Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств в кассе организации, на расчетных и валютных счетах, переводов в пути

Хозяйственные связи - необходимое условие деятельности п/п, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно п/п выступает поставщиком ТМЦ, р или у, а другое - их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.

Учет операций по расчетному счету. На рас.счете сосредотачиваются свободные ден. средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные р и у, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.

С рас. счета производятся почти все платежи п/п: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа п/п - владельца расчетного счета или с его согласия. Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании документов спец. формы, утвержденной им же. Из них наиболее распространенными являются: объявление на взнос наличными, чек, платежное поручение, расчетный чек, платежное требование - поручение.

Предприятие периодически получает от банка выписку из рас.счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других п/п и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные п/п.

На полях проверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 ”Рас.счет”, а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением ден. средств, автоматизации учетных р, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления. Синтетический учет операций по рас.счету бухгалтерия предприятия ведет на счете 51 ”Расч. счет”. Это активный счет, по дебету которого записываются остаток свободных ден. средств п/п на начало месяца, поступления наличных денег из кассы п/п, ден. средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей, подрядчикам за выполненные р, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и пр. кредиторам, а также суммы, выданные п/п наличными в кассу.

Учет операций по валютному счету. Для учета движения средств в иностранной валюте в плане счетов предусмотрен счет 52 ”Валют.счет”. Согласно указаниям по заполнению квартальной БО и п/п рекомендовано открывать к этому счету следующие субсчета: 1 ”Транзитные вал. счета”, 2 ”Текущие вал. счета”, 3 ”Вал. счета за рубежом”. Наименование субсчетов дано во множественном числе потому, что аналит. и синт. учет в разрезе субсчетов организуется по кодам валют. П/п имеют право не только на обязательную, но и на самостоятельную продажу инвалюты через уполномоченные банки. Продажа инвалюты отражается на счете 48 ”Реализация прочих активов”.

Учет кассовых операций и ценных бумаг. Для учета наличия и движения денежных средств в кассе предприятия используется активный счет 50 ”Касса”. Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе п/п на начало месяца; оборот по дебету - суммы, поступившие наличными в кассу, а по кредиту - суммы, выданные наличными. Касс.операции записываются по кредиту счета 50 и отражаются в журнале-ордере №1. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №1.Основанием для заполнения журнала-ордера №1 и в ведомости №1 служат отчеты кассира. Каждому отчету в регистре отводится одна строка независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в журнале-ордере и в ведомости должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов.

Переводы в пути, учитываемые на счете 57 аналогичного названия, чаще всего отражают движение денежных потоков в отечественной или иностранной валюте до момента зачисления их на соответствующие счета в банках. Основанием для записи по данному счету является препроводительная ведомость, выписываемая кассиром в двух экземплярах.

Содержание управленческого анализа и последовательность его проведения. Сметное планирование (бюджетирование) и анализ смет (бюджетов).

Экономический анализ – важнейшая составляющая экономических наук, в решающей мере определяющая достоверность и надежность выводов, которые делаются в отношении состояния, перспектив развития и эффективности деятельности субъектов хозяйствования разного уровня.

Управленческий анализ проводится для получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, а его результаты являются коммерческой тайной. Целью данного анализа являются изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования; разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу; обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей. Объектом анализа выступают различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта. Субъектами анализа могут быть различные организационные структуры внутрихозяйственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы. Проводится управленческий анализ по мере необходимости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям, где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация, рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции, отставание в конкурентной борьбе и т.д. Информационной базой анализа служат данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-справочная информация, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также сведения, добытые у конкурентов в результате промышленного шпионажа. Полученная информация представляет коммерческую тайну и используется для внутрихозяйственного управления. Потребителями данной информации являются менеджеры предприятия, совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов, бригадиры, мастера и др.

Основное содержание управленческого анализа составляют:

· анализ обоснования и реализации бизнес-планов;

· анализ системы маркетинга;

· комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности;

· анализ технико-организационного уровня и других условий производства;

· анализ использования производственных ресурсов;

· анализ объема продукции;

· анализ взаимосвязи себестоимости, объема продукции и прибыли.

Рассмотрим последовательность проведения анализа:

первый этап - установление цели анализа и объема работы, составление плана аналитической работы, конкретной программы анализа; подбор документов, проверка достоверности источников информации, приведение данных в сопоставимый вид, группировки данных, составление аналитических таблиц;

второй этап - изучение показателей, характеризующих деятельность анализируемой организации;

третий этап - обобщение и оформление результатов анализа, составление аналитических записок с конкретными предложениями, принятие решений, организация контроля исполнения предложений по результатам анализа.

От того, как будут определены цели аналитической работы, зависят ее объемы и характер. Эти цели вытекают из задач, стоящих перед организацией.

Необходимым условием анализа является составление его программы. В программе предусматриваются: сроки проведения анализа; материалы, по которым проводится анализ, а также список лиц (с указанием должности), у которых можно получить нужную информацию; порядок проведения анализа и обобщения его результатов; исполнители (плановый отдел, бухгалтерия и др.), календарные сроки выполнения работ.

Оформление результатов анализа - завершающий этап аналитической работы. Результаты анализа деятельности организации за год, квартал, месяц оформляют в виде аналитических записок. Формами аналитических записок являются объяснительная записка к годовому или квартальному отчету об итогах хозяйственной деятельности организации и заключения аудиторов. В случае если результаты анализа предназначены для внутрихозяйственного использования, они оформляются в виде справки.

В организации управленческого анализа и принятия управленческих решений большое значение имеет сметное планирование и анализ исполнения сметы (мониторинг).

Основные задачи сметного планирования сводятся к определению будущей цели, показателей продаж, поступлению средств.

Сметное планирование – это только часть процесса составления бизнес-плана, с помощью которого менеджер определяет, какой станет в будущем деятельность фирмы, компании в зависимости от ожидаемой экономической, конкурентной, технической и правовой среды.

Наиболее важные подходы финансового прогнозирования можно разбить на три категории:

а) прогнозные финансовые документы;

б) денежный бюджет;

в) бюджет текущей деятельности.

1. Прогнозные финансовые документы представляют собой предсказание того, какой станет финансовая отчетность в будущем.

2. Денежный бюджет – это подробный прогноз движения (притока и оттока) денежных средств. Денежный бюджет – это весьма специфическое средство для ежегодного или еженедельного планирования, представляет собой движение денег. При этом концентрируется внимание исключительно на сфере получения и расходования денежных потоков. При подготовке денежного бюджета намечается временной график получения и расходования денег. Такой график показывает период за периодом чистое влияние прогнозируемой активности на остаток денежных средств. Выбор временного графика зависит от периода фирмы и условий ее коммерческой деятельности.

3. Бюджет текущей деятельности – это подробный прогноз структуры доходов и расходов по подразделениям. Бюджет текущей деятельности является внутренним документом, и он связан с организационной структурой компании и с системой показателей, по которым оценивается ее деятельность.

Этот бюджет включает смету продаж и производственную смету. Смета продаж разрабатывается с целью показать прогнозируемую долю каждой единицы продукции в общей прибыли фирмы.

Производственная смета показывает затраты на производство планируемого объема продукции.

При составлении сметы продаж определяется прогноз уровня продаж в разрезе отдельных товаров в натуральном выражении в разбивке по регионам, представительствам. Далее оценивается уровень цен на каждый вид продукции. Цены зависят от трех факторов: условий ценообразования, конкурентной среды и эффективности затрат на производство в компании.

Когда определена цена, рассчитываются выручка от реализации и производственные затраты реализуемой продукции. Разница между выручкой от реализации и производственными затратами – это результат от реализации без учета на доставку. Затем следует прогноз затрат на доставку товаров потребителям, если они осуществляются за счет компании. Контролируемые торговые издержки включают в себя заработную плату торгового персонала, командировочные и представительские расходы и расходы на формирование спроса и организацию сбыта.

Смета производства составляется также в натуральном выражении и включает:

а) объем производства для реализации по товарам;

б) запасы на начало;

в) запасы на конец.

Смета затрат включает расчет прямых материальных затрат, прямых расходов на оплату труда, общепроизводственные, общехозяйственные расходы.

При анализе исполнения бюджета продаж и производственного бюджета определяется отклонение фактической величины от прогноза или плана, выясняются причины отклонения. Анализ исполнения сметы позволяет оценивать деятельность отдела, подразделения с точки зрения экономии затрат, осуществлять контроль за издержками.

Для оценки деятельности начальника цеха необходимо обратить внимание на показатели себестоимости, качества и количества продукции. Оценка работы отдела маркетинга проводится по объему продаж его доли на рынке. Показатель прибыли необходим для оценки деятельности фирмы в целом. При этом используются различные аналитические методы и приемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: