Основная
Бадя Л. В., Демина Л. И., Егошина В. Н. и др. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994.
Жуков В. И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития, МГСУ «Союз». М., 1995.
Коржихина Т. П., Сенин А. С. История Российской государственности. М.,1995.
Лобанова Е. Э. Региональные аспекты решения социальных проблем// Российский журнал социальной работы. 1995. № 1.
Ляшенко А. И. Организация и управление социальной работой в России. М.,1995.
Митев Ю. К. Социальные проблемы города и структура управления// Территориальные службы города: теория и практика функционирования. М.,1995.
Нечаев В. Я. Благотворительная деятельность предприятий// Деньги и благотворительность М., 1995. № 4.
Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий.СПб., 1994.
Сорвина А. С. Инновационные идеи истории социальной работы в России и их использование в современных условиях// Проблемы социальной работы в России. М., 1995.
Социальная работа в условиях перехода России к рыночным отношениям: анализ, прогнозы. М., 1995.
|
|
Дополнительная
Серых Н.А. Территориальная социальная служба Орловской области: ее достоинства и недостатки// Российский журнал социальной работы. 1995. № 2.
Семенова Л. Российская благотворительность: воспоминания о прошлом или наказ на будущее?// Социальная работа. 1991.,№ 1.
Краткий историко-понятийный словарь социальной работы [1]
АГАПЕ — (греч.) — любовь к ближнему. В отличие от эроса, страстной любви, А. имела значение деятельной, одаряющей любви; специальный термин, в I в. н.э. обозначает вечернюю трапезу у ранних христиан, во II в. А. — самостоятельный культовый обряд; А. важное понятие в философии Плотина.
АЛЬТРУИЗМ — (франц. altruisme, от лат. alter — другой) — нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, готовность жертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму; данное понятие вводится Контом.
АРХИАТЕР — начальник аптекарского приказа. Приказ состоял из несколько придворных медиков, начальствующий над ними и назывался архиатером. Звание просуществовало до 12 сентября 1763 года, когда была учреждена медицинская коллегия.
БАЛИЧ — обаятель; врач; отравитель; баловати — врачевать, лечить.
БАНЯ — русск. церковнослав., с XI в., («баня пакибытия» — святое крещение, где омываются первородные грехи); др. русск — «мовь», от «мыть», впоследствии употребляется как «мовьница».
БЛАГОТВОРЕНИЕ — благодеяние, доброделание.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ — впервые встречается у Н. Н. Карамзина. Однако активное его использование осуществляется во второй половине XIX столетия, когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты. Под Б. понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи нуждающимся. В XX веке до 90-х годов данное понятия интерпретируется в отечественной научной литературе как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе; сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся.
|
|
БОБЫЛЬ — по мнению Татищева, слово татарского происхождения, означающее неимущий. Бобыли принадлежали к крестьянству, которые не имели пашни. Основное занятие — промыслы, до 1625 г. не платили государственных податей.
БОГАДЕЛЬНИ — образовано от словосочетания «Бога деля», в XIX в. социальные учреждение приказов общественного призрения, предназначенные для убогих, увечных и престарелых всех сословий, не имеющих родственников для их материальной поддержки и обеспечения. В Б. за определенную плату принимались инвалиды, нижние чины сухопутных и морских войск, сыновья нижних почтовых чиновников, не имеющих средств к существованию, солдатки, вдовы, неизлечимо больные, умалишенные, престарелые, калеки.
БОЖЕДОМЬЕ — усыпальница, место погребения неизвестных лиц, погребаемых за счет общества.
БОЖНИЦА — храм, церковь; странноприимница, странноприимный дом. В летописи говорится, что в 1147 г. был убит князь Игорь Ольгович, «повелел Лазарь взяти Игоря и понестии и в церквовь св. Михаила, в новгородскую божницу, и ту положивши и во гробъ».