Закономерности усвоения: этапы процесса усвоения, уровни усвоения знаний

Основные этапы усвоения знаний, умений и навыков.

1) мотивационный: осознание в принятие цели формирования действия;

2) ориентировочный: обучающийся осваивает ориентировочную основу действия (ООД) — инструкцию, алгоритм его выполнения, обеспечивающие его безошибочное выполнение;

3) материальный: на основе ООД обучающийся выполняет действие с предметами или с моделями предметов;

4) громкоречевой: действие выполняется без предметов в форме устной речи путем проговаривания каждой операции;

5) внутриречевой: действие выполняется на основе проговаривания каждого шага про себя;

б) умственный: действие переводится во внутренний план и выполняется умственно, без фиксации отдельных шагов, как единое целое, постепенно автоматизируется и становится навыком.

В.П. Симонов выделяет следующие уровни усвоения знаний.

Опознание: характеризуется наличием у студентов представления об основных свойствах, признаках предмета, явления, процесса, умением выделять их из ряда других предметов, явлений и т. д.

Запоминание, неосмысленное воспроизведение изученного: студент знает, помнит и может воспроизвести учебный материал. Данный уровень является достаточным для усвоения конкретных фактов, дат, количественных показателей, правил, аксиом, не требующих понимания, объяснения. В то же время характеризует низкий уровень усвоения материала, требующего понимания и применения.

Понимание, осмысленное воспроизведение: обучающийся не только воспроизводит учебный материал, но и понимает его сущность, может его объяснить, интерпретировать, пересказать своими словами, привести конкретные примеры.

Применение в стандартных ситуациях, действия по образцу: полученные, осмысленные и закрепленные знания применяются для решения типовых задач.

Перенос, применение имеющихся знаний и способов деятельности в новых условиях, для решения новых задач: обучающиеся используют полученные знания и способы деятельности в нестандартных, дополняя, развивая, перекомбинируя их, вырабатывают на основе уже освоенных новые способы. Данный уровень, в отличие от всех других, является творческим и характеризует высокий уровень усвоения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: