В учебном пособии «Основы медицинских знаний» серии «Безопасность жизнедеятельности» под ред. Р. И. Айзмана и С. В. Петрова подробно рассмотрены показатели здоровья человека и населения. Поэтому, не повторяя эти материалы, следует отметить, что чем выше уровень индивидуального здоровья человека, тем более выражена его личная безопасность, т.е. способность выживания в различных экстремальных условиях.
При этом здоровье с позиции личной безопасности нужно рассматривать в трех аспектах: возрастном, историческом и индивидуальном.
Возрастной аспект здоровья определяется тем обстоятельством, что для каждого этапа развития человека характерны свои специфические особенности отношений с внешней (физическая адаптация) и социальной (социальная адаптация) средами. Это обусловлено особенностями развертывания самой генетической программы человека во времени и характером требований, предъявляемых социумом человеку в каждом возрастном периоде его развития. То есть речь идет о том, что для каждого возрастного этапа должны существовать свои критерии адаптации и безопасности, определяемые свойственной этому возрасту морфофункциональной организацией организма и условиями жизни. Например, в школьном возрасте безопасность ребенка определяется не только семьей, но деятельностью общеобразовательного учреждения и внешкольными факторами (улицей, учреждениями дополнительного образования, кружками и т.д.). Следовательно, чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо так организовать функционирование всех описанных структур, чтобы они обеспечивали нормальное развитие ребенка, не приводя к формированию физической и психической патологии. Так, при нарушении санитарно-гигиенических условий работы общеобразовательного учреждения нередко развиваются школьнозависимые отклонения здоровья: снижение зрения, нарушения осанки и т.д. Понятно, что у взрослого человека, например, у педагога того же образовательного учреждения уровень личной безопасности и здоровья в большей степени будет зависеть от психологической обстановки в школе, семье, материального состояния и т.д.
|
|
В определении здоровья в историческом аспекте следует учитывать, что становление человеческой цивилизации, развитие производства и производственных отношений, культуры, религии и т.д. ведет к тому, что меняется во времени сама обстановка, в которой живет человек. Это касается как условий окружающей человека природы, так и его места и роли в социуме. Меняющиеся условия жизнедеятельности со все более отчетливой тенденцией к комфорту, росту качества жизни и ритма жизни, с появлением все большего количества поводов для высоких социальных притязаний обусловливают то положение, что человек для поддержания своей жизни все меньше использует свои функциональные резервы и все в большей степени — достижения научно-технического прогресса в виде идеальных, нематериальных средств. Естественно, передаваясь из поколения в поколение, это может вести к снижению функционального резерва и адаптивных возможностей, что особенно проявляется в автономных условиях существования, в походах, при отсутствии комфортных условий.
|
|
Индивидуальный аспект здоровья отражает индивидуальные адаптивные возможности организма, которые зависят от морфофункциональных и психосоциальных свойств личности, сформированных в процессе индивидуального развития на основе природных качеств (наследственности). Поэтому индивидуальные реакции человека на различные экстремальные ситуации могут существенно различаться, что может быть обусловлено не только выработанными навыками поведения, но и уровнем здоровья самого организма.
Продолжительность жизни как показатель уровня безопасности
Любой вид живых организмов имеет свою биологическую продолжительность жизни, от нескольких часов (микроорганизмы) и суток (некоторые насекомые) до десятков и сотен (некоторые черепахи) лет. Исходная, заложенная природой, продолжительность жизни особей каждого вида живых организмов укорачивается за счет реализации опасностей от окружающей среды, поэтому продолжительность жизни отдельного организма может являться мерой, характеризующей уровень его безопасности.
Применительно к человеку биологическая продолжительность жизни составляет примерно 90-120 лет, но значительная часть людей до биологического предела не доживает. Несомненно, что жизнь в значительной степени сокращается за счет реализации опасностей, обусловленных как внешними воздействиями (опасные и чрезвычайные ситуации, неблагоприятная экологическая ситуация), так и внутренними (образ жизни и отсутствие культуры безопасного поведения). То есть индивидуальная продолжительность жизни может свидетельствовать об уровне безопасности конкретной личности.
Кроме индивидуальной выделяют среднюю продолжительность жизни в данном обществе или социальной группе людей. Этот показатель позволяет оценить уровень безопасности данного общества, который с прогрессом цивилизации постоянно растет, например, в наиболее гармонично развитых на сегодня государствах (страны Скандинавии, Япония) средняя продолжительность жизни практически достигла нижнего порога биологического предела (87-89 лет).
Следует отметить, что уровень безопасности личности, измеряемый индивидуальной продолжительностью жизни, зависит не только от ее поведения, но и от уровня безопасности общества (средняя продолжительность жизни). В настоящее время средняя продолжительность жизни в России составляет только 69 лет, что на 16-19 лет меньше, чем в экономически развитых странах. Эти данные косвенно свидетельствуют о низком уровне личной и коллективной безопасности в российском обществе. Поведение конкретной личности, образ жизни позволяет ей только реализовать (или не реализовать) достигнутый обществом уровень безопасности.
Основные факторы, формирующие здоровье и безопасность человека
В ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социально-экономическую политику государства, несомненен приоритет здоровья. И. И. Брехман (1990) писал: «Именно здоровье людей должно служить главной визитной карточкой социально- экономической зрелости, культуры и преуспевания государства».
Эксперты ВОЗ в 80-х гг. XX столетия определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные (табл. 6.3). Используя их, Межведомственная комиссия Совета безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения в Федеральных концепциях «Охрана здоровья населения» и «К здоровой России» определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом (в скобках данные ВОЗ):
|
|
- генетические факторы — 15-20 % (20 %);
- состояние окружающей среды — 20-25 % (20 %);
- медицинское обеспечение — 10-15 % (7-8 %);
- условия и образ жизни людей 50-55 % (52-53 %).
Очень важно, что в каждом конкретном случае роль того или иного фактора в возникновении заболеваний или нарушений не одинакова. Нетрудно увидеть, что гораздо эффективней формировать правильный образ жизни, ценностно-мотивационные установки на здоровье, чем изменять генотип и среду — более консервативные и устойчивые компоненты. Подробнее остановимся на некоторых факторах, влияющих на формирование здоровья.
При анализе роли генетических факторов следует отметить, что в Российской Федерации при разнообразии ее национальностей, этнических групп и все более активных процессах миграции существуют благоприятные предпосылки для рождения в каждом следующем поколении более совершенного потомства, так как указанные условия создают более обширный генофонд и возможность более значительного числа перебора вариантов благоприятных генных признаков. Раньше браки заключались между людьми в относительно узком географическом ареале, часто между представителями одного села и даже состоящими в близкородственных отношениях, что было чревато рождением слабого или даже с наследственным заболеванием ребенка.
Таблица 6.3. Факторы, влияющие на здоровье человека
Браки между далеко отстоящими друг от друга в генеалогическом отношении людьми создают более высокую вероятность, что благоприятный признак одного из родителей станет доминирующим с возможностью рождения более здорового, более совершенного по набору генов человека. Статистика показывает, что в близкородственных браках пренатальная и детская смертность многократно выше, а частота наследственных заболеваний ребенка в 50 раз больше, чем в браках не состоящих в родстве людей.
|
|
К сожалению, сами хромосомы половых клеток и их структурные элементы — гены — могут подвергаться вредным влияниям, причем, что особенно важно, в течение всей жизни будущих родителей. Так, девочка рождается на свет с уже сформировавшимся пакетом яйцеклеток, которые по мере созревания последовательно готовятся к оплодотворению, т.е. в конечном итоге все происходящее с девочкой, девушкой, женщиной в течение ее жизни до зачатия в той или иной степени может сказаться на «качестве» хромосом и генов. Продолжительность жизни сперматозоида гораздо меньше, чем у яйцеклетки, но и 3-6 месяцев их жизни часто бывает достаточно для возникновения нарушений в их генетическом аппарате. Отсюда становится понятной та особая ответственность, которую несут перед потомством будущие родители в течение всей своей жизни, предшествующей зачатию.
Правда, здесь часто сказываются и не зависящие от них факторы, к которым следует отнести неблагоприятные экологические условия, широкое использование пищевых добавок и синтетических материалов, неконтролируемое использование фармакологических веществ и т.д. Результатом же являются «поломки» в генном аппарате половых клеток родителей, что ведет к возникновению наследственных заболеваний или к появлению наследственно обусловленной предрасположенности к ним.
Особую опасность представляют нарушения здорового образа жизни будущих родителей в период созревания тех половых клеток, которые примут непосредственное участие в оплодотворении. Если учесть, что яйцеклетка созревает в течение 12-15 дней, а сперматозоид — 72 дней, то становится понятным, что хотя бы в течение периода времени, предшествующего зачатию, родители должны надлежащим образом жизни обеспечить условия для нормального созревания половых клеток.
С генной программой, унаследованной от родителей и определяющей генетические особенности ребенка, ему предстоит жить всю свою жизнь, и оттого, насколько образ жизни человека будет соответствовать его генотипической программе, и будет зависеть его здоровье и продолжительность самой жизни.
Набор генов, наследуемый ребенком от родителей (генотип), формируется на протяжении жизни многих поколений и является величиной достаточно устойчивой. Однако в 1930-х гг. было сделано принципиальное открытие об изменчивости генов. С тех пор ведется активное изучение факторов, альтерирующих ген. Оказалось, что количество последних — физических, биологических, химических, социальных и пр. — достаточно велико. Причем они могут воздействовать и на «цепочку поколений», и на хромосомы будущих родителей, и на хромосомы зародыша в период его внутриутробного развития. Естественно, что в первом случае особое значение имеют состояние окружающей среды, географические факторы, национальные, религиозные, этнические и семейные обычаи, традиции и т.д. Во втором же случае преимущественное значение имеет образ жизни будущих родителей, так как именно он обусловливает благоприятное или отрицательное влияние на хромосомы половых клеток или зародыша. Особенно раним генный аппарат на раннем эмбриональном этапе развития, когда генетическая программа реализуется в виде закладки основных функциональных систем организма.
Все заболевания, связанные с генетическими факторами, можно условно разделить на три группы: наследственные прямого эффекта (в том числе врожденные), когда ребенок рождается уже с признаками нарушений; наследственные, но опосредованные воздействием внешних факторов; заболевания, связанные с наследственным предрасположением.
К первой группе можно отнести такие хромосомные и генные болезни, как гемофилия, фенилкетонурия, болезнь Дауна и многие другие. Эта группа болезней предопределяется, прежде всего, условиями, в которых живут родители в течение всей жизни до зачатия, и мать — в период беременности. Разумеется, основной фактор — наличие измененных или ослабленных хромосом и генов, которые при определенных условиях приобретают доминирующее значение. Наиболее частые причины таких последствий — неблагоприятные экологические условия, употребление алкоголя, наркотиков и другие вредные привычки родителей, нарушения в режиме жизни, в питании, психические перегрузки и т.д.
Вторая группа наследственных болезней развивается в процессе индивидуального развития и обусловлена слабостью наследственных механизмов. Такая слабость при нездоровом образе жизни человека может привести к возникновению некоторых видов нарушений обмена веществ (отдельные виды сахарного диабета, подагра), психическим расстройствам и другой патологии.
Третья группа болезней связана с наследственной предрасположенностью, что при воздействии определенных факторов внешней среды, в первую очередь образа жизни, может привести к таким заболеваниям, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь, бронхиальная астма и многие другие психосоматические нарушения.
Статистика показывает, что в структуре наследственной патологии (от нее страдает около 2 % населения Земли) преимущественное место принадлежит заболеваниям, относящимся ко второй и третьей группам, т.е. связанным с образом жизни и со здоровьем будущих родителей и матери в период беременности.
Таким образом, не вызывает сомнения заметная роль, которую имеют наследственные факторы в обеспечении здоровья и безопасности человека. Причем важно, что в подавляющем числе случаев учет этих факторов через рационализацию образа жизни человека может сделать его жизнь здоровой, счастливой и долгой. И, наоборот, недоучет типологических особенностей человека делает его беззащитным и уязвимым для действия неблагоприятных условий и обстоятельств жизни.