Понятие организации, внутренняя среда организации и факторы ее составляющие; виды социальных организаций, их классификация по различным признакам.
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации, оказывающее постоянное и самое непосредственное влияние на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых факторов, которые в совокупности определяют тот потенциал и те возможности, которыми располагается организация:
- кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: менеджеров и рабочих, найм, обучение и продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирование;
- организационный срез – коммуникационные процессы, организационные структуры, нормы, правила, процедуры, иерархию подчинения;
- производственный срез – изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства, осуществление исследований и разработок;
|
|
- маркетинговый срез – те процессы, которые связаны с реализацией продукта. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке, выбор рынков сбыта и систем распределения.
Существуют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является второй целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.
Социальные организации играют существенную роль в современном мире. Их особенности:
- реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
- формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;
- сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.
Социальные организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил.
|
|
В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы.
К объективным процессам относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности.
К субъективным процессам относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации).
Социальные организации могут быть:
- правительственные и неправительственные;
- коммерческие и некоммерческие;
- бюджетные и не бюджетные;
- общественные и хозяйственные;
- формальные и неформальные.
Кроме того, различают социальные организации по:
- отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.);
- самостоятельности принятия решений (головные/ материнские, дочерние и зависимые).