2.2.1 Параметры системных шин
Системная шина – физическое и логическое понятие.
Сфизической точки зрен ия шина представляет собой набор проводников, передающих электрические сигналы между различными платами с электронными устройствами. Проводники могут быть припаяны к платам, но наиболее распространенный способ – присоединять платы к шине с помощью разъемов, которые смонтированы на шине.
Проводники шины можно разделить на следующие группы:
· линии адреса (адресная шина),
· линии данных (шина данных),
· линии управления (синхронизация, квитирование, прерывание),
· линии питания,
· резервные линии.
Во избежание отражения сигналов на обоих концах шины устанавливаются специальные оконечные цепи с сопротивлением, равным волновому сопротивлению линии. Эти цепи монтируются либо на объединительной панели шины, либо на платах, вставляемых в разъемы на концах шины.
Логическая сущность шины – это ее протокол, который определяет правила обмена и форматы данных, синхронизацию, квитирование.
|
|
Основные параметры, определяющие архитектуру шины:
· механические и электрические параметры (размеры плат, тип разъемов, потребляемая мощность, требования к охлаждению);
· ориентирована ли шина на определенный тип процессора или является независимой;
· разрядность адреса и данных;
· скорость передачи;
· режим передачи (синхронный или асинхронный);
· тактовая частота для синхронных шин;
· количество линий прерывания и процедура обработки прерываний;
· механизм назначения ведущего устройства, то есть устройства, координирующего работу шины (закреплены ли эти функции за одним устройством или могут передаваться).
Синхронные шины работают в соответствии со специальным сигналом синхронизации, который генерируется одной из плат. Период задающего сигнала называется тактом шины. В синхронных шинах все операции должны выполняться в соответствии с точным количеством тактов.
Протокол асинхронной шины предполагает, что очередная операция может начаться только тогда, когда завершена предыдущая. В шинах асинхронного типа отсутствует задающий генератор, а для индикации готовности используется механизм квитирования (handshaking), для которого выделяются специальные линии шин.