Диалектика взаимоотношений

История показывает, что на всех этапах развития человеческого общества присут­ствовало морально ориентированное экологическое содержание, благодаря которо­му удавалось сохранить триаду «природа - человек - общество». Сознание древних цивилизаций трансформировалось в прямой зависимости от судеб их экосистем.

Первой ареной глобального экокризиса стало античное Средиземноморье. При­чинами явились вырубка и почти полное уничтожение лесов, выращивание моно­агрокультур, вытаптывание пастбищ на склонах гор, добыча камня и руд, военные междоусобицы и нашествия. Формировалась идея прогрессивного развития обще­ства с ориентацией на покорение и преобразование природы. Однако человечество скоро убедилось, что достигнутые технологические и экономические потенциалы не позволяют эффективно решать возникающие проблемы взаимоотношений чело­века с природой. Человек начинает испытывать ощущение опасности приближения всеобщего кризиса. Возникли и углубляются проблемы и противоречия существо­вавшей прежде триады. Происходит деформация окружающей среды, общества и человека — индивидуума. Рассмотрим некоторые из них.

Деформация окружающей среды заключается в следующих изменениях:

- превышение допустимого уровня потребления первичной биологической про­дукции (естественное производство отстает от потребления). Удвоение по­требности в первичной энергии (до 6000 ГВт в электрической энергии). Тем­пы потребления превышают темпы роста населения. В пересчете на условное топливо один житель Земли в 1970-х гг. расходовал 1,9 т, в 1980-х гг. — 2,9, в 2006 г. •— 4,5 /т. Отсюда возникает жизненная потребность в продуктах пи­тания и энергоносителях. При неразумном пользовании это приводит к уничтожению растительного и животного мира, конкуренции за источники энер­гии, поиску альтернативных источников, использованию АЭС, которые несут угрозу человечеству и природной среде (катастрофы в Чернобыле в 1986 г. и на «Фукусиме-1» в 2011 г. являются только подтверждением этого тезиса);

- деградация земель, используемых для производства сельскохозяйственной

продукции, еще больше усиливает проблему питания;

- исчезновение многих видов живых организмов (нарушение состояния - иораз­нообразия);

- происходит сокращение площади лесов, опустынивание, загрязнение биосфе­ры отходами производства;

- повышение концентрации парниковых газов в атмосфере становится угрозой глобального изменения климата на планете;

- таяние льдов вследствие потепления климата приводит к повышению уровня океана;

- качественное (негативное) изменение вод, изменение потоков (так, остановка Гольфстрима может привести к резкому похолоданию в Европе, в связи с чем обсуждается способ изменения направления теплого потока Индийского океа­на в северные широты);

- накопление поллютантов в средах и организмах, миграция вредных веществ в трофических цепочках приводят к интоксикации людей, появлению аллерги­ческих реакций, росту заболеваемости.

Деформация социальной среды происходит вследствие следующих процессов:

- массовая урбанизация (в городах проживает более 70 % всего населения). В процессе урбанизации утрачиваются этнические и семейные корни и свя­зи, разрушается этническая структурированность населения, снижается защи­щенность человека. Продуктом урбанизации стала новая общность — масса, которая деформирует как отдельную личность, так и этнос. Город в рамках своего ограниченного пространства концентрирует громадный потенциал со­циальной энергии. Масса не структурирована, не имеет традиций, неадекватно осознает себя в жизненных условиях, а главное, усредняет и обезличивает че­ловека. Кроме того, снижается количество людей, занятых в сельском хозяй­стве производством продуктов питания;

- глобальные диспропорции, вызванные материально-экономическим ростом в развитых странах при невысокой рождаемости и быстрым ростом численности населения в развивающихся государствах с низким экономическим потенциа­лом. Отсюда рост бедности, безработицы. Растущая аварийность и увеличение числа инвалидов и больных, распространение алкоголизма и наркомании, рост преступности, безнадзорности, лишение детей детства и т.д.;

- растущая иррациональность массового поведения — вспышки невиданной же­стокости, насилия, организованная преступность, в основном носящая харак­тер государственного терроризма.

Деформация человека:

- «дифференцированный» человек. Если продукт урбанизации — масса—

усред­няет человека, то технический прогресс специализирует, так как

разделение труда и специализация исторически являлись важнейшими

составляющими технического прогресса. Ограниченно развитый человек не

обладает способ­ностью образного восприятия и целостного мышления. Он

функционально в общей системе техносферы занимает место робота в

рамках американской «мечты о будущем индустриальной цивилизации».

Недалеко то время, когда роботы займут свое место, а человек пополнит

армию безработных;

- потеря и подмена ценностей, незанятость души — неразвитость духа. Приори­тет материально-экономических ценностей привел к их господству над всеми сторонами жизни индивидуума и гипертрофированно одностороннему его раз­витию. Максимально развита физическая составляющая (товарность) и мини­мально — духовная. Духовная компонента оказалась на периферии интересов социума. Воспитание, образование, наука и во многом даже искусство воспро­изводят человека-потребителя;

- личность формируется не на основе традиционного общения с природой, а с продуктами, произведенными в результате функционирования социума, — по­литикой, средствами массовой информации.

На данном этапе развития цивилизации человек и общество отошли от гар­моничного эволюционного развития, сойдя на дорогу технического прогресса, целью которого является экономический рост, а результатом ^ общество потре­бления со всеми губительными как для природы, так и для самого человека по­следствиями.

Скорость развития этих двух систем не совпадает со скоростью развития при­роды, следствием чего является разрушение устойчивости триады «природа - чело­век - общество», экономический и духовный кризис. Источниками нарушения си-. стемы стали повышение темпов техногенного развития над темпами эволюционного развития внешней среды и неадекватность возможностей человека его нравственно­духовному состоянию. В частности, отставший в духовном развитии агрессивный человек получил доступ к ядерному оружию, способному уничтожить все живое на Земле, имеет в руках генную инженерию (клонирование новых болезнетворных микроорганизмов и т.д.), обрел возможность ведения экологической, радиологиче­ской войны.

Перед человечеством встает вопрос, что дальше — «иметь» и в скором буду­щем привести к гибели человеческую цивилизацию, которая цепляется за потре­бительские ценности, или «быть, существовать» в условиях устойчивости всех человеко-природных отношений, что обеспечит взаимную безопасность человека и природы.

Что касается России, то системный кризис в нашем государстве стремительно набрал силу в 1990-е гг. Это привело к катастрофическому состоянию экономики и социальных отношений, полной дисгармонии в отношениях «человек - общест­во — природа», разрушению системы ценностей, нравственных норм, утрате самого смысла жизни. Государство в конце XX в. оказалось неспособным защитить лич­ность ни физически, ни социально, ни нравственно. Неслучайно по числу суицидов Россия к 2010 г. вышла на 2-е место в мире.

Немалый вклад в эти процессы вносит длительное, на протяжении почти 20 лет, реформирование образования, которое уходит от фундаментальности, свойственной традиционно российскому образованию в середине XX в., к прагматичности и по-верхностности. Это привело к снижению уровня образования в РФ, занимающей в 2010 г. 41-е место в мире из 60 исследованных стран (для примера, в 1960-е гг. по уровню образования СССР занимал 1-2-е место в мире).

Ситуация усугубляется отсутствием в государстве прогнозно-системных раз­работок и, следовательно, невозможностью упреждающих действий по разреше­нию конфликтных, кризисных, а подчас катастрофических ситуаций. Имеющиеся сегодня в распоряжении силы и средства распыляются в значительной степени по приоритетам и целям вчерашнего дня, которые с приходом «рыночной экономики» получили новое содержание.

Российские специалисты и руководители оказались не подготовленными к дея­тельности в условиях реализации международных стандартов безопасности и каче­ства продукции, услуг и технологий, без соблюдения которых невозможно участие на высоком паритетном уровне в международном сотрудничестве, а значит, и ре­шение проблем устойчивого безопасного развития и экономического возрождения России.

Для обеспечения безопасности человека и общества следует наряду с модерни­зацией материально-технических средств производства, воспитанием нравственной, духовной и компетентной личности, адаптивной к различным условиям среды и дея­тельности, обеспечить охрану окружающей среды.

Ряд этих задач и выполняет интегративный курс «Безопасность жизнедеятель­ности», опирающийся на правовые нормы государства, формирующий мышление и поведение человека безопасного типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: