Управление качеством имеет длинную историю – от приемочного контроля с последующей выбраковкой и переделкой готовой продукцией ко всеобщему управлению качеством, предполагающему стремление к его улучшению на каждом этапе, начиная от планирования, и на каждом рабочем месте.
Этапы развития качества:
1. Зарождение, развитие отдельных элементов управления качеством в общем процессе управления.
2. Переход к комплексному управлению качеством, выделение его в самостоятельное направление работ. Комплексное управление качеством – это учет всех основных факторов качества и их взаимного влияния, охват всех этапов работ и увязка работ по качеству, выполняемых различными подразделениями, в единую систему, принятие компромиссного решения.
3. Тотальное управление качеством, когда качество – главная цель, т.е. когда из всех целей деятельности на первый план выдвигается обеспечение требуемого качества, когда развивается и стимулируется участие всего персонала в обеспечении качества.
Основные черты тотального управления качеством:
- Выбор стратегии и политики в области качества, направленных на постоянное его улучшение
- Руководство всеми аспектами деятельности ЛПУ со стороны администрации, исходя из необходимости обязательного обеспечения качества
- Ориентация работ на потребителя
- Создание систем качества
- Непрерывное повышение квалификации персонала, обучение нескольким специальностям, методам решения проблем качества
- Мотивация качественного труда персонала и вовлечение его в работу по улучшению качества
- Обеспечение необходимыми ресурсами, их рациональное использование
- Информационное обеспечение работ в области качества
- Отслеживание и выполнение законодательства в области качества
- Самооценка деятельности по различным критериям, анализ существующих проблем, разработка предупредительных и профилактических мероприятий для обеспечения и повышения качества
Целями тотального управления качества являются:
- Сбор информации о потребителе для понимания его потребностей, система ценностей и удовлетворения их в текущий момент и в будущем путем предоставления соответствующей медпомощи
- Снабжение информацией о потребителе весь персонал, участвующий в оказании медпомощи
- Внесение на основе информации изменений в свои программы с целью повышения качества медицинской помощи
Этапы перехода к тотальному управлению качеством:
- Разработка стратегии -
· Постановка взаимосвязанных целей удовлетворенности пациента с другими целями (удовлетворенность персонала)
· Исследования потребителя
· Разработка системы стимулов
· Планирование
- Оценка удовлетворенности потребителя (создание системы оценок)
- Анализ данных и определение приоритетов
- Внедрение
4. Глобальный подход к реформам. Решение первоочередной задачи улучшения качества медицинской помощи и удовлетворения потребностей населения в различных видах медицинской помощи может обеспечить внедрение системы управления качеством.
Здесь необходимы согласованные усилия организаторов здравоохранения и практикующих медиков.
Согласно международного стандарта «ИСО 8402» система качества – это совокупность организационной структуры, ответственности, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством. Систему качества можно определить также как совокупность структур ЛПУ, выполняющих функции управления и обеспечения качества установленными методами с использованием необходимых ресурсов. Модель воздействия системы качества на процесс оказания медпомощи путем последовательной реализации функции управления качеством можно представить в виде петли качества.
63. Согласно Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса, охрана здоровья граждан и укрепление общественного здоровья лежит в основе социальной и экономической политики государства. Выполнение этой важной социальной политики призвана осуществлять государственная система здравоохранения, включающая в себя руководящее звено в лице Министерства здравоохранения на федеральном уровне, республиканские - на региональном, а также краевые, областные и городские управления или отделы здравоохранения на муниципальном уровнях.
Всю профилактическую работу по сохранению и поддержанию санитарно-противоэпидемического состояния в городах, поселках и сельских районах призваны осуществлять подразделения санитарно-эпидемического контроля Минздрава Российской Федерации. Указанная служба осуществляет контроль за качеством питьевой воды, продуктов питания, санитарным состоянием городов, соблюдением гигиенических норм труда, жилища, объектов питания и др. В задачи санитарно-эпидемиологической службы входит приведение профилактических прививок как плановых, так и по эпидемиологическим показаниям при опасности распространения группа, кори, полиомиелита, скарлатины и других инфекционных заболеваний.
Под здравоохранением как общественной функциональной системой понимается весь комплекс государственных, коллективно-групповых и личных мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья каждого человека и всего населения. В таком широком плане здравоохранение включает все элементы окружающей природной и социальной среды, в т.ч. и системы непосредственного жизнеобеспечения, а также образ и условия жизни населения, уровень его образования и культуры - все то, что способствует защите жизни и здоровья, максимальному продлению активной творческой жизни человека.
В более узком плане системой здравоохранения называют ту совокупность служб, органов и учреждений, которые непосредственно заняты медико-санитарным делом, изучением здоровья и его нарушений, профилактикой, распознаванием и лечением болезней.
Современная концепция здравоохранения рассматривает его не как социальную сферу, которая финансируется по остаточному принципу, а как сферу жизнеобеспечения и безопасности.
Как система сохранения и укрепления здоровья человека в РФ, здравоохранение включает следующие формы:
- государственная система здравоохранения - обеспечивает возможности обязательного применения медицинскими учреждениями единых наиболее эффективных методов работы, проведения плановых оздоровительных и санитарно-гигиенических мероприятий, а также принципа общедоступности;
- система страховой медицины;
- частная медицина (клиники, кабинеты).
Система здравоохранения имеет два направления:
1. Профилактическое, основной задачей которого является предупреждение ослабления здоровья и развития заболевания.
Включает следующие виды деятельности:
- санитарно-гигиенические мероприятия;
- диспансерный метод, имеющий следующие особенности:
1) активное выявление больных с ранними стадиями заболевания и постоянное наблюдение за ними;
2) активное наблюдение за больными и их систематическое лечение;
3) патронаж - составная часть диспансерного метода - активное систематическое наблюдение за больными в домашней обстановке, изучение социально-бытовых и гигиенических условий их жизни.
Проводится в следующих учреждениях:
а) Поликлиники (до 90% больных). Нуждающиеся в лечении после обращения направляются в больницы на госпитализацию;
б) Диспансеры;
· специализированные;
· или кабинеты при поликлиниках (туберкулезные, онкологические, психоневрологические).
Диспансеры являются лечебно-профилактическими учреждениями.
2. Лечебное - выполняют различные клиники, основная задача которых - оказание лечебной помощи с использованием медикаментозных методов лечения, физических методов, оперативного метода в хирургических отделениях.
Особую категорию занимает родильный дом, где оказывают лечебную и профилактическую помощь.
Лечебно-профилактические учреждения здравоохранения:
1. Амбулаторные:
а). Амбулатория - лечебные учреждения, мед. помощь осуществляется в самом учреждении и на дому. От поликлиники отличается меньшим числом специалистов и объемом диагностических исследований;
б). Поликлиника - самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, или входит в состав объединения больницы, имеет лаборатории, диагностические кабинеты, процедурный кабинет, прием проводят врачи всех специальностей;
в). Здравпункт - на промышленных предприятиях и ФАП в сельских местностях, оказывают первую квалифицированную медицинскую помощь, проводят профилактические осмотры, следят за санитарным состоянием предприятия и соблюдением техники безопасности;
г). Диспансер - лечебно-профилактическое учреждение, где находятся под наблюдением больные с определенным заболеванием (туберкулезом, кожно-венерологическим, психоневрологическим, онкологическим заболеваниями). Проводят лечение, профилактику, патронаж больных;
д) Женская консультация - лечебно-профилактическое учреждение, где осуществляется лечение и профилактика гинекологических заболеваний, наблюдение за беременными, обучают уходу за новорожденными и личной гигиене;
е) Станции скорой помощи - обеспечивают население мед. помощью в острых случаях;
2. Стационарные:
а). Больницы - лечебные учреждения для больных, нуждающихся в постоянном лечении и уходе. Строительство больниц осуществляется и расчета 100 коек на 10000 жителей. В зависимости от величины и подчинения различают больницы: республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские; по профилю: общего профиля и специализированные (туберкулезные, инфекционные., психиатрические);
б) Госпитали - больница для лечения военнослужащих или инвалидов;
в) Клиники - больничные учреждения, где осуществляется стационарное лечение больных и обучение студентов и выполнение НИР.
Главным направлением совершенствования организации здравоохранения становится обеспечение его целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации. При этом положительное влияние должна оказать система обязательного медицинского страхования как основа финансирования медицинской помощи в рамках государственных гарантий. На федеральном уровне утверждаются методики расчета нормативов обеспечения учреждений здравоохранения материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Программы здравоохранения субъектов Российской Федерации включат в себя программы государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью.
Развитие и совершенствование государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации являются важнейшим условием улучшения охраны здоровья населения страны. В основе законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закреплен приоритет профилактических мер в укреплении и охране здоровья населения. Министерством здравоохранения Российской Федерации разработан и осуществлен ряд организационных мероприятий, направленных на совершенствование и дальнейшее развитие этой важной сферы деятельности органов и учреждений здравоохранения.