­полненных типовых бланков учетной и отчетной документации, анкет для опроса потребите­лей и экспертов, плана-проспекта маркетинговых исследований. При необходимости в при­ложения можно вынести таблицы и рисунки.

Отчет должен быть написан на листах стандарта А-4, иметь титульный лист, оглавле­ние, включающее перечень вопросов и приложений. Примерный объем работы – 30-40 страниц, исключая приложения.

Отчет должен быть выполнен с использованием компьютера и принтера на одной сторо­не листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть чер­ным. Размер шрифта (кегль) - 14.

Текст отчета следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм, левое - 30 мм.

Опечатки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки отчета, до­пускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью - рукописным способом.

Основную часть отчета следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и за­писывать с абзацного отступа.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Точка в конце порядкового номера не ставится.

Разделы и подразделы должны иметь заголовки, в которых четко и кратко отражается содержание разделов, подразделов.

Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумера­цию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на ти­тульном листе не проставляют. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных лис­тах, включают в общую нумерацию страниц отчета. Иллюстрации и таблицы на листе фор­мата А3 учитывают как одну страницу.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы) следует располагать в отчете непо­средственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в отчете.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускает­ся нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Назва­ние таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы сле­дует помещать над таблицей справа, без абзацного отступа в одну строку с ее номером.

Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упо­минается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в отче­те.

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается при­менять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Шапка таблицы должна быть отде­лена линией от остальной части таблицы.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже ка­ждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Формулы в отчетах следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на сроке.

В отчетах допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

Приложения оформляют как продолжение отчетов на последующих его листах. В тексте отчета на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте отчета.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение».

Выполненный и оформленный надлежащим образом отчет сдается научному руко­водителю за три дня до окончания практики. Если отчет не соответствует указанным требо­ваниям, то студент не допускается до защиты.

К отчету прилагаются действующие формы! статистической и бухгал­терской отчетности по основным показателям деятельности предприятия.

Отчет о выполнении программы практики студент составляет по­этапно во время практики и полностью завершает к моменту ее оконча­ния. Отчет должен быть проверен руководителем практики от предпри­ятия, заверен печатью и представлен вместе с дневником.

В характеристике с места практики, подписанной руководителем практики от предприятия, необходимо отметить выполнение программы производственной практики, отношение студента к рабо­те, его трудовую дисциплину.

Требования к защите отчета. При оценке результатов практики учитывается характеристика, дан­ная студенту руководителем практики от предприятия.

При наличии замечаний отчет возвращается на доработку, а защита переносится на более поздний срок.

У бакалавров, которые проходят практику на одном предприятии, не должно быть одинаковых по содержанию отчетов.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отри­цательный отзыв о работе во время практики или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно или от­числяется из университета.

5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Промежуточная аттестация проводится в виде собеседования с руково­дителем практики от вуза по основным разделам (этапам) производственной практики, представленным выше в таблице 2.

Практика завершается защитой отчета, по результатам которой выстав­ляется зачет с оценкой. Результаты промежуточной аттестации по практике учитываются при подведении итогов общей успеваемости обучающихся.

Обучающиеся, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практику повторно по индивидуальному плану.

Обучающиеся, не выполнившие программы практик без уважительной причины или не прошедшие промежуточную аттестацию по практике, считаются имеющими академическую задолженность.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

Основная литература:

1. Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли [Текст]: учеб. для вузов / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2009. – 696 с.

2. Киселева, Е. Н. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности 080301 (351300) Коммерция (Торговое дело) / Е. Н. Киселева, О. Г. Буданова. – М.: Вузовский учебник, 2011. – 190 с.

3. Курс управления ассортиментом в рознице [Текст]: Кн. 3: Закупки и поставщики / Е. А. Бузукова: в 3 кн. / под. ред. С. Сысоевой. – СПб. и др.: Питер, 2011. – 422 с. + табл.

4. Миротин, Л. Б. Введение в коммерческую логистику [Текст]: учебно-практическое пособие / Л. Б. Миротин, А. К. Покровский. – М.: Альфа-Пресс, 2009. – 335 с.: ил.

5. Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность [Текст]: учеб. для вузов / Ф. Г. Панкратов. – М.: Дашков и К, 2009. – 500 с.

6. Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность [Текст]: учебник для вузов по специальностям: «Коммерция» и др. / Ф. П. Половцева. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 246 c.: ил.

7. Савенкова, Т. И. Логистика [Текст]: учеб. пособие для вузов / Т. И. Савенкова. – 6-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2011. – 255 с.

8. Мильнер, Б. З. Теория организации [Текст]: учебник для вузов / Б. З. Мильнер. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 864 с.

9. Чкалова, О. В. Торговое дело [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности «Коммерция (торговое дело)» / О. В. Чкалова. – М.: ЭКСМО, 2010. – 318 с.

10. Шарков, Ф. И. Реклама [Текст]: учебник для вузов / Ф. И. Шарков. – 2-е изд. – М.: Дашков и К. 2009 – 347 с.

Дополнительная литература:

1. Арустамов, Э. А. Оборудование предприятий торговли [Текст]: учебное пособие для вузов / Э. А. Арустамов. – М.: Дашков и К, 2012.– 452 с.

2. Дашков, Л. П., Памбухчиянц В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий дело [Текст]: учеб. пособие / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. – 9-е изд. переработан и дополнен – М.: Дашков и К, 2012. – 345 с.

3. Казакова, Н. А. Управленческий анализ и диагностика предпринимательской деятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и др. / Н. А. Казакова. - М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2009. – 492 с.

4. Канке, А. А. Основы логистики [Текст]: учеб. пособие по специальности «Менеджмент орг.» / А. А. Канке, И. П. Кошевая. – М.: КноРус, 2010. – 575 с.

5. Нагапетьянц, Н. А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности 080111 «Маркетинг» / Н. А. Нагапетьянц, Е. В. Исаенко, Р. Н. Нагапетьянц; под общ. ред. Н. А. Нагапетьянца. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. – 280 c.

6. Памбухчиянц, О. В. Технология розничной торговли [Текст]: учебник для начального профессионального образования по профессии «Продавец, контролер-кассир» / О. В. Памбухчиянц. - 7-е изд. переработан и дополнен – М.: Дашков и К, 2010. – 284 с.

7. Экономика торгового предприятия: Торговое дело [Текст]: учебник для вузов по экон. специальностям / Л. А. Брагин, Г. Г. Иванов, Б. Л. Межиров и др.; под ред. Л. А. Брагина; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова (РЭА). – М.: ИНФРА-М, 2009. – 313 c.

8. Экономика отрасли: торговля и общественное питание [Текст]: учебное пособие / Е. А. Карпенко [и др.]. – М.: Альфа-М, 2009 – 221 с.

9. Круглова, Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства) [Текст]: учеб. для вузов по специальности «Антикризис. упр.» / Н. Ю. Круглова. – М.: КноРус, 2010. – 542 с.

10. Устав предприятия, Положения о структурных подразделениях, должностные инструкции.

Электронные ресурсы

1. Официальный сайт предприятия (организации) - базы практики.

2. Технологии корпоративного управления [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.iteam.ru/publications/project/

3. Сайт, посвященный корпоративному менеджменту [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://forum.cfin.ru/

4. «Shop Academy» - организация эффективной розничной торговли [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.shop-academy.ru/merchandising.htm

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

При прохождении практики необходимо использовать ПК, имею­щие характеристики: Pentium 4 - 2260/256 M6/40Gb. Требуемое программное обеспечение:

Microsoft Word,

Microsoft Excel,

Microsoft PowerPoint,

Microsoft Project,

Microsoft Visio,

Opera/ Microsoft Internet Explorer,

информационно-поисковые системы «Гарант», «Консультант».

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: