Социально-корпоративные технологии

Управление хозяйственной деятельностью предприятия в рамках реализации политики социальной ответственности требует разработки особых управленческих технологий – социально-корпоративных. Социально-корпоративные технологии – это своего рода система согласованного взаимодействия работодателей и наемных работников в рамках совместной производственной деятельности, представляющая собой совокупность методов управления экономическим, профессиональным и общественным поведением участников корпоративных объединений, направленных на достижение совместных общественно значимых целей.

Управление социально-корпоративными технологиями включает в себя и экономические, и социальные программы предприятия, которые необходимо использовать в процессе реализации политики социальной ответственности.

Разработка внутрифирменного механизма мотивации труда:

– создание мотивирующей модели оплаты труда;

– создание обучающей системы для работников предприятия;

– создание системы внутрифирменных источников инвестирования и т.д.

Разработка внутрифирменного механизма мотивации социальной деятельности работников предприятия:

– институциональное оформление корпоративной идеи;

– создание системы поиска и обновления стратегических целей корпорации;

– создание системы «корпоративного гражданства»;

– создание системы «сопричастности к территории» («малая Родина»).

Социально-корпоративные технологии, в отличие от социального партнерства, имеют более прагматическую задачу – поддержание конкурентоспособности предприятия (корпорации). Следовательно, социально-корпоративные технологии помогают выстраивать отношения между работодателем и наемным работником в совершенно ином порядке, нежели социальное партнерство: всем будет хорошо, когда каждому в отдельности человеку будет хорошо.

Обучение сотрудников принципам социальной ответственности бизнеса

Не менее важным этапом внедрения принципов социальной ответственности на предприятии является обучение его сотрудников. Это положение должно прежде всего распространяться на руководителей и начальников служб и отделов, так как именно на них возлагается ответственность за организацию комплекса мероприятий по повышению социальной ответственности, ими разрабатываются корпоративные кодексы и т.д.

Высшее звено может повышать свою квалификацию в вузах страны и обучающих центрах по направлению «Социальная ответственность бизнеса».

На этапе обучения руководителей служб и отделов обучающие программы по формированию политики социальной ответственности должны быть узкопрофессиональными, направленными на деятельность конкретного подразделения предприятий, но они также должны включать блок общих вопросов.

Кроме того, необходимо создать внутрифирменные обучающие программы для персонала. В качестве преподавателей здесь можно задействовать уже прошедших обучение (или обучающихся) ведущих специалистов предприятия.

«Экономика участия»

Это экономическая система, в которой наемные работники участвуют в хозяйственной структуре общества и, по сути, становятся собственниками. Благодаря слиянию работника и собственника в одном лице происходит определенное сближение интересов субъектов корпоративных отношений; у трудового коллектива появляется заинтересованность в результатах труда и в развитии фирмы, что также способствует достижению институциональных целей предприятия, которое становится на путь устойчивого, безопасного и конкурентного развития.

Основные схемы практического участия трудового коллектива в деятельности предприятия делятся на три подгруппы: участие в прибылях, участие в управлении и участие в собственности. Разрешение целого комплекса корпоративных противоречий достигается за счет сочетания форм участия, что приводит к синергетическому эффекту, когда одна система участия усиливает положительный эффект другой системы. Основное сочетание – это совместное применение схем участия в собственности и схем участия в управлении, которое оказывается наиболее результативным. Такая система порождает мощный импульс к производительному труду, обогащает его потоком творческих идей, повышает заинтересованность в развитии фирмы со стороны рабочих и служащих, умножает эффект количественных и качественных показателей. Некоторые экономисты (Дж. Блази, Д. Круз) полагают, что без сочетания участия в управлении и собственности вряд ли возможен рост производительности и прибыльности на предприятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: