Многоаспектность категории «качество»

В современной теории и практике уп­равления качеством выделяют следующее понимание сущности этой категории: субстратное, предметное, системное, функциональное, интегральное.

Субстратное понимание качества характерно для древних культур и сводится к осознанию основных природных стихий: огня, воды, зем­ли, воздуха. Данный этап характеризовался отсутствием сложных из­делий, примитивным представлением об устройстве мира и физиче­ских законах природы.

Предметное понимание появилось под влиянием производственной деятельности человека. На этом этапе было признано, что каждый

предмет обладает специфическими свойствами, которые могут под­вергаться изменениям.

Системное понимание качества появилось в связи с тем, что объек­тами научного исследования и практической деятельности стали раз­личные системы. Наука пришла к пониманию того, что практически любой объект материального и нематериального мира представляет собой систему, поэтому качество каждого объекта формируется в резуль­тате взаимодействия его многообразных свойств и, таким образом, тоже является системной категорией.

Функциональное осознание обусловлено тем, что качество определенных результатов хозяйственной деятельности человека (прежде всего продукции) стало отождествляться с выполнением им определенных функций в соответствии со своим назначением.

Интегральное понимание связано с осознанием качества как много­аспектной социально-экономической категории, распространяющейся на все сферы жизнедеятельности человека. Интегральное понимание качества нашло воплощение в содержании категории «качество жизни».

Каждому этапу понимания сущности категории «качество» соответствуют различные определения данного понятия, однако первым исследователем принято считать греческого философа Аристотеля.

Качество фактически рассматривалось им в следующих значениях:

Ø как видовое отличие сущности;

Ø характеристика состояний сущности;

Ø свойство вещи.

В первом значении качество есть то, благодаря чему предмет назы-иается таким-то. В работе «Метафизика» Аристотель отмечает, что «ка­чеством, с одной стороны, называется видовое отличие сущности, как, например, человек есть некоторое качественно определенное животное двуногое, а конь — четвероногое; и круг — некоторая качественно оп­ределенная фигура без углов».

Определенный вклад в познание категории «качество» внесли и представители диалектического материализма. Ф. Энгельсу принад­лежит мысль о том, что в природе и обществе существуют не качества, а вещи и явления, обладающие качествами, и при том бесконечно мно­гими качествами. Качество внутренне присуще предмету и не существует вне его. Марксистская диалектика рассматривала каче­ственную определенность предметов и явлений с точки зрения обще­ственной практики, с учетом возможности их познания и использова­ния обществом. Общественно полезным мог считаться лишь тот продукт, который, обладая определенными потребительскими свой­ствами, удовлетворяет какую-либо общественную потребность.

«Предлагаемый продукт, — писал К. Маркс, указывая на этот су­щественный момент, — полезен не сам по себе. Его полезность устамавливается потребителем». И только в потреблении продукт становится продуктом. «Платье, — отмечал К. Маркс, — становится действительно платьем лишь тогда, когда его носят; дом, в котором не живут, фактически не является действительным домом».

И.А. Ильин увязал в одно целое проблемы качества и дальнейшую судьбу России. Предпосылками успешного развития страны, по его мне­нию, являются природная даровитость и духовная гениальность народа, населяющего нашу необъятную и богатую природными ресурсами Ро­дину [2, с. 25—26]. «Русскому народу есть только один исход и одно спа­сение — возвращение к качеству и его культуре, ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изнашиваются до конца... Верим и знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового расцвета и величия. Но возродится она и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве!».

Все многообразие существующих современных трактовок катего­рии «качество» можно объединить в шесть групп.

1. Качество как абсолютная оценка. В этом распространенном значе­нии качество -~ синоним превосходства. В 1931 г. У. Шухарт определял качество как добротность, совершенство товара. Качество товара пред­ставляет собой абсолютный, признаваемый всеми признак бескомпро­миссного соответствия стандартам. Согласно этому подходу качество нельзя измерить — оно является принадлежностью товара. Часто бла­годаря усилиям рекламы создается впечатление, что некоторые товары обладают абсолютным качеством, например автомобили марки «Мер­седес». Однако совершенство — категория абстрактная и субъективная, его восприятие людьми может значительно различаться. Поэтому это определение качества не может быть положено в основу оценки или из­мерения свойств продукции или услуг.

2. Качество как свойство продукции. В этом значении качество слу­жит производной от какого-либо измеримого количественного парамет­ра продукта. Чем больше параметр, тем выше качество. Например, счи­тается, что чем больше у двигателя цилиндров, тем выше его мощность, а значит, и качество. Однако подобное определение слишком узкое, так как оно не отражает полезность продукции для потребителя.

3. Качество как соответствие назначению. Согласно данной трактов­ке качество представляет собой способность продукта или услуги вы­полнять свои функции. Американский ученый Дж. Джуран определял качество изделия или услуги как пригодность для использования. Од­нако недостаток данного подхода может быть продемонстрирован сле­дующим примером. Крупная американская компания по производству бытовой техники заключила контракт на поставку в Японию холодиль­ников, которые пользовались в США спросом и считались техникой вы­сокого качества. Однако в Японии эта компания потерпела полное фи­аско, так как холодильники были слишком громоздкими для маленьких японских квартир — они просто не проходили в дверь. Таким образом, продукт, на 100 % выполнивший все необходимые функции «дома», ока­зался негодным для японского потребителя.

4. Качество как соответствие стоимости. В этом случае качество определяется как соотношение полезности и цены продукта. Дж. Хар­рингтон определял качество как удовлетворение ожиданий потреби­теля за цену, которую он себе может позволить, когда у него возникает потребность. С этой точки зрения качественным является продукт, который по своим полезным свойствам соответствует продуктам кон­курентов, но продается дешевле либо превосходит по своим характе­ристикам аналогичные товары при равной цене. Такой подход ставит перед производителями цель поиска баланса между совершенствова­нием потребительских свойств продукции и снижением издержек по ее производству и реализации.

5. Качество как соответствие стандартам. В рамках данного про­изводственного подхода качество определяется как соответствие тех­ническим стандартам и условиям, включающим целевые и допусти­мые значения тех или иных параметров продукции или услуг. Например, точным прибытием самолета будет считаться прибытие в пределах 15 минут от времени, установленного в расписании, т.е. це­левым значением является время, установленное в расписании, а до­пустимым — 15 минут в ту или иную сторону. В то же время техничес­кие стандарты и условия бессмысленны, если они не соответствуют требованиям потребителей.

6. Качество как степень удовлетворения запросов потребителей. Определение категории «качество» с помощью таких понятий, как ожидания и запросы потребителей, является закономерным подходом. С начала XX в. стало складываться так называемое «общество потреб­ления», которое окончательно сформировалось к середине столетия. Главной фигурой такого общества является потребитель. Его требова­ния (если они социально безопасны) защищаются государством и об­ществом.

Стратегия качества – новые подходы и возможности

Стратегия в области качества, как правило, требует последовательного рассмотрения следующих аспектов:

- безопасность;

- бездефектность;

- потребности и ожидания всех заинтересованных сторон.

Для того, чтобы удовлетворять потребности человека, изделие должно иметь определенные свойства, а степень соответствия между свойствами изделия и удовлетворяемыми с его помощью потребностями определяет качество изделия. В настоящее время мерой качества изделий служит степень удовлетворенности потребителя изделием, определяемая соотношение стоимости и ценности (потребительной стоимости) изделия:

{Качество} = {Удовлетворенность потребителя} = {Ценность} / {Cтоимость} Эти соотношения для производителя и потребителя изделий приведены на Рис.3.


Рис.3. Качество продукции с точки зрения производителя и потребителя

У. Э. Деминг на вопрос, что такое качество, отвечал, что «качество можно определить, только пользуясь системой оценок того человека, который пользуется товаром, кто судит о качестве»

Для производителя вся продукция, не содержащая дефектов, которые препятствовали бы продаже этой продукции, имеет ценность.

Для потребителя же ценность имеют только те свойства продукции, которые соответствуют его ожиданиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: