Принцип — это идея, мысль, основное положение. Выделяют несколько групп принципов обеспечения безопасности.
Основные принципы государственной политики обеспечения безопасности
(Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390):
1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Эти принципы базируются на соответствующих положениях Конституции РФ, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства, ведомственных и межведомственных нормативно-правовых документах, региональных и локальных приказах и распоряжениях, нормах и правилах, государственных и отраслевых стандартах (ГОСТах и ОСТах), а также на договорах о международном сотрудничестве. Перечень основных нормативных документов приведен в списке литературы.
В качестве примера можно назвать некоторые правовые принципы обеспечения безопасности человека и окружающей среды по сферам применения.
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ) определяет основные положения при идентификации опасных производственных объектов, в частности, их зонирование по степени опасности, необходимость полноты и достоверности информации, независимость экспертных оценок и заключений, обеспечение поглощения более опасным объектом менее опасного.
Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ) направлен на обязательность и всеобщность его охвата, ответственность владельцев, их экономическую заинтересованность, гарантии возмещения вреда, благодаря чему повышается безопасность дорожного движения.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ) гарантирует обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, ответственность органов власти за благоприятную среду и экологическую безопасность, приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и комплексов, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, независимость контроля в области охраны окружающей среды, экологическую экспертизу проектов, сохранение биологического разнообразия, достоверность информации о состоянии окружающей среды, экологическое образование и воспитание, соблюдение международных актов и т.д.
Федеральный закон «Об охране здоровья граждан» (от 1 декабря 2004 г № 151-ФЗ) и законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 30 августа 2010 г.) определяют следующие принципы охраны здоровья: соблюдение прав человека и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи при угрозе жизни человека; соблюдение врачебной тайны; приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан; запрещение эвтаназии; запрет на клонирование человека и т.д.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены 10 июля 2010 г.) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, а также устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: размещению общеобразовательного учреждения; территории, зданию, оборудованию помещений, воздушно-тепловому режиму; естественному и искусственному освещению; водоснабжению и канализации; помещениям и оборудованию, размещенных в приспособленных зданиях; режиму образовательного процесса; организации медицинского обслуживания обучающихся; санитарному состоянию, содержанию и соблюдению санитарных правил.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (от 28 декабря 2010 г. № 2106). Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников. Требования включают восемь групп:
1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоро- вьесбережения обучающихся, воспитанников;
3) рациональная организация образовательного процесса;
4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;
5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;
7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
8) мониторинг сформированное™ культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников. Ставится задача преемственности и непрерывности обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях и уровнях образования.
Указанные документы подробно освещены в учебном пособии «Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности» серии «Безопасность жизнедеятельности» под ред. Р. И. Айзмана и С. В. Петрова.
Кроме того, выделяют следующие принципы безопасности жизнедеятельности по признаку реализации:
1) ориентирующие;
2) технические;
3) организационные;
4) управленческие.
На их основе осуществляется обеспечение охраны труда, окружающей природной среды и повседневной деятельности.
Ориентирующие принципы:
- системности (любое явление следует рассматривать с системных позиций);
- деструкции (система, приводящая к опасному результату, разрушается за счет исключения из нее одного или нескольких элементов);
- ликвидации и снижения опасности (устранение опасных и вредных факторов за счет изменения технологии, замены опасных веществ на безопасные, научной организации труда и т.д.);
- замены оператора (функции оператора заменяют автоматическим управлением, роботизация процессов и т.д.);
- классификации (распределение функций для принятия безопасных решений, классификация по уровню опасности и др.);
- нормирования (регламентация условий, обеспечивающих приемлемый уровень безопасности).
Технические принципы:
- защиты расстоянием (установление расстояния между человеком и источником опасности, при котором обеспечивается заданный уровень безопасности);
- защиты временем (сокращение времени пребывания людей в опасных условиях);
- экранирования (использование защитных экранов для защиты человека от действия вредных и опасных факторов);
- прочности (способность конструкции и материалов сопротивляться разрушениям и деформациям);
- слабого звена (использование для безопасности специальных конструктивных элементов, которые срабатывают при определенных уровнях опасности, например, предохранительные устройства);
- недоступности (отделение человека от опасности, например,
оградительные устройства);
- блокировки (остановка работы системы при определенном уровне опасности);
- резервирования (дублирование) (одновременное использование нескольких
устройств для защиты от одной и той же опасности);
- вакуумирования (проведение технологических процессов при пониженном давлении);
- компрессии (проведение работ при повышенном давлении);
- герметизации (обеспечение такого уплотнения, которое препятствует поступлению из замкнутой системы в окружающую среду опасных и вредных агентов).
Организационные принципы:
- несовместимости (пространственное разделение веществ, материалов, оборудования, помещений, людей и других объектов с целью обеспечения безопасности);
- компенсации (предоставление льгот для восстановления здоровья и предупреждения заболеваний и нарушений);
- эргономичности (обеспечение максимального удобства и комфорта в процессе трудовой деятельности);
- гуманизации (приоритет безопасности человека в любой деятельности);
- рациональной организации труда (оптимальное распределение трудовой деятельности в течение дня и организация рабочего места в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и индивидуальными особенностями человека для снижения утомления).
Управленческие принципы:
- управления (система действий, обеспечивающих приемлемый уровень безопасности);
- плавности (последовательное достижение промежуточных целей и количественных показателей безопасности);
- адекватности (управляющая и управляемая системы должны соответствовать друг другу);
- активности человека (человек должен находиться в постоянной готовности, чтобы вмешаться при необходимости в любой автоматический процесс);
- обратной связи (получение информации о состоянии безопасности управляемой системы);
- зонирования территории (взаимное размещение зданий, сооружений родственных по функциональному назначению или признаку опасности);
- информации (отображение в различных формах свойств объективной реальности, необходимых для принятия решений на обеспечение безопасности);
- плановости (комплекс мероприятий, включающий максимально возможное исключение воздействия опасных и вредных факторов);
- эффективности (степень соответствия результатов выбранным ориентирам безопасности);
- подбора кадров (выбор специалистов, обладающих профессиональными знаниями, мастерством, опытом, позволяющих профессионально и безопасно выполнять свои функции в конкретных условиях);
- стимулирования (моральное и материальное поощрение за качественные и количественные показатели деятельности);
- контроля (проверка соответствия уровня безопасности системы установленным нормам и требованиям);
- ответственности (необходимость, обязанность отвечать за свои поступки).