К общим функциям РУР относятся:
1) прогнозирование использования конкретных технологий и методов РУР, а также возможных результатов и последствий от каждого УР;
2) планирование состава и содержания выбранных технологий и методов РУР;
3) организация (административная, технологическая, финансовая, и др.) РУР;
4) стимулирование исполнителей, т.е. изменение принятого ранее порядка РУР в связи с возникшими и не предусмотренными ранее обстоятельствами, мешающими или способствующими выполнению УР;
5) координация действий исполнителей, т.е. изменение принятого ранее порядка РУР в связи с возникшими и не предусмотренными ранее обстоятельствами, мешающими или способствующими выполнению УР;
6) контроль за выполнением действий;
7) информирование инициатора подготовки или реализации УР в ходе выполнения задания;
8) формирование архивной базы данных о процессе.
Состав процедуры как совокупности функций РУР приведен на рис. 2.3.
В процессе управления менеджерам приходится принимать большое количество решений на всех этапах управленческой деятельности - планирования, организации, мотивации и контроля (рис. 2.4).
Данные функции объединены между собой двумя связующими процессами - процессом обмена информацией и процессом принятия решений. Принятие решений происходит при реализации всех функций менеджмента.
Планирование |
Контроль |
Координация |
Стимулирование |
Организация |
Информирование |
Прогнозирование |
Прогнозирование |
Рис. 2.3. Восемь общих функций РУР, составляющих процедуру как совокупность функций РУР
Принятие решений |
Обмен информацией |
Планирование |
Организация |
Мотивация |
Контроль |
Рис. 2.4. Функции управления и связующие процессы
В процессе планирования принимают решения о:
§ миссии и целях организации;
§ состоянии внешней среды и ее влиянии на будущее организации;
§ стратегии и тактике достижения поставленных целей;
§ бюджете организации;
§ выборе инвестиционных проектов;
§ целевых и рыночных сегментах и позиционировании товаров или услуг на целевых рынках;
§ стратегии ценообразования;
§ каналах сбыта и распределения продукции;
§ разработке новых видов товаров и услуг;
§ способах проведения рекламных кампаний.
В процессе организации принимаются решения:
§ о способах организации взаимодействия подразделений и работников организации;
§ об организационной структуре;
§ о пределах и распределении властных полномочий;
§ о реорганизации фирмы вследствие изменения целей деятельности или состояния внешней среды организации.
В процессе мотивации принимаются решения о:
§ нуждах и потребностях подчиненных;
§ том, в какой мере удовлетворяются эти потребности;
§ том, что необходимо сделать для повышения производительности труда подчиненных;
§ методах и приемах мотивации конкретных работников.
В процессе контроля принимаются решения о том:
§ как и по каким показателям следует оценивать результаты работы;
§ как часто нужно измерять эти показатели;
§ какие методы и процедуры контроля следует использовать в процессе управления организацией;
§ насколько организация преуспела в достижении поставленных целей;
§ какие изменения следует внести в работу фирмы, если цель бизнеса не достигнута.
Оперативные решения наиболее распространены и обеспечивают основную часть прибыли. Они состоят из распределения ресурсов по функциональным подсистемам и включают распределение ресурсов номенклатуры производства, операционные планы и графики и их реализацию.
Стратегические решения в узком смысле - это выбор альтернативного варианта стратегического поведения предприятия.
Подсистема менеджмента - управляющая по отношению к другим подсистемам организации (подсистемам производства, функциональным службам и др.). Принятие управленческих решений связано с необходимостью воздействия на объект управления с целью приведения его в желаемое состояние. Принятие решения, таким образом, есть процесс, направленный:
§ на поиск проблем системы;
§ на постановку целей воздействия (определение желаемого состояния системы);
§ на определение критериев достижения целей воздействия;
§ на разработку альтернативных вариантов воздействия, их оценку и выбор;
§ на внесение необходимых изменений в систему.
На рисунке 2.5 показано, что необходимость изменений определяется исходя из информации о состоянии параметров системы, а управление системой осуществляется воздействием на ее управляемые параметры.
Факторы внешней среды (по отношению к подсистемам)