Анализ прибыли от продаж по факторам

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависят от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

П = Σ [ VРПобщ * УДii ─ Сi) ]

Прибыль от реализации продукции (услуг)
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.


Рис. 19 Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от основной (операционной) деятельности

Структура продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли: если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, напротив, при увеличении удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня средне реализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Сумма прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов используется в расчете индекса объема реализации продукции, а далее базовая сумма прибыли корректируется на уровень индекса.

Индекс объема продаж (Iрп)исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации(VРП1) с базовым объемом реализации (VРП0) в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу):

VРП1

Iрп = -------------------

VРП0

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен.


Рис. 20. Основные направления поиска резервов увеличения прибыли от реализации продукции

 
 


Рис.21. Общая схема распределения чистой прибыли




double arrow
Сейчас читают про: