Правовое регулирование: стадии, механизмы

Правовое регулирование - это воздействие на поведение людей, общественные отношения с помощью специальных юридических средств, в целях их упорядочения в интересах свободного и справедливого развития личности и общества.

Признаки правового регулирования:

- разновидность правового воздействия;

- воздействие направлено на упорядочение поведение людей, общественных отношений;

- воздействие осуществляется при помощи системы специальных юридических средств;

- целью упорядочения является свободное и справедливое развитие личности и общества.

Правовое регулирование всегда направлено на достижение результатов, имеющих юридическое значение. Результаты предусмотрены в принципах и нормах права. Правовое регулирование будет эффективным, если получены результаты, соответствующие целям и задачам, ради которых принимались законы или отдельные нормы права. Если же цели ставились одни, а результаты повсеместно получены противоположные, то закон либо нормы надо отменять или существенно изменять. Иначе они принесут только вред.

Виды правового регулирования.

Правовое регулирование может быть государственным, местным и локальным.

Государственное правовое регулирование в России подразделяется на федеральное, республиканское и региональное.

Федеральное правовое регулирование основано на принципах, нормах Конституции, законах и других правовых документах Российской Федерации в целом.

Республиканское правовое регулирование основано на принципах, нормах Конституции, законах и других правовых документах республик, входящих в состав РФ.

Региональное правовое регулирование осуществляется на территории таких субъектов РФ, как автономная область, автономный округ, край и область.

Местное правовое регулирование производится в интересах жителей городов, районов, поселков и сел для решения вопросов местного значения.

Локальное правовое регулирование осуществляется на предприятиях, в учреждениях.

Правовое регулирование подразделяется также на нормативное (проводимое с помощью нормативно-регулятивных средств - принципов, задач, норм права) и индивидуальное ( проводимое с помощью актов применения права, актов непосредственной реализации права).

Предмет правового регулирования. Под ним понимается совокупность регулируемых общественных отношений. Отношения весьма своеобразны и отличаются друг от друга прежде всего отраслевой принадлежностью (семейно-правовые, гражданско-правовые).

Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс, проходящий ряд стадий.

Первая стадия — построение нормативной основы. На данной стадии прежде всего создаётся система нормативно регулятивных средств. Речь идёт о конструировании нормативных обобщений (целей, задач, принципов права, правовых дефиниций) и норм права. Именно они и выступают средствами организации содержания права как общей меры свободы (прав и свобод) и справедливости (баланса прав и обязанностей). Тем самым формируются общие модели возможного и должного поведения, устанавливается перечень запретов, закрепляются меры стимулирования и принуждения и т.д. Все отмеченное относится к формированию внутренней формы права.

На этой же стадии формируется внешняя форма права, т.е. устанавливается вид, наименование, структура правового документа, в статьях которого будут закреплены нормативные общения и нормы права (нормативный акт, нормативный договор). Будучи неперсонифицированными правовые документы обращены к любому и каждому, кто окажется в сфере их влияния.

Вторая стадия - возникновение правоотношений, Права, свободы и обязанности как элементы содержания объективного (позитивного) права на настоящей стадии индивидуализируются, конкретизируются и приобретают новое качество - качество субъективных прав и субъективных обязанностей. Это происходит после наступления обстоятельств, предусмотренных норма­ми, которые именуются юридическими фактами (или фактическими составами).

В ряде случаев субъективные права и субъективные обя­занности могут реально возникнуть только, если действие правовых принципов, норм будет подкреплено властным индивидуальным правилом, содержащимся в акте применения права. Таким образом, правопримени­тельный акт служит дополнительным юридическим фактом, влияющим на возникновение правоотношения, а, значит субъективных прав и субъективных обязанностей.

Третья стадия - реализации субъективных прав и субъективных обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования, проверяется его эффективность. Реализация происходит путем правомерного поведения. В частности, посредством правомерного поведения, например, управомоченное лицо осуществляет (одновременно все или на выбор какие-либо), возникшие у него в рамках конкретного правоотношения правомочия: право на собственные положительные действия, право на чужие действия, право на самозащиту, право на обращение за защитой со стороны государственных и иных органов власти.

Реализации субъективных прав и субъективных обязанностей сложный и протяженный во времени процесс. В ходе его осуществления встречается не мало препятствий. Поэтому важная роль принадлежит правообеспечительной деятельности. Особенно она необходима при использовании прав и свобод. К формам правообеспечительной деятельности относятся: содействие осуществлению прав (юридическое информирование, консультирование, сопровождение), квалифицированная правовая помощь, охрана, защита прав и т.д. Обязанность обеспечивать реализацию прав, прежде всего лежит на правоприменительных органах. Таким образом, и на этой стадии правоприменению отведено важное место.

Механизм правового регулирования - система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения.

Понятие механизма правового регулирования позволяет выделить и показать место и роль каждого юридического средства в отдельности и во взаимосвязи с другими средствами

Кратко рассмотрим элементы механизма правового регу­лирования.

Нормативные правовые обобщения и нормы права. Они выступают образцами наиболее общего (цели, задачи, принципы права) и конкретного (нормы права) поведения, В них устанавливается, что можно, нужно, и что нельзя делать, а также меры стимулирования и правового принуждения. Нормативные правовые обобщения и нормы права - фундамент механизма правового регулирования, все остальные элементы производны от них.

Нормативно-правовые акты – официальные документы, посредством которых нормативные правовые обобщения и правовые нормы вводятся в действие, изменяются и отменяются. Нормативные акты являются носителями правовой информации, юридическим источником права, как и правовой обычай, нормативный договор, судебный прецедент. Значение последних источников в механизме правового регулирования всё более возрастает.

Акты официального толкования – юридическиедокументы, издаваемые государственными органами (например, Конституционным Судом РФ), в которых разъясняется смысл нормативных правовых обобщений и правовых норм.

Юридические факты - предусмотренные в праве жизненные обстоятельства, влекущие юри­дические последствия: возникновение, изменение и прекраще­ние правовых отношений.

Правоотношения - выступают средством перевода общих прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, закрепленных в объективном праве, в субъективные права, свободы и субъективные обязанности.

Акты реализации права - правомерное поведение уча­стников правовых отношений (носителей прав и обязанностей) по воплощению в жизнь нормативных правовых обобщений и норм права. Если никаких препятствий не было, то здесь заканчивается работа механизма правового регулирования, достигается запланированный юридический результат

Акты применения права - официальные документы, действия компетентных органов, направленные на создание наиболее благоприятных условий для непосредственной реализации субъективных прав, свобод и обязанностей. Они относятся к средствам индиви­дуального правового регулирования.

В число элементов механизма правового регулирования включают также правосознание, правовую культуру, законность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: