Вюрцбургская школа

К началу XX века в университетах мира уже существовали десятки экспериментальных психологических лабораторий. Но существенно новых фактов для науки их работа не давала.

В журнале «Архив общей психологии» были опубликованы работы молодых стажеров профессора О.Кюльпе (1862 - 1915) из баварского города Вюрцбург. Ученик В.Вундта, О.Кюльпе, стал его ассистентом, но возглавив лабораторию в Вюрцбурге выступил против Вундта. В его лаборатории впервые (при изучении порогов чувствительности, времени реакций, ассоциативных экспериментов и т.д.), были использованы изменения в инструкции испытуемому, который должен был не только сказать, например, какой из предметов тяжелее при очередном взвешивании предметов, но и сообщить какие процессы протекали в его сознании перед тем, какое выносил суждение о весе предмета. Отчет испытуемого рассматривался как информация о простейшем элементе сознания. Экспериментаторов интересовали психические образы в виде элементарных качеств ощущений, т.е. эффекты от действий испытуемого, а не сами эти действия (психические акты). Эффекты считались отражением структуры интрапсихической сферы.

В поисках новых детерминант вюрцбургцы вышли за пределы, принятой тогда в экспериментальной психологической модели с двумя переменными: 1) раздражителем, воздействующим на испытуемого; 2) ответной реакции на испытуемого. Они вводят третью особую переменную: это то состояние, в котором находится испытуемый перед восприятием раздражителя. Эксперименты доказали, что во время получения инструкции у испытуемого возникает установка на решение задачи. Перед восприятием раздражителя (например, какого-либо слова, на которое нужно быстро ответить другим словом). Эта установка регулирует ход процесса, но, она не осознается. Чувственные образы в этом процессе на решение задачи не влияют.

Кроме этого положения Вюрцбургская школа стала изучать психологию мышления, вводя новые переменные: установку (мотивационную переменную); задачу (или цель), процесс (т.е. смену поисковых ситуаций), несенсорные компоненты в составе сознания (т.е. умственные, а не чувственные образы). Такая схема противостояла традиционному ассоцианистскому подходу.

Кроме того, Вюрцбургская школа разработала категорию психического действия как акта, имеющего свою детерминацию (мотив, цель), операционно-аффективную динамику и состав.

Представителем Вюрцбургской школы был Нарцисс Ах (ум. 1946 г.). Он реализовал идею О.Кюльпе о том, что испытуемый «преднастроен» на выполнение задачи (установка сознания); внес в лексикон школы термин «сознанность» как несенсорное содержание сознания. Основная работа 1905 г. «О волевой деятельности и мышлении».

К.Бюлер (1879-1963) проработал в Вюрцбургской школе всего два года. Ввел экспериментальную психологическую методику: перед испытуемым ставили проблему, он, не используя хроноскопа, описывал, что происходит в его сознании в процессе решения проблемы.

Отто Зельц (ум.1944?) изучал мышление, экспериментально проанализировал зависимость мышления от структуры решаемой задачи. Зельц ввел понятие «антиципаторной схемы» для изучения роли установки и мыслительной задачи, о возможности предвидеть результат уже в начале мыслительной деятельности.

Следует отметить, что после Вюрцбургской школы мышление в науке изучали вне ее традиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: