Претензионное производство
Понятие претензионного производства и предпосылки его применения.
Порядок заявления претензий и предъявляемые к претензиям требования.
3. Порядок составления отзыва на претензию и предъявляемые к отзыву требования.
Сроки рассмотрения претензий и оформление результатов.
5. Правовые последствия несоблюдения установленного порядка претензионного производства при обращении в суд.
Понятие претензионного производства и предпосылки его применения.
До обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее – ГК), иными законодательными актами или договором. Порядок предъявления претензии устанавливается законодательством или договором (часть вторая пункта 2 статьи 10 ГК).
Лицо, чьи права или законные интересы нарушены, с целью непосредственного урегулирования спора с нарушителем этих прав или интересов обязано предъявить ему претензию (письменное предложение о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено законодательными актами или договором.
Цели введения претензионного порядка:
- возможность самостоятельно договориться на взаимовыгодных условиях, и, как следствие, сохранение партнерских деловых отношений и связей;
- возможность обращения в суд в упрощенном порядке (приказное производство) в случае признания должником претензии либо достижения согласованности для обращения к примирителю.
- содействие пониманию и оценке сторонами юридической обоснованности заявленных требований и возражений, выработке позиций сторон по спору;
- формирование доказательственной базы для обращения в суд с иском, более полная подготовка к судебному разбирательству.