ВЕРА | ЗНАНИЕ | |
Уттама Высокий уровень | Непоколебимо, глубоко убежден и может убеждать других | Глубокое, позволяет одерживать победу в философском споре. |
Мадхьяма Средний уровень | Сильная. Глубоко убежден. | Хорошее, но такой преданный не всегда может победить в философском споре. |
Каништха Низкий уровень | Слабая вера. Легко поддается внешнему влиянию и внушению. | Поверхностное. Не может приводить серьёзные аргументы в споре. |
Люди, не имеющие квалификации
А. Каништха («неофит») имеет некоторую веру в то, что он должен оставить все свои личные
желания и просто пытаться удовлетворить Кришну. Другие не имеют веры в это. Они
практикуют религию ради себялюбивых интересов, имея целью освобождение или
чувственное наслаждение.
Б. Поскольку они не имеют веры в чистое преданное служение, они не достойны практиковать
ваидхи-садхана-бхакти.
Примеры неподходящих для ваидхи-садхана-бхакти людей
А. Четыре типа благочестивых людей, перечисленных в Бхагавад Гите — страдающие,
жаждущие богатств, любознательные и мудрые — не имеют веры в беспримесное предание
себя Кришне.82 Вместо этого они обращаются к Господу за удовлетворением своих
собственных желаний: либо желания освобождения, либо удовлетворения чувств.
Б. Из четырех упомянутых категорий людей, мудрые наилучшие, т.к. они знают, что отличны
от тела, и потому им близка идея освобождения от эгоистических мотивов.83
Препятствия: желания освобождения и удовлетворения чувств
«Материальные желания наслаждаться в материальном мире и желание обрести освобождение от оков материи должны считаться двумя ведьмами обольщения». (Ч.Ч. Мадхья 19.176)84
А. Бхукти — желание чувственного наслаждения.
Б. Мукти — желание освобождения.
В. Чистая преданность свободна от этих желаний. Тот, кто имеет такие желания, не может
обладать чистой преданностью.
Примеры преданных, которые отвергают освобождение и наслаждение
Поскольку бхукти и мукти так враждебны к чистой преданности, вдохновленный преданный должен сознательно стремиться изгонять этих духов из своего сердца. Остальная часть третьей главы и вся четвертая представляют примеры тех преданных, которые отвергают наслаждение чувств и освобождение ради чистой любви к Богу.
______________________________________Глава 4
Тема: Чистая преданность свободна от желаний освобождения и удовлетворения чувств.