Безопасности страны

В учебном пособии «Основы медицинских знаний» серии «Безопасность жизне­деятельности» под ред. Р. И. Айзмана и С. В. Петрова подробно рассмотрены показатели здоровья человека и населения. Поэтому, не повторяя эти материалы, следует отметить, что чем выше уровень индивидуального здоровья человека, тем более выражена его личная безопасность, т.е. способность выживания в различных экстремальных условиях.

При этом здоровье с позиции личной безопасности нужно рассматривать в трех аспектах: возрастном, историческом и индивидуальном.

Возрастной аспект здоровья определяется тем обстоятельством, что для каждо­го этапа развития человека характерны свои специфические особенности отноше­ний с внешней (физическая адаптация) и социальной (социальная адаптация) среда­ми. Это обусловлено особенностями развертывания самой генетической программы человека во времени и характером требований, предъявляемых социумом человеку в каждом возрастном периоде его развития. То есть речь идет о том, что для каждо­го возрастного этапа должны существовать свои критерии адаптации и безопасно­сти, определяемые свойственной этому возрасту морфофункциональной организа­цией организма и условиями жизни. Например, в школьном возрасте безопасность ребенка определяется не только семьей, но деятельностью общеобразовательного учреждения и внешкольными факторами (улицей, учреждениями дополнительного образования, кружками и т.д.). Следовательно, чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо так организовать функционирование всех описанных структур, чтобы они обеспечивали нормальное развитие ребенка, не приводя к формированию фи­зической и психической патологии. Так, при нарушении санитарно-гигиенических условий работы общеобразовательного учреждения нередко развиваются школьно­зависимые отклонения здоровья: снижение зрения, нарушения осанки и т.д. Понят­но, что у взрослого человека, например, у педагога того же образовательного учреж­дения уровень личной безопасности и здоровья в большей степени будет зависеть от психологической обстановки в школе, семье, материального состояния и т.д.

В определении здоровья в историческом аспекте следует учитывать, что ста­новление человеческой цивилизации, развитие производства и производственных отношений, культуры, религии и т.д. ведет к тому, что меняется во времени сама обстановка, в которой живет человек. Это касается как условий окружающей чело­века природы, так и его места и роли в социуме. Меняющиеся условия жизнедея­тельности со все более отчетливой тенденцией к комфорту, росту качества жизни и ритма жизни, с появлением все большего количества поводов для высоких социаль­ных притязаний обусловливают то положение, что человек для поддержания своей жизни все меньше использует свои функциональные резервы и все в большей степе­ни — достижения научно-технического прогресса в виде идеальных, нематериаль­ных средств. Естественно, передаваясь из поколения в поколение, это может вести к снижению функционального резерва и адаптивных возможностей, что особенно проявляется в автономных условиях существования, в походах, при отсутствии ком­фортных условий.

Индивидуальный аспект здоровья отражает индивидуальные адаптивные воз­можности организма, которые зависят от морфофункциональных и психосоциаль­ных свойств личности, сформированных в процессе индивидуального развития на основе природных качеств (наследственности). Поэтому индивидуальные реакции человека на различные экстремальные ситуации могут существенно различаться, что может быть обусловлено не только выработанными навыками поведения, но и уровнем здоровья самого организма.

Продолжительность жизни как показатель уровня безопасности

Любой вид живых организмов имеет свою биологическую продолжительность жиз­ни, от нескольких часов (микроорганизмы) и суток (некоторые насекомые) до десятков и сотен (некоторые черепахи) лет. Исходная, заложенная природой, продолжительность жизни особей каждого вида живых организмов укорачивается за счет реализации опас­ностей от окружающей среды, поэтому продолжительность жизни отдельного организ­ма может являться мерой, характеризующей уровень его безопасности.

Применительно к человеку биологическая продолжительность жизни составля­ет примерно 90-120 лет, но значительная часть людей до биологического предела не доживает. Несомненно, что жизнь в значительной степени сокращается за счет реализации опасностей, обусловленных как внешними воздействиями (опасные и чрезвычайные ситуации, неблагоприятная экологическая ситуация), так и внутрен­ними (образ жизни и отсутствие культуры безопасного поведения). То есть индиви­дуальная продолжительность жизни может свидетельствовать об уровне безопас­ности конкретной личности.

Кроме индивидуальной выделяют среднюю продолжительность жизни в дан­ном обществе или социальной группе людей. Этот показатель позволяет оценить уровень безопасности данного общества, который с прогрессом цивилизации по­стоянно растет, например, в наиболее гармонично развитых на сегодня государствах (страны Скандинавии, Япония) средняя продолжительность жизни практически до­стигла нижнего порога биологического предела (87-89 лет).

Следует отметить, что уровень безопасности личности, измеряемый индиви­дуальной продолжительностью жизни, зависит не только от ее поведения, но и от уровня безопасности общества (средняя продолжительность жизни). В настоящее время средняя продолжительность жизни в России составляет только 69 лет, что на 16-19 лет меньше, чем в экономически развитых странах. Эти данные косвенно сви­детельствуют о низком уровне личной и коллективной безопасности в российском обществе. Поведение конкретной личности, образ жизни позволяет ей только реали­зовать (или не реализовать) достигнутый обществом уровень безопасности.

Основные факторы, формирующие здоровье и безопасность человека

В ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социально-экономическую политику государства, несомненен приоритет здоровья. И. И. Брехман (1990) писал: «Именно здоровье людей должно служить главной визитной карточкой социально- экономической зрелости, культуры и преуспевания государства».

Эксперты ВОЗ в 80-х гг. XX столетия определили ориентировочное соотноше­ние различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные (табл. 6.3). Используя их, Межведомствен­ная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья на­селения в Федеральных концепциях «Охрана здоровья населения» и «К здоровой России» определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом (в скобках данные ВОЗ):

- генетические факторы — 15-20 % (20 %);

- состояние окружающей среды — 20-25 % (20 %);

- медицинское обеспечение — 10-15 % (7-8 %);

- условия и образ жизни людей 50-55 % (52-53 %).

Очень важно, что в каждом конкретном случае роль того или иного фактора в воз­никновении заболеваний или нарушений не одинакова. Нетрудно увидеть, что гораз­до эффективней формировать правильный образ жизни, ценностно-мотивационные установки на здоровье, чем изменять генотип и среду — более консервативные и устойчивые компоненты. Подробнее остановимся на некоторых факторах, влияю­щих на формирование здоровья.

При анализе роли генетических факторов следует отметить, что в Российской Федерации при разнообразии ее национальностей, этнических групп и все более активных процессах миграции существуют благоприятные предпосылки для рожде­ния в каждом следующем поколении более совершенного потомства, так как указан­ные условия создают более обширный генофонд и возможность более значительного числа перебора вариантов благоприятных генных признаков. Раньше браки заклю­чались между людьми в относительно узком географическом ареале, часто между представителями одного села и даже состоящими в близкородственных отношениях, что было чревато рождением слабого или даже с наследственным заболеванием ребенка.

Таблица 6.3. Факторы, влияющие на здоровье человека

Браки между далеко отстоящими друг от друга в генеалогическом отношении людьми создают более высокую вероятность, что благоприятный признак одного из родителей станет доминирующим с возможностью рождения более здорового, более совершенного по набору генов человека. Статистика показывает, что в близкород­ственных браках пренатальная и детская смертность многократно выше, а частота наследственных заболеваний ребенка в 50 раз больше, чем в браках не состоящих в родстве людей.

К сожалению, сами хромосомы половых клеток и их структурные элементы — гены — могут подвергаться вредным влияниям, причем, что особенно важно, в те­чение всей жизни будущих родителей. Так, девочка рождается на свет с уже сфор­мировавшимся пакетом яйцеклеток, которые по мере созревания последовательно готовятся к оплодотворению, т.е. в конечном итоге все происходящее с девочкой, девушкой, женщиной в течение ее жизни до зачатия в той или иной степени может сказаться на «качестве» хромосом и генов. Продолжительность жизни спермато­зоида гораздо меньше, чем у яйцеклетки, но и 3-6 месяцев их жизни часто быва­ет достаточно для возникновения нарушений в их генетическом аппарате. Отсюда становится понятной та особая ответственность, которую несут перед потомством будущие родители в течение всей своей жизни, предшествующей зачатию.

Правда, здесь часто сказываются и не зависящие от них факторы, к которым следует отнести неблагоприятные экологические условия, широкое использование пищевых добавок и синтетических материалов, неконтролируемое использование фармакологических веществ и т.д. Результатом же являются «поломки» в генном аппарате половых клеток родителей, что ведет к возникновению наследственных заболеваний или к появлению наследственно обусловленной предрасположенности к ним.

Особую опасность представляют нарушения здорового образа жизни будущих родителей в период созревания тех половых клеток, которые примут непосред­ственное участие в оплодотворении. Если учесть, что яйцеклетка созревает в те­чение 12-15 дней, а сперматозоид — 72 дней, то становится понятным, что хотя бы в течение периода времени, предшествующего зачатию, родители должны над­лежащим образом жизни обеспечить условия для нормального созревания половых клеток.

С генной программой, унаследованной от родителей и определяющей генетиче­ские особенности ребенка, ему предстоит жить всю свою жизнь, и оттого, насколько образ жизни человека будет соответствовать его генотипической программе, и будет зависеть его здоровье и продолжительность самой жизни.

Набор генов, наследуемый ребенком от родителей (генотип), формируется на протяжении жизни многих поколений и является величиной достаточно устойчивой. Однако в 1930-х гг. было сделано принципиальное открытие об изменчивости генов. С тех пор ведется активное изучение факторов, альтерирующих ген. Оказалось, что количество последних — физических, биологических, химических, социальных и пр. — достаточно велико. Причем они могут воздействовать и на «цепочку поко­лений», и на хромосомы будущих родителей, и на хромосомы зародыша в период его внутриутробного развития. Естественно, что в первом случае особое значение имеют состояние окружающей среды, географические факторы, национальные, религиозные, этнические и семейные обычаи, традиции и т.д. Во втором же случае преимущественное значение имеет образ жизни будущих родителей, так как именно он обусловливает благоприятное или отрицательное влияние на хромосомы половых клеток или зародыша. Особенно раним генный аппарат на раннем эмбриональном этапе развития, когда генетическая программа реализуется в виде закладки основ­ных функциональных систем организма.

Все заболевания, связанные с генетическими факторами, можно условно разде­лить на три группы: наследственные прямого эффекта (в том числе врожденные), когда ребенок рождается уже с признаками нарушений; наследственные, но опосре­дованные воздействием внешних факторов; заболевания, связанные с наследствен­ным предрасположением.

К первой группе можно отнести такие хромосомные и генные болезни, как ге­мофилия, фенилкетонурия, болезнь Дауна и многие другие. Эта группа болезней предопределяется, прежде всего, условиями, в которых живут родители в течение всей жизни до зачатия, и мать — в период беременности. Разумеется, основной фак­тор — наличие измененных или ослабленных хромосом и генов, которые при опре­деленных условиях приобретают доминирующее значение. Наиболее частые при­чины таких последствий — неблагоприятные экологические условия, употребление алкоголя, наркотиков и другие вредные привычки родителей, нарушения в режиме жизни, в питании, психические перегрузки и т.д.

Вторая группа наследственных болезней развивается в процессе индивидуаль­ного развития и обусловлена слабостью наследственных механизмов. Такая сла­бость при нездоровом образе жизни человека может привести к возникновению некоторых видов нарушений обмена веществ (отдельные виды сахарного диабета, подагра), психическим расстройствам и другой патологии.

Третья группа болезней связана с наследственной предрасположенностью, что при воздействии определенных факторов внешней среды, в первую очередь образа жизни, может привести к таким заболеваниям, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь, бронхиальная астма и мно­гие другие психосоматические нарушения.

Статистика показывает, что в структуре наследственной патологии (от нее стра­дает около 2 % населения Земли) преимущественное место принадлежит заболева­ниям, относящимся ко второй и третьей группам, т.е. связанным с образом жизни и со здоровьем будущих родителей и матери в период беременности.

Таким образом, не вызывает сомнения заметная роль, которую имеют наслед­ственные факторы в обеспечении здоровья и безопасности человека. Причем важно, что в подавляющем числе случаев учет этих факторов через рационализацию образа жизни человека может сделать его жизнь здоровой, счастливой и долгой. И, наобо­рот, недоучет типологических особенностей человека делает его беззащитным и уяз­вимым для действия неблагоприятных условий и обстоятельств жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: