double arrow

Задание № 4. «Классификация геометрических фигур». Описание методики «Классификация геометрических фигур»

Методика представляет собой два набора по 24 карточ­ки в каждом с изображением геометрических фигур, раз­личающихся по цвету, форме и величине. К первому на­бору (для основного задания) прилагается доска-таблица с изображением всех фигур (рис. 52).

Это картон размером 40 х 40 см с наклеенными на него фигурками и отдельные 24 карточки размером 6х8 см. Диаметр большого круга 45 мм, малого 30 мм, сторона


большого квадрата 42 мм, малого 28 мм, сторона большо­го треугольника 42 мм, малого 28 мм, сторона большого ромба 42 мм, малого 25 мм.

В основном наборе представлены три цвета — крас­ный, желтый, зеленый; четыре формы — квадрат, круг, треугольник, ромб; два размера — большой и маленький.

Дополнительный набор (для аналогичного задания) состоит также из 24 карточек размером 6 х 6 см. Здесь представлены три формы — квадрат, круг и пятиугольник по четыре цвета — красный, желтый, зеленый и синий;

два размера — большой и малый (рис. 53).

Для проведения эксперимента необходим секундомер. Протокол оформляется по схеме (прилагается).

Выполнение основного задания заключается в после­довательном вычленении ребенком каждого из трех при­знаков карточек и группировке последних на основании найденного признака. «Уроки-подсказки» имеют общую схему для всех трех задач.

Первый «урок-подсказка» указывает на различие каких-либо двух конкретных карточек по одному признаку (в со­ответствии с той задачей, для которой проводится обуче­ние). Второй «урок-подсказка» показывает сходство одной из первых двух карточек с третьей по этому же признаку. И третий «урок-подсказка» содержит объяснение принципа группировки: экспериментатор раскладывает первые не­сколько карточек на группы и объясняет принцип этой

раскладки. Каждый последующий «урок» — совершение группировки экспериментатором — осуществляется в слу­чае необходимости.

...Введено требование к ребенку дать завершающий сло­весный отчет: назвать тот признак, на основании которо­го выполнялась очередная группировка. Если ребенок не имеет достаточного словарного запаса для обозначения тех или иных форм или цветов, то возможны замены их на­званий условными, более легкими для произношения по­нятиями (ромб — «конфетка», пятиугольник — «домик» и т. п.). Основное внимание обращается на то, имеет ли это неправильное, или условное, название обобщающий смысл для ребенка.

Инструкция и порядок проведения эксперимента*

О этап. Ребенку издали показывают карточки, сложен­ные в колоду, и говорят: «Эти карточки тебе надо разло­жить на группы — подходящие с подходящими. Но снача­ла посмотри на эту доску — тут они все нарисованы — и подумай, как будешь делать». С этими словами ребенку предъявляется таблица в течение 30 с для свободной ори­ентировки. За это время экспериментатор никаких пояс­нений больше не дает, только фиксирует в протокол сло­ва и действия ребенка. После этого периода доска-табли­ца убирается и больше никак в эксперименте не исполь­зуется.

I этап. Основное задание. Его выполнение начинается с того, что ребенку дают в руки карточки в перетасован­ном виде.

I задача. Инструкция повторяется еще раз: «Разложи эти карточки — подходящие с подходящими; можешь сде­лать 3 или 4 группы». После этого в течение 30 с регистри­руются самостоятельные действия и высказывания ребенка.

Если ребенок пассивен и не приступает к работе или, наоборот, действует чрезмерно поспешно и хаотично, экспериментатор может оказать ему организующую по­мощь: «Выложи несколько карточек на стол» или «Не спе­ши, выкладывай аккуратнее, по одной». В протоколе это отмечается.

В этот период времени ребенок может начать правиль­ную группировку карточек по цвету, т. е. на 3 группы. Если

* Инструкция и порядок проведения эксперимента описаны очень подробно, в действительности эксперимент прост и продолжается обыч­но 10 — 15 мин.


он начинает с вычленения формы как признака группи­ровки, то его не следует поправлять. Тогда задача вычлене­ния цвета становится второй. Однако если ребенок не вы­деляет самостоятельно никакого признака и эксперимен­татор вынужден начать обучение, сделать это надо с выде­ления цвета. Если ребенок в течение 30 с не начал группи­ровать карточки, ему дают первый «урок-подсказку».

1 «урок». Экспериментатор выбирает из карточек, ле­жащих на столе, две, отличающиеся между собой только одним признаком, и говорит: «Чем отличаются эти кар­точки? Чем они похожи? Они отличаются цветом — одна зеленая, другая красная». (Если ребенок сам не доканчи­вает мысль.) Это и есть содержание «урока» — указание на различие двух карточек по цвету. Далее фиксируются действия и высказывания ребенка в течение 30 с. Если ребенок не начинает действовать правильно, то дается второй «урок-подсказка».

2 «урок». Из других карточек выбирается третья, сход­ная с одной из двух по цвету. Экспериментатор предъяв­ляет ее ребенку со словами: «Куда мы положим эту кар­точку — сюда или сюда?» Если ребенок не может уловить мысль, продолжает: «Мы положим ее сюда, к красному, потому что она тоже красная».

После этого протоколирование дальнейших высказы­ваний и действий ребенка в течение 30 с. Если он по-прежнему не может уловить способа группировки, то сле­дует третий «урок».

3 «урок». Экспериментатор выкладывает рядом с пре­дыдущими еще одну карточку желтого цвета и, начав та­ким образом все три группы, говорит: «Сюда мы будем класть все красные, сюда — зеленые, а сюда — желтые». Содержанием третьего урока является показ и объясне­ние способа действия. Затем следует протоколирование са­мостоятельных действий ребенка.

В тех случаях, когда этой помощи оказывается недоста­точно, экспериментатор может продолжить обучение с интервалами в 30 с.

4, 5, б и т. д. «уроками» обозначается укладка каждой последующей карточки, выполненная с соответствующи­ми словесными пояснениями самим экспериментатором. В протоколе отмечаются номер «урока» и дальнейшие дей­ствия ребенка.

По окончании раскладки регистрируется общее время, затраченное на это. Чтобы ребенок дал завершающую «сло­весную формулировку» выделенного признака, экспери-

ментатор может поставить вопрос так: «Ты хорошо разло­жил карточки на группы. Но скажи, как ты их раскладывал. почему ты положил вместе именно эти, а не другие?» Если ребенок не сможет ответить на этот вопрос, то эксперимен­татор должен сам сформулировать принцип раскладки: «Зна­чит, мы разложили карточки по цвету: зеленые, красные и желтые». Но в протокол заносятся слова ребенка.

II задача. Экспериментатор отбирает все карточки, пе­ремешивает их и вновь предъявляет ребенку с инструкци­ей: «Теперь разложи их по-другому, тоже подходящие с подходящими, но уже иначе — на четыре группы». (Если ребенок в первой задаче раскладывал на 4 группы, то ко­нец инструкции может звучать так: «...на три группы».) После этого в течение 30 с в протоколе регистрируются самостоятельные поиски ребенка.

Здесь тоже в случае необходимости возможна органи­зующая помощь экспериментатора: «Не спеши, выклады­вай по одной» или «Выложи несколько карточек на стол». В протоколе это отмечается.

Если в это время ребенок делает попытки использовать для группировки тот признак, который уже применялся в первой задаче, это фиксируется в протоколе как «прояв­ление инертности».

Схема обучения такая же, как в первой задаче. Если за 30 с правильная раскладка не начата, дается первый урок.

1 «урок». Экспериментатор отбирает из карточек, лежа­щих на столе, две, отличающиеся между собой только од­ним признаком (например, большой зеленый круг и боль­шой зеленый квадрат), показывает их ребенку и говорит:

«Чем отличаются эти карточки? Чем они похожи?.. — и после паузы продолжает: — Один — квадрат (кубик), дру­гой — кружок» (если ребенок сам не может докончить мысль). Содержание первого «урока» — указание на раз­личие двух карточек по форме. Далее в протокол заносят­ся последующие действия ребенка в течение 30 с. Если правильная раскладка не начата, обучение продолжается.

2 «урок». Экспериментатор выбирает из других карточек третью, сходную с одной из первых двух по форме (напри­мер, большой желтый квадрат), и показывает ребенку со словами: «Эту карточку куда положим — сюда или сюда?..» И если ребенок не может уловить мысль, продолжает: «По­ложим ее к этому квадрату (кубику), потому что она тоже квадрат (кубик)». И далее регистрируются действия ребен­ка в течение 30 с. Следовательно, содержание второго уро­ка — указание на сходство двух карточек по форме.


3 «урок». Экспериментатор выкладывает рядом с пре­дыдущими еще две карточки разной формы и, начав таким образом все четыре группы, говорит: «Сюда мы положим все квадраты, здесь будут лежать треугольники, все круж­ки, а тут — ромбы («конфетки»)». Содержание третьего урока — наглядный показ и объяснение способа группи­ровки. Затем следует протоколирование самостоятельных действий ребенка.

В тех случаях, когда этой помощи оказывается недоста­точно, можно продолжить обучение с интервалами в 30 с.

4, 5, 6 и т. д. «уроками» обозначается укладка каждой последующей карточки, выполненная с соответствующи­ми словесными пояснениями, самим экспериментатором. Протоколируются номера «уроков» и действия ребенка после них.

По окончании раскладки отмечается общее время, зат­раченное на вторую задачу. Чтобы ребенок мог дать завер­шающую «словесную формулировку» выделенного призна­ка, экспериментатор задает вопрос: «Ты молодец, пра­вильно разложил все карточки. А теперь скажи, как ты их раскладывал, почему ты положил вместе именно эти, а не другие?» Если ребенок не назовет признака, то экспе­риментатор должен сформулировать его сам: «Сейчас мы разложим карточки по форме: в этой группе все кружки вместе, в этой квадраты, здесь треугольники, там ромбы». Но в протокол заносятся слова ребенка.

III задача. Экспериментатор вновь собирает все кар­точки со стола, перемешивает их и дает ребенку в руки с инструкцией: «В последний раз разложи карточки на группы, тоже подходящие с подходящими, но иначе — так, чтобы получилось всего две группы». Затем 30 с протоколируются самостоятельные поиски ребенка.

Использование признаков предыдущих задач отмеча­ется в протоколе как «проявление инертности» с указа­нием, каким именно признаком пытался воспользоваться ребенок. При необходимости можно оказать организую­щую помощь. Если ребенок не может найти признака груп­пировки, то экспериментатор спустя 30 с начинает обу­чение.

1 «урок». Из карточек, лежащих на столе, эксперимен­татор отбирает две, отличающиеся между собой только одним признаком — размером (например, большой крас­ный круг и маленький красный круг), и показывает их ребенку со словами: «Чем они отличаются? Чем они по­хожи?.. — и после паузы продолжает: — Они отличаются

размером: одна фигурка большая, а другая — маленькая». Это содержание первого «урока» — указание на различие двух фигур по величине. Затем протоколирование даль­нейших действий ребенка в течение 30 с и продолжение обучения в случае необходимости.

2 «урок». Экспериментатор выбирает третью карточку, сходную с одной из первых двух по этому же признаку — величине (например, маленький зеленый квадрат), и предъявляет ребенку со словами: «Куда эту карточку?.. — и после паузы: — Положим ее к маленькому кружочку, потому что она тоже маленькая». Далее регистрируются действия ребенка.

3 «урок». Экспериментатор берет четвертую карточку, сходную с одной из предыдущих по величине (например, большой желтый квадрат), и говорит: «Все большие бу­дем собирать вместе и все маленькие тоже рядом». Таким образом объясняется принцип группировки по величине. Далее — протоколирование действий ребенка. Если необ­ходимо, обучение можно продолжить с интервалами в 30 с. 4, 5, 6 и т. д. «уроками» обозначается укладка каждой пос­ледующей карточки, выполненная с соответствующи­ми пояснениями, самим экспериментатором.

Отмечается общее время, затраченное на III задачу. Чтобы ребенок дал завершающую «словесную формули­ровку» выделенного признака, экспериментатор задает во­прос: «Назови, какие карточки ты собрал вместе, чем похожи карточки одной группы?» Если ребенок не смо­жет назвать признак, то экспериментатор делает это сам:

«Мы разложили фигурки по величине — большие в одну группу, маленькие — в другую». В протокол заносятся сло­ва ребенка. После этого все карточки первого набора уби­раются.

II этап. Аналогичное задание.

Ребенку предъявляется второй набор карточек со сло­вами: «Ты уже научился складывать карточки. Эти — дру­гие, но их тоже можно разложить на группы по разным признакам. Сделай это или расскажи, как можно сделать».

Не следует ни называть признаки, ни оговаривать ко­личество групп. Участие экспериментатора может проявить­ся лишь в том случае, если ребенок, выделив один при­знак, проявляет некоторую пассивность. Тогда можно, смешав карточки, задать вопрос: «А еще можно собрать их?» — стимулируя тем самым продолжение работы. В про­токоле фиксируются общее время выполнения и резуль­тат самостоятельных действий ребенка.


Свободное перечисление всех трех признаков группи­ровки оценивается как полный логический перенос в словесной форме. Это наилучший результат. Выделение ребенком только двух признаков группировки оценива­ется как частичный перенос в словесной форме. Если ребенок совершает все три правильные группировки, не умея, однако, сформулировать принцип классификации на словах, это оценивается как полный перенос в на­глядно-действенной форме. Совершение только двух пра­вильных группировок без соответствующего словесного оформления расценивается как частичный перенос в наглядно-действенной форме. При выделении ребенком менее двух (т. е. одного или ни одного) признаков клас­сификации фигур аналогичного набора считается, что ло­гический перенос отсутствует.

Оценка результатов «обучающего эксперимента» на классификации геометрических фигур в числовых показа­телях.

Как уже указывалось, в основу «обучающего экспери­мента» было положено количество той дозированной по­мощи экспериментатора, которое необходимо ребенку для достижения определенного результата работы.

Схема количественной оценки (по данным предвари­тельных экспериментов. — А. Г.) была построена таким образом: чем хуже была обучаемость ребенка, тем боль­шее количество помощи он получал и соответственно возрастало количество баллов, в которых оценивалась его обучаемость.

Оценки

1. Ориентировка (ОР): активная — 0 баллов; пассив­ная — 1 балл.

2. Восприимчивость к помощи (ВП): каждый «урок» к новым задачам — 1 балл; каждое проявление инертно­сти — 1 балл.

3. Способность к логическому переносу (ЛП):

а) отсутствие каждой словесной формулировки после выполнения классификации фигур — 1 балл;

б) полный перенос в словесной форме — 0 баллов;

в) частичный перенос в словесной форме — 1 балл;

г) полный перенос в наглядно-действенной форме — 2 балла;

д) частичный перенос в наглядно-действенной фор­ме — 3 балла;

е) отсутствие переноса — 4 балла. Общий числовой показатель обучаемости:

ПО = ОР + ВП + ЛП


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: