Система компонентов профессиональных ценностей социальной работы имеет глубокие исторические корни в общественном укладе жизни, системе церковной и общественной благотворительности, государственной политике призрения и социального обеспечения.
Факторами, обусловившими содержание системы ценностей социальной работы явились: традиции общинной взаимопомощи, распространение религиозных идей, общественная благотворительность, функционирование системы государственного призрения.
Социальная работа на своем допрофессиональном этапе развивалась как деятельность, направленная на: взаимопомощь как способ выживания в неблагоприятных условиях окружающей среды (со стороны общины); удовлетворение религиозных потребностей (со стороны личности); стабилизацию социальной ситуации и сохранение социального мира (со стороны государства); реализацию гуманистических убеждений и идеалов (со стороны общества).
Таким образом, и личность, и община, и общество, и государство являлись субъектами социальной работы на допрофессиональном этапе. Деятельность каждого из субъектов отразилась на процессе становления гуманистически-ориентированной системы ценностей социальной работы.
Общинная форма взаимопомощи сохранилась вплоть до XIX века. Это выявляет устойчивость таких общественных ценностей как взаимопомощь, единство, взаимовыручка, приоритет интересов общины над личными интересами. Социально-ориентированная система ценностей не является в данном контексте доминирующей над гуманистическими ценностями. Общественные обязанности, которые преобладают над индивидуальными интересами, направлены, в конечном счете, на удовлетворение потребностей каждой личности. Из сочетания гуманистических и социальных ценностей в этот период берет свое начало система профессиональных ценностей социальной работы, которая имеет исторические корни в общинной взаимопомощи.
Возникновение системы коллективных ценностей стало предпосылкой для принятия русским обществом философии деятельной любви к ближнему как основы христианской концепции. В контексте христианской религии общество приняло целый ряд социальных ценностей.
Под воздействием христианской идеологии возникает и развивается в русском обществе такая форма социальной поддержки как благотворительность. Она существенно отличается от общинной взаимопомощи. Если ранее в основе взаимопомощи лежала материальная необходимость, то теперь доминирующим мотивом благотворительности становится потребность субъекта помощи в духовном возвышении. В рамках христианской религиозной идеологии любви к ближнему развиваются такие ценности как антидискриминация, неконфликтность, терпимость.
Государство становится субъектом социальной поддержки, когда в рамках государственной политики появляется такое направление как общественное призрение. Специфика влияния деятельности государства на процесс формирования системы ценностей социальной работы заключатся в легитимизации таких ценностей как стремление к сохранению социального мира, социальная справедливость, удовлетворение основных человеческих потребностей. Данные ценности в настоящее время составляют ядро целевого компонента социальной работы.
Общественная благотворительность придает новый вектор процессу становления ценностей социальной работы. Идеология общественной благотворительности представляет собой синтез религиозных и социально-политических ценностей. В ее рамках возникает ценность индивидуализации или адресности социальной поддержки, основанной «на личном участии благотворителя к благотворимому» (Максаков Е.). Деятельная реализация ценностей человеческой жизни, достоинства, справедливости становится нормой в обеспеченных слоях российского общества.
Становление системы социального обеспечения в Советском государстве происходило на идеологической основе социалистической теории, ведущими ценностями становятся труд как основание всей человеческой культуры и цивилизации; возвышение человека труда и его социальная защищенность; идея мира между народами, возможность мирного развития человечества по пути общественного прогресса, социальное равенство и другие.
Построение системы социального обеспечения базировалось на социально-ориентированных гуманистических ценностях: жизнь, свобода и защищенность личности, ответственность государства перед обществом, приоритет ценности труда, забота о детях и материнстве и других. Однако, с другой стороны, этот период характеризуется борьбой со свободомыслием, инициативностью, творческой самодеятельностью.
На сегодняшний день процесс смены ценностных приоритетов в стране затронул и социальную работу как общественный институт. Приоритет материальных видов помощи уступает место принципу комплексности как сочетанию психолого-педагогической, медико-социальной, социально-экономической помощи. Провозглашается принцип клиентоцентризма как гуманистическое основание социальной работы. Меняются критерии оценки степени необходимости социальной поддержки. Доминирующим становится адресный подход, определяющий конкретизацию социальной помощи по отношению к каждому клиенту, заменивший уравнительные материальные выплаты по признаку принадлежности к определенной социальной группе.
Происходят изменения в терминологии профессиональной социальной работы. Термины, которые ввиду сложившихся социальных стереотипов приобрели дискриминационное звучание, меняются на новые, не отягощенные негативным смыслом («инвалид» – «человек с ограниченными возможностями»). Всеобщее распространение приобрел принцип профессионализма, то есть необходимости специальной профессиональной подготовки для организации и осуществления социальной помощи.
На современном этапе активно идет процесс формализации ценностей, то есть выявления, формулирования и закрепления их в нормативных документах и научной литературе по проблемам социальной работы.