Общие сведения о металлических мостах
Металл является наиболее совершенным из материалов, применяемых для строительных конструкций. В городских мостах металл используют для пролетных строений. Опоры же металлических мостов в большинстве случаев делают из бетона или камня. В особенно высоких мостах и виадуках, а также в путепроводах и эстакадах металлическими иногда делают и надземные (или надводные) части опор.
Преобладающее большинство металлических мостов выполняют из строительной углеродистой стали. Для большепролетных сооружений, а также конструкций, требующих наименьшего веса (например, разводные пролеты мостов), применяют сталь повышенного качества. Известны случаи применения легких дуралюминиевых сплавов.
Благодаря высокой прочности современных строительных сталей металлические мосты могут перекрывать пролеты, далеко превосходящие пролеты мостов из других материалов. Крупнейшие современные металлические мосты достигают пролетов до 1000 м и более.
|
|
Существенное преимущество металлических мостов заключается в возможности применения индустриальных методов их изготовления и сборки.
Большой недостаток металла - его ржавление (коррозия) от действия влаги, сернистых газов и других вредных воздействий - требует защиты поверхностей металлических мостов стойкими красками, а также тщательного надзора за состоянием металла в эксплуатации. Благодаря своим положительным качествам, особенно существенным при перекрытии больших пролетов, металлические мосты широко применяются в городах для пересечения больших рек; металлическими часто делают и путепроводы.
Металл как строительный материал для мостов применяется давно. Известно, что в глубокой древности железные мосты строили в Китае и, по-видимому, в Индии.
Появление металлических мостов в Европе относится ко второй половине XVIII в. В то время мосты делали чугунными, балочной и арочной систем.
Из чугунных мостов, построенных в России, необходимо отметить городской мост через р. Неву в Петербурге, возведенный в 1850 г. талантливым русским инженером С. В. Кербедзом (1810…1899 гг.). Этот мост просуществовал 87 лет и был разобран в связи с тем, что перестал удовлетворять возросшим требованиям городского движения.
Крупные городские мосты были построены через р. Днепр в г. Киеве (1853), через рукава р. Великой в г. Острове (1853), мосты с проволочными кабелями были возведены в г. Брест-Литовске через р. Западный Буг (1836), через р. Нарев в Ново-Георгиевске. Широко применялись также арочные и висячие мосты. Крупнейшим металлическим мостом является городской мост в Сан-Франциско через пролив Золотые ворота, построенный в 1937 г пролетом 1280 м.