Понятие и основные черты АПД

Для внутреннего пользования

Разработчик:

Зав. каф. государственно-правовых дисциплин

юридического факультета ВятГГУ

канд. юрид. наук

Домрачев Дмитрий Гарриевич

Конспект лекций

по курсу

«Административное право»

ТЕМА 1

Понятие и содержание административно-публичной деятельности

В современной научной и учебной литературе по административному праву в качестве основных, базовых категорий, характеризующих предмет данной отрасли права, рассматриваются две категории: «государственное управление» и «исполнительная власть». Именно в рамках этих двух категорий определяется предмет административно-правового регулирования

вся государственно-властная деятельность, обозначаемая в науке административного права единым термином «государственное управление», на самом деле состоит из двух взаимосвязанных, но принципиально отличающихся друг от друга видов деятельности: регулятивной и охранительно-защитной.

в целях обособления рассматриваемых видов государственной деятельности от законодательной и судебной деятельности, представляется целесообразным объединить их одним общим рамочным понятием «административно-публичная деятельность». В рамках этого общего понятия можно выделять виды и подвиды административно-публич­ной деятельности.

понятие и основные черты АПД

Административная деятельность является одним из видов властно-публичной деятельности в государстве

В настоящее время вся властно-публичная деятельность в государстве по упорядочению общественных отношений, их охране и защите в зависимости от целей и форм ее осуществления, вида органов, осуществляющих эту деятельность, методов (способов) воздействия на эти отношения может быть подразделена на следующие виды:

1) законодательная;

2) местная представительно- нормотворческая;

3) судебная;

4) досудебная уголовно-процессуальная;

5) оперативно-розыскная

6) уголовно-исполнительная

7) административная.

(властно-публичного регулирования, охраны и защиты отношений, возникающих в сфере внутренней организации и функционирования публичной административной власти и в сфере внешнего взаимодействия ее с обществом)

Таким образом, к административной деятельности можно отнести всю властно-публичную деятельность в государстве за исключением перечисленных выше видов такой деятельности.

Далее административная деятельность как один из видов властно-публичной деятельности в целях отграничения ее от административной деятельности, осуществляемой не субъектами публичной власти, в частности органами управления предприятий, общественных объединений, иных частных организаций, будет именоваться нами административно-публичной.

С нашей точки зрения, административно-публичная деятельность характеризуется следующими основными чертами.

1. Административно-публичная деятельность – это деятельность, осуществляемая от имени государства или муниципальных образований.

2. Административно-публичная деятельность – это подзаконная деятельность

3. Административно-публичная деятельность осуществляется органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами управления, образуемыми внутри государственных органов, государственными должностными лицами, органами и должностными лицами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и их органами управления (административными органами)

4. Административно-публичная деятельность – это властная деятельность, в ходе которой реализуются властно-публичные полномочия административных органов.

5. По своему содержанию административно-публичная деятельность включает в себя два основных вида властной деятельности: административно-регулятивную и административно-охранительную

6. Административно-публичная деятельность осуществляется посредст­вом использования административными органами специальных административно-правовых методов воздействия на общественные отношения, реализуемых в специальных административно-правовых формах.

7. Целями осуществления административно-публичной деятельности являются:

а) позитивное регулирование отношений, возникающих в сфере внутренней организации и функционирования публичной административной власти и в сфере внешнего взаимодействия ее с обществом, посредством установления и обеспечения реализации соответствующих прав и обязанностей субъектов в указанных сферах (права на образование, на управление транспортным средством, на приобретение оружия, обязанности нести военную службу, регистрироваться по месту жительства и т.п.);

б) поддержание и охрана на территории государства публичного правопорядка, то есть порядка публичного общения, взаимодействия физических и (или) юридических лиц (в общественных местах, в процессе дорожного движения и т.п.);

в) обеспечение необходимого режима безопасности, то есть состояния защищенности государства, общества, отдельных физических и юридических лиц от внутренних и внешних угроз их жизненно важным интересам (пожарной, санитарной, экологической и других видов безопасности).

8. Административно-публичная деятельность и возникающие в процессе ее осуществления, а также в связи с ее осуществлением общественные отношения регулируются нормами административного права.

Понятие «административно-публичная деятельность» не следует отождествлять и с понятием «государственное управ­ление».

государственное управление – это лишь одна из составных частей административно-публичной деятельности

1.2. Правовые принципы осуществления административно-публич ­ ной деятельности

Административно-публичная деятельность должна осуществляться на основе неких общих правовых начал, называемых в юридической науке правовыми принципами.

общеправовые принципы:

1. Принцип верховенства прав и свобод человека в деятельности административных органов;

2. Принцип верховенства Конституции РФ над законами РФ и законов РФ над подзаконными нормативными правовыми актами;

3. Принцип верховенства подзаконных нормативных правовых актов,

4. Принцип разделения властей (видов государственной деятельности),

5. Принцип гласности (открытости)

специально-правовые принципы:

1. Принцип подзаконности и компетентности административно-публичной деятельности.

2. 2. Принцип централизации административно-публичной деятельности.

3. 3. Принцип разграничения компетенции между административными органами.

4. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности в административно-публичной деятельности.

5. Принцип недопустимости совмещения административно-публичной и предпринимательской деятельности.

6. Принцип обоснованности властного вмешательства административных органов в предпринимательскую, социально-культурную и иную деятельность физических лиц и организаций.

7. Принцип возложения бремени доказывания законности совершенных административными органами действий (бездействия), изданных (принятиях) ими правовых актов на сами эти органы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: