Физиологические основы памяти

Если исходить из тезиса теории деятельностного опосредования психических процессов о том, что образование связей между представлениями определяется тем, что с запоминаемым материалом делает субъект, то такое понимание механизмов памяти соответствует положениям физиологической теории И.П.Павлова. Образование условно-рефлекторных связей между имеющимся опытом и новыми впечатлениями является физиологической основой памяти (См. «Общая психология» под ред. А.В.Петровского. - М. - 1970. - С. 261.).

Как известно, открытие И.П.Павловым условного рефлекса явилось предпосылкой создания универсального принципа для обучения человека и животных. Впоследствии установлено, что, например, запоминание - это процесс, в результате которого происходит образование и дальнейшее сохранение временных нервных связей, образующихся в мозгу.

Временные нервные связи, образовавшиеся после тренировки, сохраняются в течение значительного периода времени и даже на протяжении всей жизни человека. Например, в пожилом возрасте люди помнят иностранные слова, заученные в детстве, хотя всю жизнь говорили на другом языке. При извлечении из хранилища памяти часть временных связей не оживляется, а затормаживается, устраняя помехи для образования условного рефлекса. Когда под воздействием предмета и явления оживляется нужная временная связь, происходит узнавание. Подобные примеры приведены в работе Л.И.Куприяновича «Резервы улучшения памяти».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: