Задачи и способы совершенствования механизма управления землями сельскохозяйственного назначения

Землеустройство.

Целью «Стратегии инновационного развития АПК Республики Башкортостан на период до 2020 года» является «обеспечение продовольственной безопасности Республики за счет производства продуктов питания собственного производства в доступном ценовом диапазоне». Новая Стратегия развития АПК на перспективу определена исходя из количества населения и его потребности в продуктах питания с учетом потребностей животноводства, перерабатывающей промышленности и межрегиональных рыночных связей (табл. 7).

Таблица 7

Расчет потребности в продуктах питания населения Республики Башкортостан на душу населения, кг./год [33,35]

Виды продуктов Минимальная потребительская корзина Рациональные нормы питания Достигнутый уровень на 2009 г
Производства Потребления
Мясо, продукты, всего 156,1 304,9 258,6 305,0
В т.ч. говядина 68,3 101,7 164,3 161,0
Баранина 8,9 16,3 7,5 10,2
Свинина 30,9 56,9 30,2 59,8
Конина 2,4 8,1 6,9 2,9
Мясо птицы 45,5 122,0 49,7 71,2
Молоко 853,9 1382,4 2461,8 1496,3
Яйца, млн. шт. 813,2 1057,2 1289,0 1191,3
Сахар 90,3 113,8 132,6 158,6
Масло растительное 61,0 48,8 50,4 48,0
Картофель 386,3 406,6 1400,4 638,4
Овощи и бахчевые 439,1 569,2 385,2 345,6
Хлебопродукты 556,2 426,9 500,1 500,1

Годовая потребность населения к расчетному 2020 г составляет: хлебопродуктов – 426,9 тыс. т, картофеля – 406,6 тыс. т, овощей и бахчевых – 569,2 тыс. т, масла растительного – 48,8 тыс. т, сахара – 113,8 тыс. т, мясопродуктов всего 304,9 тыс. т. (в т.ч. говядины – 101,7 тыс. т, свинины – 56,9 тыс. т, баранины – 16,3 тыс. т, конины – 8,1 тыс. т, мяса птицы – 122тыс.т), молока – 1382,4 тыс. т, яиц – 1057,2 млн. шт.

Исходя из необходимого объема производства продуктов питания населения, перерабатывающей промышленности в сырье, внутрихозяйственных потребностей и объемов реализации определена структура посевных площадей и планируемая урожайность намеченных к возделыванию культур. Для достижения планируемой урожайности сельскохозяйственных культур и объемов их производства, необходимо установить оптимальный состав и соотношение угодий, ввести и освоить севооборот и внедрить адаптивные системы земледелия.

Организационной основой решения этих задач являются проекты внутрихозяйственного землеустройства с комплексом мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от деградации и повышению их продуктивности и системой севооборотов. В 1984-1986 гг по всем колхозам и совхозам были составлены проекты внутрихозяйственного землеустройства и научно обоснованные системы земледелия на расчетный 1990 г. Модель разработанных в те годы проектов внутрихозяйственного землеустройства и систем земледелия колхозов и совхозов приведена на рисунке 13. Но в процессе реформирования сельхозпредприятий и перераспределения их земель в 1991-1992 гг была нарушена не только организация территории и система земледелия, но и реформированы сами землепользования. В границах прежних землепользований возникло много новых с различным правовым режимом: КФХ, ЛПХ, АКХ, АО, СПК, земли сельских поселений, фонды перераспределения земель и т.д. Это значительно усложнило работу по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения в целом. Но нормативно-правовая и научно-методическая основа землеустройства новых форм хозяйствующих на земле субъектов пока не разработана.

Закон «О землеустройстве» (2001г) к видам землеустроительной документации относит:

- материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель и инвентаризации земель;

- генеральная схема землеустройства территории РФ, схемы землеустройства территории субъектов РФ, муниципальных образований и схемы использования и охраны земель;

- карты (планы) объектов землеустройства;


- проекты внутрихозяйственного землеустройства;

- проекты по видам улучшения сельскохозяйственных угодий и освоения новых земель;

- тематические планы и атласы состояния и использования земель.

В то же время в этом законе не определено, на кого возлагается исполнение работ по землеустройству, источники их формирования и т.п. Повышение эффективности использования земель невозможно без создания и совершенствования системы землеустройства, как звена государственного управления земельными ресурсами. Поэтому имеется настоятельная необходимость восстановления системы государственного управления земельными ресурсами и землеустройством. Отсутствие государственной поддержки финансирования землеустройства сдерживает его организующую роль.

Для организации рационального использования и охраны земель необходимой основой являются доброкачественные планово-картографические, почвенные, геоботанические и другие материалы, характеризующие состояние и использование земель. Доброкачественными считаются планы и карты съёмки не более 10-летней давности. В Республике такие материалы имеются по 7 из 54-районов на площади 873,7 тыс. га. По 38 районам на площади 5725,3 тыс. га такие материалы изготовлены до начала реформы и поэтому в значительной мере утратили свою информативность.

В 1994 г. по планшетам аэрофотосъёмки в масштабе 1:25000 были вычислены общие площади всех районов и городов Республики и было установлено, что при совпадении вычисленной площади с данными государственного учёта земель в целом по Республике, расхождения общей площади отдельных городов и районов по учету и вычислениям колебались в пределах от ± 4 га до ±4816 га. При введении многообразия форм права на землю и формировании государственного кадастра объектов недвижимости это имеет большое социальное значение.

За годы реформы с помощью аэрофотосъемки планово-картографические материалы обновлены по 8 муниципальным районам (Аскинский, Балтачевский, Благовещенский, Калтасинский, Кармаскалинский, Краснокамский, Стерлитамакский и Татышлинский) на площади 1486,2 тыс. га. По ним вычислены площади земельных угодий и создана база цифровых кадастровых карт. В 2007-2009 гг. проведена аэрофотосъёмка всей межселенной территории, а в 2008-2010 гг территории населенных пунктов Республики. Изготовлены ортофотопланы межселенной территории в масштабах 1:10000 и 1:25000, а по населенным пунктам 48 районов в масштабе 1:2000.

Республика с 2008 г ведет работу по созданию цифровой картографической основы и включена в пилотный проект по созданию региональной модели инфраструктуры пространственных данных. Постановлением Правительства РБ от 17.03.2009 г №92 утверждена комиссия для координации работ по созданию цифровой картографической основы. Ведутся работы по закладке и сгущению пунктов опорной межевой сети (ОМС) для введения местной системы координат (МСК-02). На этой основе предстоит изготовить планово-картографические материалы и по ним вычислить площади земельных участков по землепользованиям и землевладениям, видам угодий и их правовому режиму.

В Республике в течение 1996-2003 гг была проведена инвентаризация земель всех населенных пунктов, в процессе которой были определены площади неиспользуемых, неэффективно используемых и используемых не по целевому назначению земель. Имеется настоятельная необходимость в корректировке этих материалов и проведении инвентаризации всех земель сельскохозяйственного назначения после их перераспределения и приватизации.

Материалы почвенного обследования сохраняют информативную ценность в течение 10-15 лет. Полевое почвенное обследование земель сельскохозяйственного назначения в 48 районах проведено до реформы, т.е. более 20 лет тому назад, а по 6 районам более 30-лет. За этот период утрачена не только информативность этих материалов, но частично и сами материалы (Табл. 8).

Таблица 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: