Понятие и сущность организации, классификация организаций

Понятие организации, внутренняя среда организации и факторы ее составляющие; виды социальных организаций, их классификация по различным признакам.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации, оказывающее постоянное и самое непосредственное влияние на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых факторов, которые в совокупности определяют тот потенциал и те возможности, которыми располагается организация:

- кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: менеджеров и рабочих, найм, обучение и продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирование;

- организационный срез – коммуникационные процессы, организационные структуры, нормы, правила, процедуры, иерархию подчинения;

- производственный срез – изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства, осуществление исследований и разработок;

- маркетинговый срез – те процессы, которые связаны с реализацией продукта. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке, выбор рынков сбыта и систем распределения.

Существуют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является второй целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.

Социальные организации играют существенную роль в современном мире. Их особенности:

- реализация потенциальных возможностей и способностей человека;

- формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;

- сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

Социальные организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил.

В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы.

К объективным процессам относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности.

К субъективным процессам относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации).

Социальные организации могут быть:

- правительственные и неправительственные;

- коммерческие и некоммерческие;

- бюджетные и не бюджетные;

- общественные и хозяйственные;

- формальные и неформальные.

Кроме того, различают социальные организации по:

- отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.);

- самостоятельности принятия решений (головные/ материнские, дочерние и зависимые).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: