Землеустройство.
Целью «Стратегии инновационного развития АПК Республики Башкортостан на период до 2020 года» является «обеспечение продовольственной безопасности Республики за счет производства продуктов питания собственного производства в доступном ценовом диапазоне». Новая Стратегия развития АПК на перспективу определена исходя из количества населения и его потребности в продуктах питания с учетом потребностей животноводства, перерабатывающей промышленности и межрегиональных рыночных связей (табл. 7).
Таблица 7
Расчет потребности в продуктах питания населения Республики Башкортостан на душу населения, кг./год [33,35]
Виды продуктов | Минимальная потребительская корзина | Рациональные нормы питания | Достигнутый уровень на 2009 г | |
Производства | Потребления | |||
Мясо, продукты, всего | 156,1 | 304,9 | 258,6 | 305,0 |
В т.ч. говядина | 68,3 | 101,7 | 164,3 | 161,0 |
Баранина | 8,9 | 16,3 | 7,5 | 10,2 |
Свинина | 30,9 | 56,9 | 30,2 | 59,8 |
Конина | 2,4 | 8,1 | 6,9 | 2,9 |
Мясо птицы | 45,5 | 122,0 | 49,7 | 71,2 |
Молоко | 853,9 | 1382,4 | 2461,8 | 1496,3 |
Яйца, млн. шт. | 813,2 | 1057,2 | 1289,0 | 1191,3 |
Сахар | 90,3 | 113,8 | 132,6 | 158,6 |
Масло растительное | 61,0 | 48,8 | 50,4 | 48,0 |
Картофель | 386,3 | 406,6 | 1400,4 | 638,4 |
Овощи и бахчевые | 439,1 | 569,2 | 385,2 | 345,6 |
Хлебопродукты | 556,2 | 426,9 | 500,1 | 500,1 |
Годовая потребность населения к расчетному 2020 г составляет: хлебопродуктов – 426,9 тыс. т, картофеля – 406,6 тыс. т, овощей и бахчевых – 569,2 тыс. т, масла растительного – 48,8 тыс. т, сахара – 113,8 тыс. т, мясопродуктов всего 304,9 тыс. т. (в т.ч. говядины – 101,7 тыс. т, свинины – 56,9 тыс. т, баранины – 16,3 тыс. т, конины – 8,1 тыс. т, мяса птицы – 122тыс.т), молока – 1382,4 тыс. т, яиц – 1057,2 млн. шт.
Исходя из необходимого объема производства продуктов питания населения, перерабатывающей промышленности в сырье, внутрихозяйственных потребностей и объемов реализации определена структура посевных площадей и планируемая урожайность намеченных к возделыванию культур. Для достижения планируемой урожайности сельскохозяйственных культур и объемов их производства, необходимо установить оптимальный состав и соотношение угодий, ввести и освоить севооборот и внедрить адаптивные системы земледелия.
Организационной основой решения этих задач являются проекты внутрихозяйственного землеустройства с комплексом мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от деградации и повышению их продуктивности и системой севооборотов. В 1984-1986 гг по всем колхозам и совхозам были составлены проекты внутрихозяйственного землеустройства и научно обоснованные системы земледелия на расчетный 1990 г. Модель разработанных в те годы проектов внутрихозяйственного землеустройства и систем земледелия колхозов и совхозов приведена на рисунке 13. Но в процессе реформирования сельхозпредприятий и перераспределения их земель в 1991-1992 гг была нарушена не только организация территории и система земледелия, но и реформированы сами землепользования. В границах прежних землепользований возникло много новых с различным правовым режимом: КФХ, ЛПХ, АКХ, АО, СПК, земли сельских поселений, фонды перераспределения земель и т.д. Это значительно усложнило работу по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения в целом. Но нормативно-правовая и научно-методическая основа землеустройства новых форм хозяйствующих на земле субъектов пока не разработана.
Закон «О землеустройстве» (2001г) к видам землеустроительной документации относит:
- материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель и инвентаризации земель;
- генеральная схема землеустройства территории РФ, схемы землеустройства территории субъектов РФ, муниципальных образований и схемы использования и охраны земель;
- карты (планы) объектов землеустройства;
- проекты внутрихозяйственного землеустройства;
- проекты по видам улучшения сельскохозяйственных угодий и освоения новых земель;
- тематические планы и атласы состояния и использования земель.
В то же время в этом законе не определено, на кого возлагается исполнение работ по землеустройству, источники их формирования и т.п. Повышение эффективности использования земель невозможно без создания и совершенствования системы землеустройства, как звена государственного управления земельными ресурсами. Поэтому имеется настоятельная необходимость восстановления системы государственного управления земельными ресурсами и землеустройством. Отсутствие государственной поддержки финансирования землеустройства сдерживает его организующую роль.
Для организации рационального использования и охраны земель необходимой основой являются доброкачественные планово-картографические, почвенные, геоботанические и другие материалы, характеризующие состояние и использование земель. Доброкачественными считаются планы и карты съёмки не более 10-летней давности. В Республике такие материалы имеются по 7 из 54-районов на площади 873,7 тыс. га. По 38 районам на площади 5725,3 тыс. га такие материалы изготовлены до начала реформы и поэтому в значительной мере утратили свою информативность.
В 1994 г. по планшетам аэрофотосъёмки в масштабе 1:25000 были вычислены общие площади всех районов и городов Республики и было установлено, что при совпадении вычисленной площади с данными государственного учёта земель в целом по Республике, расхождения общей площади отдельных городов и районов по учету и вычислениям колебались в пределах от ± 4 га до ±4816 га. При введении многообразия форм права на землю и формировании государственного кадастра объектов недвижимости это имеет большое социальное значение.
За годы реформы с помощью аэрофотосъемки планово-картографические материалы обновлены по 8 муниципальным районам (Аскинский, Балтачевский, Благовещенский, Калтасинский, Кармаскалинский, Краснокамский, Стерлитамакский и Татышлинский) на площади 1486,2 тыс. га. По ним вычислены площади земельных угодий и создана база цифровых кадастровых карт. В 2007-2009 гг. проведена аэрофотосъёмка всей межселенной территории, а в 2008-2010 гг территории населенных пунктов Республики. Изготовлены ортофотопланы межселенной территории в масштабах 1:10000 и 1:25000, а по населенным пунктам 48 районов в масштабе 1:2000.
Республика с 2008 г ведет работу по созданию цифровой картографической основы и включена в пилотный проект по созданию региональной модели инфраструктуры пространственных данных. Постановлением Правительства РБ от 17.03.2009 г №92 утверждена комиссия для координации работ по созданию цифровой картографической основы. Ведутся работы по закладке и сгущению пунктов опорной межевой сети (ОМС) для введения местной системы координат (МСК-02). На этой основе предстоит изготовить планово-картографические материалы и по ним вычислить площади земельных участков по землепользованиям и землевладениям, видам угодий и их правовому режиму.
В Республике в течение 1996-2003 гг была проведена инвентаризация земель всех населенных пунктов, в процессе которой были определены площади неиспользуемых, неэффективно используемых и используемых не по целевому назначению земель. Имеется настоятельная необходимость в корректировке этих материалов и проведении инвентаризации всех земель сельскохозяйственного назначения после их перераспределения и приватизации.
Материалы почвенного обследования сохраняют информативную ценность в течение 10-15 лет. Полевое почвенное обследование земель сельскохозяйственного назначения в 48 районах проведено до реформы, т.е. более 20 лет тому назад, а по 6 районам более 30-лет. За этот период утрачена не только информативность этих материалов, но частично и сами материалы (Табл. 8).
Таблица 8