Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально

Исследование проводится индивидуально. Ребенку 3—7 лет задают вопросы. Обработка данных

Подсчитывают, какие качества могут объяснить дети разного возраста. Анализируя эти объяснения, определяют, на что при этом ссылается ребенок:

— на обобщенное представление о качестве («Жадные... которые жале­ют: все для себя берут и ничего не отдают бедным»);

— на конкретных людей как носителей определенного качества в конкрет­ной ситуации («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает... Но я, конечно, быстрее... Никто его не догонит»);

— на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки»; «Доктор Айболит добрый. Он всех зве­рей вылечил»);

— на самого себя («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);

— на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жад­ный тот, кто конфет не дает. Сам все ест»; «Жадный тот, кто жадничает. На­пример, говорит: "Я тебе недам шоколадки кусочек, жвачки"»);

— на конкретное действие («Жадный тот, кто не дает попить»);

— на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека»; «Жадный... он плохой...»);

— на недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»).

Анализируют ошибки в представлениях детей о качествах, например:

— объяснение одного качества через другое («Справедливым можно на­звать смелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»);

— название действий, не связанных с данным качеством («Илюша сме­лый. Всегда делает, что надо. У него дома "Лего", поэтому он всегда делает, что хочет. Потому он и смелый»; «Добрый тот, кто рисует хорошо, зайцев хорошо рисует»; «Скромный, он все разбивает, все из рук летит»);

— неправильная нравственная оценка качества («Скромный — это плохой»).

Данные соотносят с примерным содержанием представлений о нрав­ственно-волевых качествах:

3- 4 года. Складываются элементарные представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к гру­бости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.

4- 5 лет. Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.

5— 6 лет. Развиваются обобщенные представления о правдивости, спра­ведливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивос­ти, заботливости на конкретных примерах («Правдивый — тот, кто не берет чужих вещей»).

6— 7 лет. Продолжают развиваться обобщенные представления о добро­те, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отно­шение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делают вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: