Понятие информационной безопасности

Понятие "информационная безопасность" в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации[1] используется в широком смысле.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

В данном курсе наше внимание будет сосредоточено на хранении, обработке и передаче информации вне зависимости от того, на каком языке (русском или каком-либо ином) она закодирована, кто или что является ее источником и какое психологическое воздействие она оказывает на людей. Поэтому термин "информационная безопасность" будет использоваться в узком смысле, так, как это принято, например, в англоязычной литературе.

Под информационной безопасностью мы будем понимать защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

В ФЗ РФ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"[2] сказано:

Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1. обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2. соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа,

3. реализацию права на доступ к информации.

Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

На официальном уровне государственная система защиты информации в России была сформирована в 1973 г. в рамках действия государственной комиссии СССР по противодействию иностранным техническим разведкам. Начиная с 1992 г., проблемы информационной безопасности в новых экономических и правовых условиях вышли из круга оборонной тематики и обусловили тем самым создание в общегосударственном масштабе более совершенной системы информационной безопасности. Создание такой системы, прежде всего, потребовало разработать необходимую нормативно-правовую базу: Концепцию национальной безопасности Российской Федерации[3], Доктрину информационной безопасности Российской Федерации[4] и ряд других документов.

Указом Президента от 12 мая 2009 г. № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Стратегия) до 2020 года. В связи с этим признана утратившей силу прежняя Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная в декабре 1997 г. и модифицированная в январе 2000 г.

Стратегия национальной безопасности – это система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в экономической, политической, социальной, международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной, экологической сферах, а также в сфере науки и образования.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Доктрина информационной безопасности РФ (Доктрина) утверждена Указом № 1895 Президента РФ от 9 сентября 2000 г. Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности и служит основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Закон "О государственной тайне". 21 июля 1993 года N 5485-1

В основу законов, позволяющих отнести информацию к тому или иному разряду тайн, положены принципы информационного суверенитета и международные правила. Регулирование отношений, возникающих в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием и рассекречиванием в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законом "О государственной тайне"

Основные понятия

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него.

Средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

Ответственность.

УК РФ[5] предусматривает уголовную ответственность за следующие восемь видов посягательств на государственную тайну:

1. шпионаж (ст. ст. 275, 276 УК РФ);

2. выдача государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их представителям (ст. 275 УК РФ);

3. иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям (ст. 275 УК РФ);

4. разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ);

5. утрата документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну (ст. 284 УК РФ);

6. уничтожение, блокирование, модификация или копирование охраняемой законом компьютерной информации (в том числе содержащей государственную тайну) в результате неправомерного доступа к ней (ст. 272 УК РФ) или нарушения правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ);

7. поставление охраняемой законом компьютерной информации (в том числе содержащей государственную тайну) в заведомую опасность несанкционированного уничтожения, блокирования или копирования в результате создания или распространения вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ);

8. похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов (в том числе содержащих государственную тайну) (ст. 325, часть 1 УК РФ).

Федеральный закон «О коммерческой тайне», 29 июля 2004 года N 98-ФЗ позволяет упорядочить установление, функционирование и прекращение отношений, связанных с коммерческой тайной.

Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений (в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции). Закон также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Основные понятия.

Коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства «ноу-хау»), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. К такой информации нет свободного доступа на законном основании и в отношении нее обладателем информации введен режим коммерческой тайны.

Ответственность.

1. УК РФ[6] Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

2. КоАП РФ[7] Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом.

Федеральный закон «О персональных данных» [8] регулирует отношения по обработке информации, относящейся к физическим лицам, в государственных и муниципальных органах юридическими и физическими лицами.

В соответствии с Законом:

Персональные данные (ПД) - любая информация о физическом лице (фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация);

Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку ПД, а также определяющие цели и содержание обработки ПД;

Обработка персональных данных - действия (операции) с ПД, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение ПД.

Ответственность.

Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту ПД работника, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Вывод: итак, мы ввели понятие информационной безопасности, познакомились с основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: