Наиболее распространенным методами портфельного анализа являются матричные методы. Матрицы для портфельного анализа обычно являются двумерными таблицами (нам известна лишь одна трехмерная матрица стратегического анализа - вариация матрицы Ансофа), где по осям откладываются пограничные значения рассматриваемых факторов (важное условие: между факторами не должно быть строгой функциональной зависимости. Квадранты образуются пересечением пограничных значений обоих факторов. Попадание бизнес-единиц в тот или иной квадрант означает применимость к ним типовых стратегических рекомендаций.
Наиболее известные матрицы для портфельного анализа:
Матрица БКГ (BCG) - Анализ темпов роста и доли рынка Матрица МКК (MCC) - Анализ соответствия бизнеса миссии предприятия и его ключевым компетенциям Матрица GE/McKinsey - Анализ сравнительной привлекательности рынка и конкурентоспособности бизнеса Матрица Shell - Анализ привлекательности ресурсоемкой отрасли в зависимости от конкурентоспособности Матрица Ансофа - Анализ стратегии по отношению к рынкам и продуктам Матрица ADL - Анализ жизненного цикла отрасли и относительного положения на рынке
|
|
- Этапы портфельного анализа
- Определение стратегических бизнес-единиц компании.
- Выбор матричного метода анализа (см. выше).
- Сбор необходимой для построения матрицы информации.
- Такой информацией может быть:
- состояние и тенденции развития отраслей, в которых работают бизнес-единицы;
- конкурентоспособность бизнесов;
- доля бизнес-единиц на их рынках;
- стадии жизненного цикла продуктов и отраслей;
- и т.п.
- Построение выбранных матриц портфельного анализа.
- На базе типовых рекомендаций выбранного метода матричного анализа разрабатываются общие стратегии для бизнес-единиц.