Взаимодействие субъектов как отличительная черта

В категории «социально-культурная деятельность» особо выделим термин «социальное», под которым прежде всего подразумевается чело-век, но не только как конкретный носитель культурных свойств этой дея- тельности, но и как субъект активного взаимодействия с окружающей средой. Отметим множество участников такого взаимодействия в лице отдельно взятой личности, нескольких людей, социального института, этнической группы, нации по созданию, сохранению, распространению ! освоению и развитию культурных ценностей, норм и традиций, значимых для государства или субъектов гражданского общества.

Взаимодействие людей служит главным признаком любого социального явления. Под социально-культурным взаимодействием подразумевается процесс взаимного влияния людей и групп на сознание и поведение друг друга, в ходе которого происходит взаимное согласование того или иного действия. Именно благодаря взаимодействию становится воз-


можной совместная социально-культурная деятельность отдельных ин­дивидов, групп, учреждений и организаций. Поэтому определение «куль­турная» деятельность предполагает значимое взаимодействие, обмен в сфере культуры.

Взаимодействие является исходным моментом для понимания сущ­ности социально-культурной деятельности. Имеется в виду взаимодейст­вие индивидов или групп, образующих социально-культурную общность для удовлетворения образовательных, развлекательных, оздоровительных и иных потребностей. Взаимодействие нередко называют принятым в социологии термином «интеракция», но чаще всего оно трактуется обыч­но как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами. Являясь постоянными но­сителями качественно различных видов социально-культурной деятель­ности, эти группы различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Педагогически организованное социально-культурное взаимодейст­вие представляет собой не только межсубъектное сотрудничество, но и взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социально-культурной деятель­ности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее). Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирую­щие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной сторо­ной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, осно­ванное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-психологические) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени. Механизм социального взаимодействия включает: ин­дивидов, совершающих те или иные действия; изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность; обратную реакцию индивидов.

Наглядным примером такого взаимодействия является педагогиче­ская, по сути, социально-культурная анимация. Возникнув во Франции,



Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Раз дел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности


этот особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных людей в сфере досуга быстро завоевал популярность не только у себя на родине, но и за её пределами. Суть и смысл анимации составляет использование различных видов художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми в свободное от работы и других непреходящих дел время. Её по­стоянная цель - предотвращать явления стагнации, отчуждения личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.

Анимация как никакой другой вид педагогической практики красно­речиво отражает креативную, созидательную, одухотворяющую сущ-, ность социально-культурной деятельности. Професссиональные анима торы, подготовкой которых занимаются многочисленные учебные цен­тры, делятся на два типа: координаторы досуговых центров и программ и педагоги, возглавляющие кружки, студии, мастерские. Готовясь к анимационной деятельности, специалисты осваивают разнообразные досуговые технологии, получают необходимую нормативно-правовую, экономическую, психологическую поддержку.

Следует особо подчеркнуть весьма важный аспект культурной дея­тельности как социально значимого взаимодействия множества людей и: групп в сфере культуры. Такое взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изысканий социально-культурной деятельности большое место уделяется созданию в рамках каждого социума достаточно развитого коммуникативного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по статусу и культурным ориентациям социальных, профессиональных, возрастных, этнических, конфессиональных и иных? групп населения.

В этой связи неслучаен рост внимания ученых к расширению инфор- мационного пространства, без которого невозможно органичное развитие социально-культурной сферы. Особую активность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп иj институтов в мировые информационные системы, а также изучение возрастающего влияния такого мощного социально-культурного института, как средства массовой информации. Во многих ситуациях, говоря о сегментации социокультурного пространства региона, мы подразумеваем и ; сегментацию информационного пространства, специализацию средств
информационного воздействия на аудиторию читателей, зрителей и слу­шателей.

Целью такой сегментации в конечном счете является педагогическое обеспечение процесса вхождения человека в социум, в мир культуры как достойного её наследника и продолжателя. Используя в рамках термина «социально-культурная деятельность» понятие «социальная», мы тем са­мым подчеркиваем, что, во-первых, социум, конкретная социальная общ­ность является носителем культуры, а, во-вторых, культура по своей при­роде всегда социальна, всегда представляет собой явление коллективное, общественное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: