Интеграционные процессы в менеджменте

Интеграция (от лат. integration – восстановление, восполнение, целый) – понятие, означающее состояние связанности отдельных и дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

Под интеграцией с точки зрения менеджмента понимается процесс объединения усилий всех подразделений (подсистем) организации для достижения ее целей и задач. Термин «интеграция» к управлению предприятием применялся редко и подменялся понятием «системный подход», рассматривающим систему как целостное образование. Постепенно к менеджерам пришло понимание того, что одного системного подхода для эффективного, сильного менеджмента недостаточно и надо внедрять интеграционные процессы.

Необходимость в интегрированной теории руководства увеличивается с ростом конкуренции на рынках сбыта, с усложнением структуры предприятия, в связи с новыми усилиями в области инновационной деятельности, и с неопределенностью, существующей во внешней среде предприятия. Интеграционный подход не заменяет прогрессивное руководство, наоборот, именно от передовых руководителей и зависит его применение. Этот подход дает возможность творчески мыслящим руководителям в полной мере испытать самих себя. Интегрированная система подразумевает объединение всех функциональных систем в единое целое в первую очередь на общей информационной основе. Интеграция должна отражать картину информационной взаимосвязанности систем в пределах компании.

Объектами интеграции в управлении могут быть цели, сами организации и их подразделения, виды деятельности, функции (в том числе на рабочих местах для обогащения труда и работы в команде), процессы управления и производственные процессы, весь жизненный цикл продукции.

Факторами интеграции выступают международные рынки, новые технологии и необходимость их освоения, проникновение на рынки других стран и регионов, повышение уровня качества рабочей силы, возникновение таких новых форм организаций, как сетевые, виртуальные. Общий фактор – борьба за выживание и процветание, достижение высоких результатов.

В современных условиях выделяют культурологический аспект интеграции, т.к. построение эффективной организации в конечном итоге сводится к соединению различных субкультур путём разработки общих целей, общего языка и общих процедур принятия решения.

Факторы, интегрирующие коллектив – это единство целей, определяемое разделяемой всеми миссией, видением будущего; взаимопонимание, знания о системе взаимодействия; доверие, основанное на честном и открытом общении и личном примере этичного поведения менеджера.

С учетом сказанного рассмотрим основные принципы интеграции:

1. Единство методов. В методическом отношении все уровни едины и взаимосвязаны общей целью управления.

2. Комплексность. Совершенствование процесса управления осуществляется на всех уровнях управления производством с учетом конкретной структуры объектов управления предприятия и на основе единых функции.

3. Паритетность (децентрализация). Все уровни управления и подразделения аппарата равны между собой с точки зрения определения интегрированной системы, т.е. совершенствование управления обязательно распространяется на все уровни.

4. Принцип интегрированного целого. Систему можно назвать интегрированной только после проведения интеграции ее компонентов, когда «выход» одного процесса управления (подсистемы) является «входом» следующего процесса.

5. Гомеостатичность (сохранение постоянства). Интегрированная система – это самонастраивающаяся информационная система с обратной связью, направленной на поддержание требуемого качества управляющих воздействии на стабильном уровне.

6. Типичность моделей управления. Выявление подразделений, близких по своим производственным условиям, позволяет выделить из общей совокупности подразделений группы, похожие по определенным признакам для создания типовых схем управления.

7. Единство информативности. Необходимо уменьшить и унифицировать разнообразие форм документов. Ликвидация информационного разнообразия основана на принципе единства информативности.

8. Многоаспектность. Этот принцип предъявляет требования, связанные с совершенствованием процесса управления на всех уровнях и подразделениях по нескольким направлениям с учетом составляющих факторов производства (технологических, материальных, технических, трудовых, финансовых).

9. Принцип автоматизации. Совершенствование процесса управления определяет использование компьютерных технологий.

Процесс интеграции (взаимодействие) различных звеньев на уровне предприятия и его подразделений в процессе управления проявляется в обмене данными, выступающими как результат решения задач управления в этих подразделениях. Взаимодействие в организации осуществляется путем сопряжения, согласованности и совместимости систем. Причем сопряженность понимается как взаимное соответствие граничных элементов, позволяющих соединить систему объединением их входов и выходов, а согласованность – как возможность функционирования системы в условиях, обеспечивающих их объединение в единую интеграционную совокупность. Совместимость при определении условий взаимодействия рассматривают в функциональном, организационно-правовом и технологическом аспектах.

Выделяются три направления интеграции:

1. Горизонтальная интеграция – сопряжение задач управления между технологическими и функциональными подразделениями (внутренняя интеграция задач планирования, анализа). Горизонтальная интеграция связана с расширением номенклатуры производства путем освоения выпуска родственных товаров.

2. Вертикальная интеграция – вертикальное (межуровневое) взаимодействие систем. С точки зрения организации производства вертикальная интеграция означает освоение фирмой производства товаров разной степени обработки.

3. В современных условиях очень важным направлением выступает интеграция приобретаемых (объединяющихся) предприятий в компанию. Этот процесс связан с созданием холдингов, финансово-промышленных групп. Под интеграцией приобретенного предприятия понимается совокупность задач, цель которых – объединить предприятия – участников интеграционного процесса таким образом, чтобы создать эффективную хозяйственную единицу.

Основными механизмами интеграции выступают:

- руководство, реализующее интеграционные процессы в организации через властные полномочия путем использования различных типов координации (регулирующей и стимулирующей);

- плановая деятельность (стратегическое и текущее планирование деятельности предприятия) которая объединяет всю последующую ее деятельность;

- инвестиционная деятельность предприятия, обеспечивает разумную финансовую политику и целостное его развитие;

- оперативное управление (регулирование) производством, обеспечивает контроль и регулирование производственных процессов, реализацию согласованной, сбалансированной деятельности предприятия;

- социальная деятельность на предприятии, которая через свой основной элемент – человека, реализует единство, целеустремленную деятельность коллектива, интеграцию его усилий. Эта деятельность реализуется через повышение социальной ответственности и корпоративную культуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: