Для внутреннего пользования
Разработчик:
Зав. каф. государственно-правовых дисциплин
юридического факультета ВятГГУ
канд. юрид. наук
Домрачев Дмитрий Гарриевич
Конспект лекций
по курсу
«Административное право»
ТЕМА 1
Понятие и содержание административно-публичной деятельности
В современной научной и учебной литературе по административному праву в качестве основных, базовых категорий, характеризующих предмет данной отрасли права, рассматриваются две категории: «государственное управление» и «исполнительная власть». Именно в рамках этих двух категорий определяется предмет административно-правового регулирования
вся государственно-властная деятельность, обозначаемая в науке административного права единым термином «государственное управление», на самом деле состоит из двух взаимосвязанных, но принципиально отличающихся друг от друга видов деятельности: регулятивной и охранительно-защитной.
в целях обособления рассматриваемых видов государственной деятельности от законодательной и судебной деятельности, представляется целесообразным объединить их одним общим рамочным понятием «административно-публичная деятельность». В рамках этого общего понятия можно выделять виды и подвиды административно-публичной деятельности.
|
|
понятие и основные черты АПД
Административная деятельность является одним из видов властно-публичной деятельности в государстве
В настоящее время вся властно-публичная деятельность в государстве по упорядочению общественных отношений, их охране и защите в зависимости от целей и форм ее осуществления, вида органов, осуществляющих эту деятельность, методов (способов) воздействия на эти отношения может быть подразделена на следующие виды:
1) законодательная;
2) местная представительно- нормотворческая;
3) судебная;
4) досудебная уголовно-процессуальная;
5) оперативно-розыскная
6) уголовно-исполнительная
7) административная.
(властно-публичного регулирования, охраны и защиты отношений, возникающих в сфере внутренней организации и функционирования публичной административной власти и в сфере внешнего взаимодействия ее с обществом)
Таким образом, к административной деятельности можно отнести всю властно-публичную деятельность в государстве за исключением перечисленных выше видов такой деятельности.
Далее административная деятельность как один из видов властно-публичной деятельности в целях отграничения ее от административной деятельности, осуществляемой не субъектами публичной власти, в частности органами управления предприятий, общественных объединений, иных частных организаций, будет именоваться нами административно-публичной.
|
|
С нашей точки зрения, административно-публичная деятельность характеризуется следующими основными чертами.
1. Административно-публичная деятельность – это деятельность, осуществляемая от имени государства или муниципальных образований.
2. Административно-публичная деятельность – это подзаконная деятельность
3. Административно-публичная деятельность осуществляется органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами управления, образуемыми внутри государственных органов, государственными должностными лицами, органами и должностными лицами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и их органами управления (административными органами)
4. Административно-публичная деятельность – это властная деятельность, в ходе которой реализуются властно-публичные полномочия административных органов.
5. По своему содержанию административно-публичная деятельность включает в себя два основных вида властной деятельности: административно-регулятивную и административно-охранительную
6. Административно-публичная деятельность осуществляется посредством использования административными органами специальных административно-правовых методов воздействия на общественные отношения, реализуемых в специальных административно-правовых формах.
7. Целями осуществления административно-публичной деятельности являются:
а) позитивное регулирование отношений, возникающих в сфере внутренней организации и функционирования публичной административной власти и в сфере внешнего взаимодействия ее с обществом, посредством установления и обеспечения реализации соответствующих прав и обязанностей субъектов в указанных сферах (права на образование, на управление транспортным средством, на приобретение оружия, обязанности нести военную службу, регистрироваться по месту жительства и т.п.);
б) поддержание и охрана на территории государства публичного правопорядка, то есть порядка публичного общения, взаимодействия физических и (или) юридических лиц (в общественных местах, в процессе дорожного движения и т.п.);
в) обеспечение необходимого режима безопасности, то есть состояния защищенности государства, общества, отдельных физических и юридических лиц от внутренних и внешних угроз их жизненно важным интересам (пожарной, санитарной, экологической и других видов безопасности).
8. Административно-публичная деятельность и возникающие в процессе ее осуществления, а также в связи с ее осуществлением общественные отношения регулируются нормами административного права.
Понятие «административно-публичная деятельность» не следует отождествлять и с понятием «государственное управление».
государственное управление – это лишь одна из составных частей административно-публичной деятельности
1.2. Правовые принципы осуществления административно-публич ной деятельности
Административно-публичная деятельность должна осуществляться на основе неких общих правовых начал, называемых в юридической науке правовыми принципами.
общеправовые принципы:
1. Принцип верховенства прав и свобод человека в деятельности административных органов;
2. Принцип верховенства Конституции РФ над законами РФ и законов РФ над подзаконными нормативными правовыми актами;
3. Принцип верховенства подзаконных нормативных правовых актов,
4. Принцип разделения властей (видов государственной деятельности),
5. Принцип гласности (открытости)
специально-правовые принципы:
1. Принцип подзаконности и компетентности административно-публичной деятельности.
|
|
2. 2. Принцип централизации административно-публичной деятельности.
3. 3. Принцип разграничения компетенции между административными органами.
4. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности в административно-публичной деятельности.
5. Принцип недопустимости совмещения административно-публичной и предпринимательской деятельности.
6. Принцип обоснованности властного вмешательства административных органов в предпринимательскую, социально-культурную и иную деятельность физических лиц и организаций.
7. Принцип возложения бремени доказывания законности совершенных административными органами действий (бездействия), изданных (принятиях) ими правовых актов на сами эти органы.