Глава 1. Информационное право как отрасль права

1. Понятие информации

Создание современных сложных информационных технологий нового поколения обусловило почти безграничные возможности общества и государства в получении и использовании информации. В результате информация превратилась в важнейший ресурс государства наряду с его другими основными ресурсами - природными, экономическими, трудовыми, материальными.

В философской литературе сложилась устойчивая традиция рассмотрения информации на основе философских категорий отражения и различия (разнообразия). Информация не существует без отражения, как и отражение без информации. Свойство отражения заключается в способности любого объекта воспроизводить некоторые особенности воздействующих на него объектов. Однако для определения понятия информации одной категории отражения недостаточно. Информация имеет место только там, где среди некоторого тождества существует определенное различие. Единицей измерения информации мож ет считаться элементарное различие, то есть различие между двумя объектами в каком-либо одном фиксированном свойстве. Чем больше в совокупности отличных друг от друга элементов, тем больше эта совокупность содержит информации. Таким образом, информация в философии определяется как отраженное разнообразие, а именно разнообразие, которое отражающий объект содержит об отражаемом.

Выделяются четыре вида отражения: в неживой естественной природе (элементарное отражение), в живой природе (биологическое отражение), в обществе (социальное отражение) и в искусственной природе.

Основным формам отражения соответствуют четыре вида информации:

- элементарная (в неживой природе);

- биологическая (в объектах живой природы);

- социальная (в обществе);

- технико-кибернетическая (в автоматизированных устройствах).

Как отмечает И.А. Юрченко, особенностью информации является то, что ее невозможно представить без какой-либо материальной основы, она является атрибутом (свойством) материи и неотделима от нее. Даже тогда, когда информация отражается сознанием человека, она существует лишь в единстве с определенными нейрофизиологическими процессами, т.е. имеет свой материальный носитель <*>. Следует отметить, что в идеалистическом представлении допускается существование информации самостоятельно, без носителя, например душа человека, информационное поле Земли и т.п.

-------------------------------

<*> Юрченко И.А. Информация конфиденциального характера как предмет уголовно-правовой охраны: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 15.


Социальная информация - это информация, получаемая и используемая людьми. Она существует в двух формах - материальная и идеальная. Материальная социальная информация -это "потенциальная" информация, существующая как "вещь в себе". Она присутствует в объектах, испытавших на себе воздействие человека (это, например, техника, другие предметы, созданные человеком, новые сорта растений и породы животных и т.п.). Информация, которую человек извлекает из окружающей среды и отображает своим сознанием, превращается в идеальную социальную информацию.

Идеальная социальная информация - это воспринятое содержание сообщения относительно того или иного факта, передаваемое индивидом или группой таковых в вербальной или любой другой знаковой либо образной форме другому индивиду или группе таковых. Именно этот вид социальной информации является объектом правового регулирования. То есть правовое регулирование информации как предмета возможно, только если эта информация отображена человеком.

В конце 50-х гг. один из основоположников кибернетики Н. Виннер определил информацию как "обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде" <*>. В данном определении ученый впервые затрагивает проблему неполноты получаемой индивидом информации, с одной стороны, а с другой -необходимость защиты сведений от "случайностей внешней среды".

-------------------------------

<*> Виннер Н. Кибернетика и общество. М., 1958. С. 31.

Развитие информационных технологий заставляет интенсивно совершенствовать законодательную базу, вводит в юридическую сферу понятия, ранее применявшиеся в кибернетике и информатике.

Кроме того, для того чтобы информацию можно было подвергнуть правовому регулированию, она должна обладать соответствующими так называемыми юридическими свойствами.

К юридическим свойствам информации <*> относятся следующие.

-------------------------------

<*> Подробнее о юридических свойствах информации см.: Копылов В.А. Информационное право: Учебник. М.: Юрист, 2002. С. 49 - 51.

1. Физическая неотчуждаемость - информацию невозможно отделить от материального
носителя. Например, если человек сочинил стихотворение или написал рассказ и хочет его
продать, эта информации не исчезнет у него после совершения сделки, как если бы он продал
машину или шкаф; таким образом, отчуждение информации заменяется передачей прав на ее
использование.

2. Обособленность - информация для включения в гражданский оборот используется в виде символов, знаков, таким образом обособляется от производителя и существует отдельно.

3. Двуединство информации и носителя - заключается в том, что информация - это вещь на материальном носителе.

4. Распространяемость (тиражируемость) - возможность распространения неограниченного количества экземпляров без изменения содержания информации.

5. Организационная форма информации - документ.

6. Экземплярность - существование информации на отдельном материальном носителе, отсюда учет количества экземпляров через учет количества носителей.

Конечно, правовое понятие информации несколько уже, чем философское. Так, ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" дает следующее определение: "Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления " <*>. Новый Федеральный закон N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <**> (далее - Закон об информации) в ст. 2 расширил понятие "информация": "Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления". В приведенном контексте термин "информация" становится универсальным, он обозначает любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме: письменной, устной, визуальной и т.п. В данном определении сведения понимаются как реальные объекты социальной жизни: лица, предметы, факты, события, явления, процессы. Эти сведения могут служить и объектом познания, и ресурсом пополнения информационной базы: с одной стороны, сведения могут быть получены в результате исследования окружающей действител ьности и приобщены к уже существующей объективной системе знаний о мире, а с


другой - быть объектом поиска, производимого конкретным потребителем для достижения его целей.

-------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609; 2003. N 2. Ст. 167 (утратил силу).

<**> СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1). Ст. 3448.

2. Виды информации. Документированная и недокументированная информация

Существует множество критериев классификации информации. Кроме исследователей, работающих в сфере кибернетики, экономики и информатики, попытки рассмотреть структуру информации предпринимают специалисты по массовым коммуникациям и социальному управлению. Так, например, Б. Евладов выделяет четыре основных вида информации: контрольно-измерительную, учетно-статистическую, научно-техническую и общественно-политическую. Контрольно-измерительная информация - та, которая связана с постоянным техническим контролем на производстве, и та, которая добывается в естественно-научных исследованиях. Она фиксируется приборами и первичными учетными документами (таблицами, перфокартами и т.п.) и используется в целях регуляции процессов. Учетно-статистическая информация включает в себя данные, которые поступают главным образом в цифровом виде и отражают развитие экономики, культуры, здравоохранения, образования и т.д. Так, например, при решении комплексных задач государственного и хозяйственного управления в сфере природопользования находят широкое применение разного рода кадастры, реестры и регистры в области водного, лесного и рыбного хозяйства, геодезии и картографии, геологии и экологии, гидрометеорологии, землеустройства и землепользования, стройиндустрии, а также данные государственного учета ресурсов животного и растительного мира. Наиболее полное отражение статистическая информация находит в специфических отчетах, используемых в сфере управления. Научно-техническая информация включает в себя разнообразные данные, характеризующие состояние тех или иных наук, технические достижения. Эта информация отражается обычно в массе специальной литературы по разным отраслям науки, промышленного и сельскохозяйственного производства и используется в основном узким кругом специалистов этих отраслей. Общественно-политическая информация - сведения, рождаемые в повседневной экономической, политической и культурной жизни общества <*>.

-------------------------------

<*> Цит. по: Коган В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск, 1981. С. 18.

По степени организованности (упорядоченности) информацию можно разделить на документированную и недокументированную.

В трех федеральных законах дается понятие документированной информации. В одном случае (в узком смысле слова) документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, определить такую информацию, или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель (ст. 2 Закона об информации). В другом (широком смысле слова) - под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования (ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле").

Таким образом, документированная информация - это особая организационная форма выражения информации.

Информационные ресурсы составляют определенные документы или массивы документов, имеющие реквизиты.

Недокументированная информация остается за пределами правового регулирования.

Кроме того, по категориям доступа информация делится на:

1) информацию с ограниченным доступом, которая, в свою очередь, делится на:

- информацию, существующую в виде государственной тайны;

- информацию, существующую в виде конфиденциальной информации;

2) открытую (общедоступную) информацию.

Следует подчеркнуть, что исходя из подхода, предполагающего обязательное наличие субъекта, воспринимающего информацию, закрытой информации не бывает; так, это означало бы, что существует информация не известная никому, т.е. информация без субъекта, ее воспринимающего.


К открытой информации относится: вся неправовая информация, а также информация о выборах и референдуме; официальные документы, обязательно представляемая информация.

Статья 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <*> определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, конкретизируется в утвержденном Указом Президента РФ Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне <**>.

-------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2003. N 46 (часть II). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607.

<**> СЗ РФ. 1998. N 5. Ст. 561; 2005. N 39. Ст. 3925.

К сведениям конфиденциального характера в соответствии с Указом Президента от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" отнесены: персональные данные, коммерческая тайна, служебная тайна, профессиональная тайна.

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается и запрещается.

Информация делится по роли в системе права на правовую и неправовую.

Определение сущностной характеристики и содержание термина "правовая информация" даны как в широком, так и в узком смысле. Иногда под правовой информацией понимается только информация, которая содержится в нормах права. Более широкое понимание предполагает понимание правовой информации как совокупности сведений о праве, всех процессах и явлениях, с ним связанных. Наблюдается тенденция использовать этот термин в еще более широком значении. Им наряду с имеющимся информационным фондом обозначается также и совокупность норм, знаний и информации, определяющих поведение личности и различных социальных групп в правовой сфере. Здесь уже правовая информация рассматривается под углом социального механизма действия права, который зависит от многих факторов.

Таким образом, уровень доступности правовой информации, в частности законодательства, -один из важнейших показателей правовой культуры любого общества, способный влиять на функционирование всех элементов механизма социального действия права. Он определяется не только состоянием правовых норм, их систематизированностью и т.д., но и факторами, находящимися в сфере правовой культуры личности, функционирования каналов правового информирования граждан, в том числе Интернета.

Понятие доступности правовой информации может быть охарактеризовано и в широком смысл е. В этом случае в его сод ержании следует различать два аспекта: предпосыл ки знания личностью содержания юридических норм и результат реализации этих предпосылок, определенный уровень знания права, достигнутый в обществе.

Обеспечение доступности правовой информации, контроль за ее состоянием - это обязанность государства. К этому его обязывает необходимость формирования статуса гражданина демократического общества, предполагающего информированность по всем важнейшим вопросам общественной жизни.

Представляется возможным выделить следующие факторы доступности правовой информации <*> с использованием Интернета.

-------------------------------

<*> Коган В.З., Уханов В.А. Человек: информация, потребность, деятельность. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1991. С. 130.

Это прежде всего качественный уровень правовой информации. К числу факторов, влияющих на качество информации, В.М. Боер относит следующие <*>:

-------------------------------

<*> Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории): Дис.... канд. юрид. наук. СПб., 1993. С. 44.

- научность и объективность. Научность предполагает ее соответствие требованиям объективных закономерностей развития общества, обобщенности, систематичности, скоординированности ее потоков и каналов. Научность, объективность правовой информации должна быть неразрывно связана с жизнью, практикой создания гражданского общества, реализацией современных задач;

- достоверность. Данное качество воспитывает чувство ответственности. Условиями достоверности являются плюрализм мнений, критика правовой реальности устаревших законов.


Достоверность - предпосылка доверия личности к государству, необходимое средство формирования правовой культуры, повышения социальной активности членов общества;

- конкретность (информация должна иметь конкретного адресата);

- полнота (сведения должны отличаться разнообразием);

- достаточность - возможность из данного информационного сообщения уяснить суть,
сформировать определенные навыки, неоднократно воспроизвести некоторые положения для
лучшего усвоения, разъяснить термины;

- актуальность и новизна. Своевременное поступление к гражданам информации позволяет быстро и эффективно решать необходимые задачи, формировать общественное мнение. Ее отсутствие влечет невозможность в полной мере реализовать права граждан. Эффективному управлению правовыми процессами может служить только систематизированная, комплексная правовая информация, которая сочетает в себе различные сведения, исторически и логически увязанные, поступающие в определенном порядке и последовательности. Соблюдение этого требования позволит личности видеть явление во всей его сложности и многообразии, в общей системе права, корригировать его функционирование и развитие соответственно каждой конкретной ситуации;

- оптимальность, точность, лаконичность.

Правовая информация создается в результате правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Она делится на:

а) нормативную, т.е. содержащую нормы права (например, закон);

б) ненормативную, т.е. не содержащую норму права (например, приговор суда).
Неправовая информация создается не как результат правотворческой деятельности,

обращается в обществе с предписанием правовых норм.

Неправовая информация, в свою очередь, делится на:

а) массовую информацию (содержится в СМИ, например);

б) информацию, являющуюся объектом гражданских прав.

3. Предмет информационного права

Сущность и характер общественных отношений, возникающих между различными субъектами в информационной сфере, во многом определяются особенностями и юридическими свойствами информации - основного объекта, по поводу которого и возникают эти отношения. Объект информационных отношений обладает несомненными специфическими свойствами. Данная специфика предопределена многоаспектностью и многогранностью самого понятия "информация". Соответственно информационные отношения, как правило, не выступают в чистом виде. Чаще всего они "сопровождают" другие отношения в сфере управления, государственного строительства, международного сотрудничества, в области экономики, жизни граждан и т.д. Процессы этого "сопровождения" все чаще и чаще регламентируются законодательными и иными нормативными актами: устанавливаются обязательность предоставления соответствующих видов информации, порядок ее распространения, правила доступа к ней и ограничения, ответственность за определенные правонарушения, обеспечение информационной безопасности и т.д. Отношения, складывающиеся между участниками этих процессов, в реальной правовой действительности обособляются и тем самым переходят в категорию предмета информационного права.

Процесс расширения границ информатизации современного общества, всех его государственных и негосударственных структур приводит к расширению сферы отношений, регулируемых нормами информационного права. Содержание таких отношений определяется постепенно под воздействием внешних объективно происходящих и исторически обусловленных процессов социально-экономического, политического и иного характера.

Предмет информационного права - часть общественных отношений, которая связана с созданием, оформлением, хранением и обработкой, распространением, использованием информационных ресурсов, связывается с развитием в области формирования и управления информационными ресурсами, с развитием и использованием новых технологических работ с информацией и технологиями ее передачи в системах и сетях коммуникаций, с установлением мер по обеспечению безопасности в информационных сферах и включает в себя юридическую ответственность в названных областях.

Предметная область информационного права включает в себя процесс информатизации -организацию социально-экономических и научно-технических оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав субъектов на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационное право - совокупность правовых норм, относительно охраняемых государством, возникающих в информационной сфере производства, преобразования и потребления информации. Право является информационной системой, следовательно, информационное право изучает и информационную сущность права.


4. Особенности формирования информационного права

Благодаря техническим и технологическим процессам сегодня быстро осуществляются накопление информации, информационный обмен, информационное взаимодействие как в пределах одного государства, так и межгосударственные. Повсеместное же внедрение информационных телекоммуникационных технологий и основанных на них информационных телекоммуникационных сетей привело к формированию глобального межгосударственного информационного виртуального пространства, в котором информация вращается в непривычной для традиционного права электронной форме. Формируется мировое информационное пространство, закладываются основы перехода к открытому информационному обществу.

В информационном обществе резко возрастает роль права как главного механизма регулирования общественных отношений. Однако информационное общество развивается такими стремительными темпами, что право отстает от его потребностей и потому многие общественные отношения, уже действующие в информационной сфере (в первую очередь в информационных сетях, например Интернете, и в условиях применения других информационных технологий), остаются неурегулированными.

Лавинообразно нарастающие потребности информационного общества в правовом регулировании возникающих в нем общественных отношений приводят к формированию новой комплексной отрасли права, называемой ныне информационным правом. Особенности структуры и содержания информационного права определяются особенностями основных составляющих это право элементов.

Обоснованным является утверждение, что в эпоху персональных компьютеров и сетевых информационных технологий информационная сущность процессов управления в социальных системах приобретает все большее значение. И это положение должно быть включено в объект исследования всех социально ориентированных наук, включая как общую теорию права, так и отдельные его отрасл и. Кстати, в современном понимании законотворческие процессы в своей реализации все более приближаются к виду специальных информационных технологий. А в правоприменительной сфере некоторые отрасли права, например то же административное право или таможенная и налоговая деятельность, уже просто немыслимы без компьютерных технологий ведения соответствующих документальных массивов.

Стремительно развивающаяся тенденция перехода к информационному обществу придает особую актуальность исследованиям информационного содержания социальных процессов, попадающих в сферу интересов права, а формы представления, движения, использования соответствующей информации необходимо активно включать в совокупность объектов правовых исследований. Именно здесь заложено обоснование объективности выделения информационного права в самостоятельную комплексную отрасль.

Таким образом, информационное право включает в себя многие правовые проблемы административного права, фокусируя их в плоскости регулирования информационных отношений, которые становятся иногда для административного права специфическими и недоступными для разрешения собственными средствами.

В последние годы в связи с развитием машинных информационных тех нологий в сфере социального управления происходит своеобразное вытеснение многих вопросов информационного обеспечения из сферы, традиционно принадлежащей административному праву. Основой таких процессов является нарастающая дифференциация процессов информационного обеспечения принятия решений в сфере государственного управления (использования баз и банков данных, "ситуационных комнат" и т.п.). Одним из основополагающих принципов информационного обеспечения для сферы государственного управления в демократизирующемся обществе становится требование "информационной прозрачности" административной системы. Таким образом, вся процедура информационного обеспечения административной системы перемещается в область информационного права.

Кроме того, формирование информационного права тесно связано с формированием информационного общества. Выделим особенности формирования информационного общества.

1. Наличие информационной инфраструктуры (трансграничные информационно-
телекоммуникационные сети и информационные ресурсы в них).

2. Массовое применение персональных компьютеров и подключение их к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям.

3. Подготовка членов общества к работе на компьютерах в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях.

4. Новые формы и виды работы в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях и виртуальном пространстве.

5. Возможность практически мгновенно получать из трансграничных информационно-
телекоммуникационных сетей информацию.


6. Возможность мгновенно общаться.

7. Интеграция СМИ и трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей.

8. Отсутствие географических и геополитических границ государств, участвующих в
трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях.

Для достижения цели формирования новой цивилизации необходимо ликвидировать разрыв в области информационных технологий, изменить методы взаимодействия между государствами в целях продвижения социального прогресса. Чтобы достичь этой цели нужно построить новые правила поведения и новые правил а взаимоотношений между субъектами. Практика правового регулирования информации как предмета правовых отношений позволяет сделать вывод о том, что этот вопрос не может быть урегулирован в одной из так называемых классических отраслей права.

Основные отграничения информационного права от других отраслей.

1. Значительный массив законодательства.

2. Экономическая и социальная заинтересованность государства в развитии
информационных отношений.

3. Возникновение и бурное развитие правоотношений в информационной сфере, влекущие за собой постоянное расширение отношений субъектов и объектов.

4. Наличие самостоятельного предмета правового регулирования.

5. Международный характер информационного права

Информационное общество размывает государственные границы, следовательно, правовое регулирование информационных отношений обладает международной составляющей. Это проявляется в появлении большого количества межнациональных правовых норм.

Российская Федерация ратифицировала Федеральным законом от 30 марта 1995 г. N 37-ФЗ "О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи" <*> Устав <**> и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанную в Женеве 22 декабря 1992 г. <***> Осуществление связи с помощью Интернета и других телекоммуникационных сетей подпадает под определение электросвязи, данное в Уставе Международного союза электросвязи. В его п. 1012 зафиксировано, что электросвязь - это "любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или с ообщений любого рода по проводной, радио-, оптической или другим электромагнитным системам".

<*> СЗ РФ. 1995. N 14. Ст. 1211.

<**> Бюллетень международных договоров. 1997. N 3. С. 3.

<***> Бюллетень международных договоров. 1997. N 3. С. 30.

Устав Международного союза электросвязи предусматривает следующие положения.

1. Государство обязано обеспечить передачу сообщений от населения при помощи международной службы общественной корреспонденции с предоставлением по каждой категории корреспонденции одинаковых условий обслуживания, тарифов и гарантий без предоставления какого-либо приоритета или предпочтений (ст. 33 Устава).

2. Государство вправе прервать любую "частную электросвязь, которая могла бы пред ставлять угрозу безопасности государству или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия" (ст. 34 Устава).

3. Государство вправе прекращ ать сл ужбу международной электросвязи вообще или для отдельных видов электросвязи либо корреспонденций с немедленным уведомлением других членов Союза международной электросвязи (ст. 35 Устава).

4. Не принимается никакая ответственность "по отношению к пользованию службами международной электросвязи, в частности в отношении претензий по возмещению убытков" (ст. 36 Устава).

5. Принимаются меры для сохранения тайны международных сообщений, с
резервированием за госуд арством права перед авать эти сообщения компетентным властям во
исполнение внутреннего законодательства либо международных соглашений (ст. 37 Устава).

Данные положения являются базовыми при изучении правового статуса общедоступных сетей электросвязи, в том числе международной сети Интернет.

Другим международным актом, определяющим принципиальный подход России к политике развития и правового регулирования процессов информатизации, среди которых ведущим следует признать процесс расширения доступности и информационной наполненности сети Интернет, явл яется Окинавская х артия глобального информационного общества, принятая на совещании стран "восьмерки" 22 июля 2000 г. <*> Участники данного договора подтверждают приверженность принципу участия людей во всемирном информационном процессе (ликвидации международного разрыва в области информации и знаний (цифрового разрыва)): все люди повсеместно, без


исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость последнего основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей.

-------------------------------

<*> Дипломатический вестник. 2000. N 8.

Данная Хартия провозглашает также принцип содействия развитию конкуренции в телекоммуникационной сфере, защиты прав интеллектуальной собственности на информационные технологии, развития трансграничной электронной торговли в контексте жестких рамок Всемирной торговой организации (ВТО), продолжение практики освобождения электронных переводов от таможенных пошлин до тех пор, пока она не будет рассмотрена вновь на следующей министерской конференции ВТО, развитие механизма защиты частной жизни потребителя, а также электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.

Рядом международных соглашений предусматривается информационный обмен путем передачи данных. Это, в частности, заключенное в рамках Содружества Независимых Государств Соглашение об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 г. <1>, Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией от 26 июня 1992 г. <2>, Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г. <3>, Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе, подписанная в городе Стамбуле 6 марта 1993 г. <4>, и др.

-------------------------------

<1> Бюллетень международных договоров. 1993. N 6. С. 39 - 40.

<2> Там же. С. 33 - 35.

<3> Там же. 1995. N 2. С. 34 - 36.

<4> Treaty Series. Volume 1861. New York: United Nations, 1999. P. 436 - 441.

Кроме этого, сотрудничество по развитию трансграничных коммуникаций предусматривается двухсторонними договорами РФ. Среди них соглашения о сотрудничестве в области информации и вычислительной техники с Правительством Французской Республики от 15 февраля 1996 г. <*>, Правительством Республики Беларусь от 27 февраля 1996 г. <**> и др.

-------------------------------

<*> Бюллетень международных договоров. 1996. N 6. С. 48 - 51.

<**> Там же. N 8. С. 42 - 45.

Правовое обеспечение государственной информационной политики реализуется в рамках информационного права. В настоящий момент международное сообщество делает особый акцент на развитие отдельных государств в информационной сфере, что позволит обеспечить информационную безопасность общества, личности, отдельно взятых государств, кроме того, позволит отладить внутригосударственное законодательство.

6. Комплексный характер информационного права

Суть: нормы информационного права имеют вторую прописку.

1. Нормы информационного права регулируют отношения в основных отраслях права.

2. Одновременно входят во вторую отрасль правового информирования. Информационное право входит в семейство отраслей административного права, которое выражается в следующем.

Информация уже достаточно давно рассматривается как ресурс для самых различных видов социальной деятельности, в числе которых и государственное управление. Для характеристики роли информации в государственном управлении следует обратить внимание на то, что она одновременно выступает в нескольких качествах. С одной стороны, информация необходима для осуществления качественного управления любой сферой общественной жизни, т.е. она является особым ресурсом государственного управления <*>. С другой стороны, деятельность в сфере информации, как и любой другой социальный процесс, является объектом государственного управления и существует установленный законодательством круг субъектов, которые это управление осуществляют. Кроме того, многие ученые отмечают, что правовые акты и иные решения, принимаемые органами власти, являются информацией особого вида, т.е. процесс управления понимается как частично или полностью информационный <**>, а информация оценивается как результат деятельности органов власти. И наконец, в настоящее время в ряде исследований выделяется информация как средство управляющего воздействия на социальный процесс <***>.


<*> См., например: Бачило И.Л. Организация советского государственного управления. М., 1984. С. 114 - 133.

<**> См.: Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М., 1989; Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 198 - 199.

<***> См.: Кульба В.В., Малюгин В.Д., Шубин А.Н., Вус М.А. Введение в информационное управление: Учебно-методическое издание. СПб., 1999. С. 13 - 14; Лопатин В.Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности РФ (проект). М., 1998. С. 113 - 121; Цыгичко В.Н., Смолян Г.Л., Черешкин Д.С. Информационное оружие как геополитический фактор и инструмент силовой политики. М., 1997. С. 7 - 18.

Таким образом, информация является:

а) особым ресурсом государственного управления;

б) объектом государственного управления;

в) результатом деятельности органов власти;

г) средством управляющего воздействия на социальный процесс.

В последующие годы с развитием информационных технологий основным принципом информационного обеспечения должна стать "информационная прозрачность", что потребует четкого государственного регулирования информационных процессов.

Взаимосвязь информационного права с конституционным правом, правом граждан на информацию обеспечивается Конституцией РФ. Свобода массовой информации гарантируется нормами Конституции. Пределы осуществления права на информацию регулируются нормами конституционного и административного права одновременно.

Взаимосвязь информационного права с гражданским правом выражается в том, что информация может выступать объектом гражданско-правовых отношений в условиях рыночной экономики, и потому часть информационных отношений регулируется нормами гражданского права. Вопросы авторского права, интеллектуальной собственности являются институтами гражданского права.

Все это позволяет более наглядно обосновывать тезис о комплексности информационного права.

7. Методы информационного права

Метод отрасли права - это х арактер волеизъявл ения одного субъекта правоотношений в отношении другого. Любая отрасль права использует следующие методы в качестве правового регулирования:

- предписания;

- запреты или дозволения.

В информационном праве используется вся совокупность способов регулирующего воздействия на информационные правоотношения, т.е. как диспозитивное регулирование (свобода выбора, равенство сторон, децентрализация, координация), так и императивное регулирование (централизованное осуществление властных полномочий, строгая субординация).

Включенность различных методов в систему информационного права не означает их произвольного столкновения или конкуренции. Дискуссии по вопросам значительности тех или иных методов для информационного права можно примирить, только выработав самостоятельную правовую систему для разрешения проблем, возникающих в отношениях информационного свойства.

8. Правовое регулирование информационных отношений за рубежом

Глобальное информационное сообщество основано на фундаментальном компромиссе: с одной стороны, его существование требует передачи огромных массивов информации, с другой стороны, если не обеспечивается соответствующий контроль, могут быть существенно нарушены частные права. Защита частных интересов должна основываться на следующих принципах:

- тот, кто собирает информацию, должен поставить в известность потребителя о том, какая
информация собирается и как с ней предполагается поступить;

- тот, кто собирает информацию, должен обеспечить возможность для потребителя
ограничить использование персональной информации. Вопросы, связанные с защитой частных
интересов, решаются во многих странах мира на уровне законов, принципов саморегуляции и
административных мер. Различие в подходах может вызвать нарушение трансграничного обмена
информацией. Так, Европейское сообщество приняло директиву, которая запрещает обмен
персональными данными с теми странами, где, по его мнению, не обеспечена необходимая
защита персональных данных лиц, проживающих в странах ЕС. США намерены обсуждать


вопросы обмена персональными данными со своими торговыми партнерами с целью выработки решений на основе рыночных механизмов для недопущения блокирования информационных потоков.

США являются пионером по практическому осуществлению информационной инфраструктуры - ими впервые создана основа информационного общества.

В 1993 г. Правительство США выпустило доклад с планами развития национальной информационной инфраструктуры, была создана рабочая группа по информационной инфраструктуре.

В соответствии с этим докладом в США было утверждено строительство информационной супермагистрали как технического средства, позволяющего каждому найти нужную информацию. Под информационной супермагистралью понималась совокупность всех технологий, связанных с информацией:

- телевидение;

- компьютерные сети;

- спутниковое вещание;

- технологии on-line.

В феврале 1996 г. в США издан Закон о телекоммуникациях - самый квалифицированный документ, регулирующий информационные отношения.

Администрация США рассматривает вопрос о защите персональных данных как имеющий критическое значение и полагает, что частные усилия предпринимателей и потребителей предпочтительней вмешательства власти. Тем не менее, если эти усилия не приведут к эффективному решению проблемы, правительство пересмотрит свою политику в данном вопросе.

Политика США в области безопасности

Если не будут соблюдены требования к конфиденциальности информации в Интернете, то это поставит под сомнение развитие электронной коммерции в целом. Необходимо обеспечить безопасность и надежность телекоммуникационных сетей, а также подготовку пользователей глобальной информационной инфраструктуры, которые понимают, как защищать свои системы и данные. Для обеспечения этих требований администрация США поддерживает развитие самостоятельных, действующих на рыночных принципах криптографических инфраструктур, которые будут обеспечивать идентификацию, целостность и конфиденциальность. Тем не менее администрация работает совместно с конгрессом над разработкой законодательства, которое будет способствовать развитию криптографических инфраструктур. В области телекоммуникационных инфраструктур и информационных технологий администрация США формулирует несколько принципов, которые должны служить основой национальных политик:

- поддержка частных инвестиций путем приватизации подконтрольных государству
телекоммуникационных компаний;

- развитие и поддержка конкуренции с помощью обеспечения конкурентных условий на
монопольных рынках телефонных сетей, обеспечение приемлемых тарифов при межсетевых
подключениях, открытие рынков для иностранных инвестиций и обеспечение антитрестовских мер;

- гарантирование открытого доступа к сетям на недискриминационной основе;

- внедрение на основе независимой регуляции проконкурентного управления, которое
шагает в ногу с развитием технологий.

Политика США в области информационного "содержимого" Интернета

Несмотря на то что становятся доступными технологии "фильтрации", содержание ресурсов в Интернете не должно регулироваться по тем же правилам, как на радио и телевидении. Ненужное регулирование будет наносить вред развитию и многообразию Интернета. Исходя из этого администрация США будет поддерживать саморегуляцию в этой области, внедрение конкурентных рейтинговых систем и развитие легкоприменимых сетевых решений по блокированию информации. В проведении своей политики администрация придерживается следующих четырех приоритетов.

Регулирование содержания. Администрация озабочена различием государственных подходов к этой проблеме и собирается вести диалог со своими ключевыми партнерами в мире по поводу политики в отношении к оскорбительным высказываниям, пропаганде насилия, антиправительственной агитации, порнографии и другим формам "вредного" содержания в Интернете, с тем чтобы различия в регулировании, особенно те, которые определяются культурными традициями, не служили маскировкой торговых барьеров.

Квотирование иностранной информации. Администрация будет вести диалог с другими государствами о том, как, сохраняя культурное и языковое различие, обеспечить многообразие содержания без ограничительных мер.

Регулирование рекламы. В США нет той регуляции, которая принята во многих странах (ограничения по языку, частоте показа, продолжительности и т.п.). По мнению администрации, подход по принципу "страна происхождения" должен служить основанием для контроля над


рекламой в Интернете и убрать препятствия, воздвигаемые национальными законодательствами в качестве торговых барьеров.

Борьба с мошенничеством. Соответствующие федеральные структуры США рассматривают вопрос о необходимости введения новых правовых норм, направленных на борьбу с мошенничеством. Администрация намерена использовать возможности международного сотрудничества для защиты потребителей и пресечения обманных и мошеннических действий в области коммерции в киберпространстве. В области технических стандартов сам рынок, а не правительства должен определять стандарты и другие механизмы. Сферы, где необходима выработка соответствующих стандартов:

- электронные платежи;

- безопасность (конфиденциальность, аутентичность, целостность данных, контроль доступа, безотказность);

- инфраструктура услуг безопасности (система сертификации открытых ключей и т.п.);

- системы обслуживания авторских прав;

- видео- и цифровые конференции;

- высокоскоростные сетевые технологии;

- обмен данными и цифровыми объектами.

В целом администрация США считает, что успех электронной коммерции требует эффективного сотрудничества между частным и общественным секторами, где частный сектор должен лидировать. Участие правительственных структур должно быть осторожным, последовательным и скоординированным. До недавнего времени в законодательстве Соединенных Штатов в области Интернета действовали две основные правовые нормы, принятые в 1996 г. ("Telecommunications Act of 1996" как дополнения к Федеральному закону "Communications Act of 1934" в виде нового параграфа 230 "Охрана личного блокирования и защиты от оскорбительных материалов") и касающиеся содержания информационных ресурсов в Интернете. Первая норма определяет, что ни провайдер, ни пользователь интерактивной компьютерной услуги не несут ответственности за содержание информации, публикуемой другим провайдером. Вторая норма снимает с провайдера всякую ответственность за действия по ограничению доступа к информации, которую он расценивает как оскорбительную, лживую, пропагандирующую насилие и т.д., а также за действия по распространению средств, предназначенных для осуществления этих действий. Несмотря на то что подобные подходы были весьма либеральными, общественная реакция оказалась неоднозначной и эти нормы поначалу были расценены как вмешательство в "суверенитет" пользователей Интернета. Вторым наиболее значимым прецедентом в иностранном законодательстве, регулирующем область Интернета и вопросы электронной коммерции, явился германский "Мультимедийный закон" ("О регулировании информационных и телекоммуникационных услуг"), принятый в 1997 г.

1995 г. Совет Европы издает резолюцию о стратегии вхождения Европы в информационное общество, учрежд ается форум для обсуждения общих проблем становления информационного общества. Результат - каждая из стран Европы обязана иметь программу, посвященную формированию национальной политики в целях построения информационного общества.

В Японии была принята Программа инициативы в отношении США, Китая и России, которая содержит следующие основные положения.

1. Создание сетей INTERNET.

2. Внедрение информационных технологий в открытых сетях.

3. Проведение терминалов кабельных сетей во все школы, а терминалы INTERNET - во все классы.

4. Реорганизация законодательной системы.

5. Развитие электронной коммерции с учетом американской стратегии глобализации
информационной инфраструктуры.

6. Развитие глобальных стандартов взаимодействия.

Наиболее последовательными в стремлении регулировать Интернет оказались Китай, некоторые страны Азии и арабские страны. Так, власти Саудовской Аравии воспользовались тем, что у них в стране один единственный провайдер, и без всяких судов запретили деятельность арабских интернет-клубов, базирующихся на том же портале "Yahoo!".

В Китае для доступа в Интернет гражданину нужно получить платную лицензию и указать, какие сетевые ресурсы он намерен посещать - иностранные или отечественные. Провайдеров обязывают фильтровать содержимое иностранных сайтов. В правилах органов государственной безопасности Китая говорится: "Всем организациям и частным лицам запрещается размещать информацию, составляющую государственную тайну, на электронных досках объявлений, в чат-залах или новостных рубриках Интернета". Поскольку понятие "государственная тайна" четко не определено, данное положение является действенной угрозой наказания. Китайцам также запрещ ено распространять через Интернет какую-либо аудиовизуальную продукцию. При этом отношение властей в Китае к Интернету противоречиво. С одной стороны, они были бы рады


"прикрыть лавочку" (и прикрывают - только в Шанхае закрыто полторы сотни молодежных интернет-кафе), с другой - иностранный бизнес, развивающийся в стране, не может подчиниться столь жестким ограничениям в использовании возможностей Интернета. Поэтому силовые министерства КНР требуют усиления контроля, а экономические ратуют за открытость. Количество граждан КНР - пользователей Интернета почти удвоилось за первые шесть месяцев 2000 г., достигнув 16,9 млн. человек.

Таким образом, в глобальном информационном пространстве сложились следующие модели правового регулирования.

Континентальная (европейская) модель направлена на обеспечение баланса международным контролем со стороны государства и частной инициативой.

Ее особенностями являются следующие:

- личная инициатива имеет жесткую регламентацию со стороны законодательства;

- на первое место выдвигается развитие услуг по функциональному и практическому
информированию граждан.

Кроме того, следует отметить, что существует специфика в правовом регулировании глобального информационного пространства в отдельных европейских странах, например Швеции - стимулирование социальных программ, во Франции - техническое обеспечение.

Другим примером может служить Германия. В отличие от американского подхода германские законодатели возлагают на провайдеров услуг ответственность за содержание, предоставляемое третьей стороной, если они освед омл ены об этом сод ержании и блокирование его технически возможно и обосновано. Здесь в императивной форме провайдеру предписывается обязанность по блокировке "незаконной" информации. Закон также возлагает на провайдеров услуг ответственность за содержание "собственной" информации, которую они предоставляют для использования. Закон освобождает провайдеров услуг от ответственности за содержание, предоставляемое третьей стороной, только в том случае, если они обеспечивают только доступ к информации. Закон ФРГ содержит также существенные положения, касающиеся электронной коммерции, обязывает поставщика товара или услуг предоставлять потребителю необходимые данные о себе, определяет принципы, соблюдение которых требуется при работе с персональными данными, определяет обязанности провайдера по защите данных, а также определяет понятие данных, вытекающих из договорных отношений между провайдером услуг и пользователем (договорные данные), и действия, которые провайдер должен совершить с текущими данными и данными для расчетов. Этот опыт в регулировании вопросов, связанных с электронной коммерцией, повлиял на европейскую политику в данной области.

Характерные черты англо-американской модели:

- полная либерализация рынка информационных технологий;

- контроль государства сведен до минимума, частная инициатива поддерживается максимально;

- главная цель правового регулирования - стимулирование обеспечения технического прогресса;

- очень гибкое законодательство;

- информационные технологии ориентированы на развлечения. Азиатская модель имеет следующие особенности:

- государство участвует в обеспечении крупных вложений в развитие информационных
технологий;

- создание как материальных, так и социальных структур;

- основана на иерархичности общества.

Однако в процессе правового регулирования глобального информационного пространства существуют проблемы. К ним относятся:

1) отсутствие единого нормативного регулирования;

2) отсутствие правовой основы разноуровневой интеграции информационного пространства: мировое, региональное, российское, муниципальное;

3) отсутствует ответственность за формирование единого информационного пространства,

4) необходимо создание центра формирования единого информационного пространства;

5) необходимость полноценного мониторинга единого информационного пространства;

6) необходима сертификация информационных продуктов и деятельности субъектов;

7) необходимо законодательное ограничение информационной экспансии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: