Принципы, методы и средства обеспечения безопасности

Принцип — это идея, мысль, основное положение. Выделяют несколько групп принципов обеспечения безопасности.

Основные принципы государственной политики обеспечения безопасности

(Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390):

1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) системность и комплексность применения федеральными органами государ­ственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Феде­рации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных ор­ганов с общественными объединениями, международными организациями и граж­данами в целях обеспечения безопасности.

Эти принципы базируются на соответствующих положениях Конституции РФ, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства, ведомственных и межведомственных нормативно-правовых доку­ментах, региональных и локальных приказах и распоряжениях, нормах и правилах, государственных и отраслевых стандартах (ГОСТах и ОСТах), а также на договорах о международном сотрудничестве. Перечень основных нормативных документов приведен в списке литературы.

В качестве примера можно назвать некоторые правовые принципы обеспечения безопасности человека и окружающей среды по сферам применения.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производ­ственных объектов» (от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ) определяет основные поло­жения при идентификации опасных производственных объектов, в частности, их зонирование по степени опасности, необходимость полноты и достоверности ин­формации, независимость экспертных оценок и заключений, обеспечение поглоще­ния более опасным объектом менее опасного.

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответст­венности владельцев транспортных средств» (от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ) на­правлен на обязательность и всеобщность его охвата, ответственность владельцев, их экономическую заинтересованность, гарантии возмещения вреда, благодаря чему повышается безопасность дорожного движения.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ) гарантирует обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ре­сурсов, ответственность органов власти за благоприятную среду и экологическую безопасность, приоритет сохранения естественных экологических систем, природ­ных ландшафтов и комплексов, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, независимость контроля в области охраны окружающей среды, экологическую экспертизу проектов, сохранение биологического разнообразия, до­стоверность информации о состоянии окружающей среды, экологическое образова­ние и воспитание, соблюдение международных актов и т.д.

Федеральный закон «Об охране здоровья граждан» (от 1 декабря 2004 г № 151-ФЗ) и законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 30 августа 2010 г.) определяют следующие принципы охраны здо­ровья: соблюдение прав человека и обеспечение связанных с этими правами госу­дарственных гарантий; доступность медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи при угрозе жизни человека; соблюдение врачебной тайны; приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граж­дан; запрещение эвтаназии; запрет на клонирование человека и т.д.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обуче­ния в общеобразовательных учреждениях» (утверждены 10 июля 2010 г.) направ­лены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обу­чению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, а также устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: размещению общеобразовательного учреждения; территории, зданию, оборудованию помещений, воздушно-тепловому режиму; естественному и искусственному освещению; водоснабжению и канализа­ции; помещениям и оборудованию, размещенных в приспособленных зданиях; ре­жиму образовательного процесса; организации медицинского обслуживания обучаю­щихся; санитарному состоянию, содержанию и соблюдению санитарных правил.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (от 28 декабря 2010 г. № 2106). Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологическо­го здоровья обучающихся, воспитанников. Требования включают восемь групп:

1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоро- вьесбережения обучающихся, воспитанников;

3) рациональная организация образовательного процесса;

4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;

5) организация системы просветительской и методической работы с участника­ми образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;

6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающи­мися, воспитанниками;

7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

8) мониторинг сформированное™ культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников. Ставится задача преемственности и непрерывности обучения здоровому и безо­пасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях и уровнях образования.

Указанные документы подробно освещены в учебном пособии «Правовое регулирова­ние и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности» серии «Безопасность жизне­деятельности» под ред. Р. И. Айзмана и С. В. Петрова.

Кроме того, выделяют следующие принципы безопасности жизнедеятельно­сти по признаку реализации:

1) ориентирующие;

2) технические;

3) организационные;

4) управленческие.

На их основе осуществляется обеспечение охраны труда, окружающей природ­ной среды и повседневной деятельности.

Ориентирующие принципы:

- системности (любое явление следует рассматривать с системных позиций);

- деструкции (система, приводящая к опасному результату, разрушается за счет исключения из нее одного или нескольких элементов);

- ликвидации и снижения опасности (устранение опасных и вредных факторов за счет изменения технологии, замены опасных веществ на безопасные, науч­ной организации труда и т.д.);

- замены оператора (функции оператора заменяют автоматическим управлени­ем, роботизация процессов и т.д.);

- классификации (распределение функций для принятия безопасных решений, классификация по уровню опасности и др.);

- нормирования (регламентация условий, обеспечивающих приемлемый уровень безопасности).

Технические принципы:

- защиты расстоянием (установление расстояния между человеком и источни­ком опасности, при котором обеспечивается заданный уровень безопасности);

- защиты временем (сокращение времени пребывания людей в опасных усло­виях);

- экранирования (использование защитных экранов для защиты человека от дей­ствия вредных и опасных факторов);

- прочности (способность конструкции и материалов сопротивляться разруше­ниям и деформациям);

- слабого звена (использование для безопасности специальных конструктивных элементов, которые срабатывают при определенных уровнях опасности, напри­мер, предохранительные устройства);

- недоступности (отделение человека от опасности, например,

оградительные устройства);

- блокировки (остановка работы системы при определенном уровне опасности);

- резервирования (дублирование) (одновременное использование нескольких

устройств для защиты от одной и той же опасности);

- вакуумирования (проведение технологических процессов при пониженном дав­лении);

- компрессии (проведение работ при повышенном давлении);

- герметизации (обеспечение такого уплотнения, которое препятствует поступ­лению из замкнутой системы в окружающую среду опасных и вредных аген­тов).

Организационные принципы:

- несовместимости (пространственное разделение веществ, материалов, обору­дования, помещений, людей и других объектов с целью обеспечения безопас­ности);

- компенсации (предоставление льгот для восстановления здоровья и предупре­ждения заболеваний и нарушений);

- эргономичности (обеспечение максимального удобства и комфорта в процессе трудовой деятельности);

- гуманизации (приоритет безопасности человека в любой деятельности);

- рациональной организации труда (оптимальное распределение трудовой деятельности в течение дня и организация рабочего места в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и индивидуальными особенностями че­ловека для снижения утомления).

Управленческие принципы:

- управления (система действий, обеспечивающих приемлемый уровень безопас­ности);

- плавности (последовательное достижение промежуточных целей и количест­венных показателей безопасности);

- адекватности (управляющая и управляемая системы должны соответствовать друг другу);

- активности человека (человек должен находиться в постоянной готовности, чтобы вмешаться при необходимости в любой автоматический процесс);

- обратной связи (получение информации о состоянии безопасности управляе­мой системы);

- зонирования территории (взаимное размещение зданий, сооружений родствен­ных по функциональному назначению или признаку опасности);

- информации (отображение в различных формах свойств объективной реально­сти, необходимых для принятия решений на обеспечение безопасности);

- плановости (комплекс мероприятий, включающий максимально возможное ис­ключение воздействия опасных и вредных факторов);

- эффективности (степень соответствия результатов выбранным ориентирам безопасности);

- подбора кадров (выбор специалистов, обладающих профессиональными зна­ниями, мастерством, опытом, позволяющих профессионально и безопасно вы­полнять свои функции в конкретных условиях);

- стимулирования (моральное и материальное поощрение за качественные и ко­личественные показатели деятельности);

- контроля (проверка соответствия уровня безопасности системы установлен­ным нормам и требованиям);

- ответственности (необходимость, обязанность отвечать за свои поступки).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: