Конструктивные подходы к несправедливости в процессе межкультурных контактов

Материал, который мы рассмотрели в данной главе, наводит на мысль о том, что для устранения проблем, связанных с культурными различиями в восприятии и применении норм справедливости, люди должны обладать определенными знания­ми и навыками. На общем уровне необходимы знания о существовании культурных различий в нормах процессуальной, распределительной, карающей справедливо­сти и справедливости взаимоотношений. Необходимо также знать, как различие в культурных параметрах, таких как индивидуализм—коллективизм и дистанция по отношению к власти, влияют на представление о различных принципах справед­ливости. На более специализированном уровне необходимо иметь представление о той культуре, контакт с которой предстоит. Ничто не может заменить знания культурной специфики, если приходится иметь дело с недоразумениями, отсут­ствием взаимопонимания, ошибочными суждениями и неправильной атрибуцией, связанными с пониманием справедливости. Люди должны не просто овладеть эти­ми знаниями, а также научиться применять эти знания в соответствующих конк­ретных ситуациях.

Ощущение несправедливости очень часто возникает в различных организаци­ях или на работе, но оно может иметь место и в межличностных отношениях, ока­зывая на них разрушительное воздействие. Люди должны научиться быть воспри­имчивыми к тем ситуациям, которые могут вызвать ощущение несправедливости, они должны знать, какова их собственная реакция на несправедливость, какова возможная реакция окружающих, какое влияние на эту реакцию оказывает куль­тура. Проблемы несправедливого обращения несут в себе серьезную угрозу про­дуктивным межкультурным отношениям, поскольку реакция на такое обращение может быть очень острой. По этой причине, возможно, в первую очередь в отноше­нии этих, а не иных проблем, касающихся межкультурных контактов, следует про­консультироваться с компетентными в данной области лицами или привлечь к рассмотрению конфликтов, связанных с проблемами несправедливости, третьих

лиц в качестве посредников или арбитров. Те, кто становится участником межкуль­турных конфликтов, касающихся проблем справедливости, могут не понимать до конца характер и происхождение проблемы, поэтому и необходимо привлечение компетентных третьих лиц. Хотя растет количество литературы по применению методик такого рода для разрешения межкультурных разногласий на националь­ном уровне (например, Fisher, 1990), гораздо меньшее внимание уделяется пробле­ме культурных разногласий, связанных с пониманием справедливости, на органи­зационном и личностном уровне. Данная глава наглядно показала необходимость более пристального внимания к этим проблемам.

ГЛАВА 20


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: