Особенности интеграционных процессов в Восточной Азии

К числу основных особенностей интеграционных процессов можно отнести:

1) Интеграционные процессы идут при ведущей роли ТНК

2) Процесс интеграции охватывает страны с существенно разными уровнями экономического развития, разными культурами социально-политическими системами.

3) Интеграция в масштабах АТР допускает разные уровни интеграции – на уровне всего региона (оформленная АТЭС); на уровне субрегионов (региональные хозяйственные комплексы интеграционного типа - АСЕАН); на уровне подрегионов (треугольники или многоугольники роста, которые не совпадают с политическими границами государств). В качестве примеров последнего интеграционного уровня приводятся Южно-Китайская зона, треугольник развития Индонезия, Малайзия и Сингапур (зона Малаккского пролива), северный треугольник роста (Таиланд, Малайзия, Индонезия) и т.д.;

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники поставили перед собой задачу создать к 2008 г. зону региональной свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Каждая из стран — членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с НИС Азии. Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли (в том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Целями организации являются: ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе.

В 2010 года официально создана зона свободной торговли Китай-АСЕАН. Объем китайской торговли с государствами АСЕАН в 2011 г.достиг $295,91 млрд. Он на 25,7% превысил аналогичный показатель прошлого года. Численность населения зоны свободной торговли Китай-АСЕАН составляет 1,9 млрд человек, объем ее ВВП -- почти 6 трлн. долл., общий объем торговли -- 4,5 трлн долларов.

Россия и АСЕАН. Россия участвует в совещательных заседаниях на встречах министров АСЕАН с 1991 года. В июле 1996 г. Россия получила статус полномасштабного партнера по диалогу с АСЕАН. Это высшая ступень сотрудничества Ассоциации с внерегиональными странами. Регион АСЕАН, занимающий лидирующие позиции в производстве ряда товаров, прежде всего уникальной тропической продукции, минерального сырья и продовольствия, включая зерновые, представляет значительный интерес для российских импортеров. В целях более успешного решения задач по импорту представлялось бы целесообразным разрозненные закупки сырьевых товаров из стран АСЕАН многочисленными российскими покупателями рационализировать путем создания консорциумов (временное объединение предприятий) российских импортеров.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — международная (региональная) экономическая организация. АТЭС — крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли (2004). Образовано в 1989 г. в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Главные цели организации — обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества,в таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого бизнеса. В АТЭС входит 19 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и две территории — Гонконг (Сянган, являющийся частью КНР) и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами-членами АТЭС, а экономиками АТЭС. Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров и таможен.

Особенности АТЭС включает страны, очень сильно отличающиеся по уровню экономического развития. Для взаимодействия очень разнородных стран-участниц АТЭС выработаны механизмы, гораздо менее формализованные, чем правила ЕС и НАФТА.

1) Сотрудничество только в экономической сфере.

2) Почти полное отсутствие специального административного аппарата.

3) АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса.

4) Приоритетное внимание к информационному обмену.

5) Отказ от жесткого планирования перспектив эволюции Форума.

Россия в АТЭС (с 1998 года).Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» (land bridge) между странами так называемого Тихоокеанского кольца (Pacific Rim) и Европой.

Россия заинтересована развивать отношения с АТЭС, поскольку на них приходится около 20% российской внешней торговли и около 25% накопленных иностранных инвестиций в РФ. В 2012 г был проведен саммит АТС во владивостоке. Основные итоги:

· Прозрачность торговой среды. В 2012 году была утверждена модельная глава по транспарентности, рекомендованная для использования в соглашениях о свободной торговле между участниками АТЭС. Она была признана важным и ценным вкладом в стремление АТЭС к достижению Богорских целей и в дальнейшее продвижение процесса конвергенции - сближения друг с другом региональных торговых соглашений и соглашений о свободной торговле.

· Продвижение «зелёного роста». В 2012 году экономики АТЭС разработали, согласовали и приняли список экологических товаров, что стало прямым позитивным вкладом в обеспечение «зелёного роста» и реализацию целей устойчивого развития.

· Либерализация торговли услугами. Был принят план действий АТЭС по статистике в области торговли услугами, благодаря чему появилась всеобъемлющая рамочная конструкция для работы АТЭС в направлении совершенствования процесса сбора и повышения качества собираемой статиститеческой информации в сфере услуг в регионе.

· Усиление стабильности инвестиционной среды и защита инвестиций. В 2012 году форум АТЭС предпринял дальнейшие шаги по укреплению механизмов предотвращения и урегулирования споров. С этой целью было разработано руководство по практической реализации таких механизмов.

· Продвижение структурных реформ. Было достигнуто соглашение о представлении в 2013 году экспертного отчёта со среднесрочной оценкой хода реализации новой стратегии АТЭС в области структурных реформ.

· Обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости. Были согласованы конкретные шаги, которые будут предприняты для поддержания долгосрочной устойчивости финансовых систем региона при учете необходимости поддерживать восстановление экономик-участниц АТЭС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: