Содержание курса

Тема 1. Предметно-методологическая специфика общей социологии

Предмет социологии как науки: различные подходы к определению. Место и роль общей социологии в системе социологического знания. Общая социология как общая теория и методология социологической науки. Макро-и микросоциология, их соотношение.

Тема 2. Типы научности в социологии

Типы научности, выделяемые в настоящее время – классический, неклассический и постнеклассический. Формирование классического типа научности в Новое время, принципы классического естествознания. Появление этих принципов (объективности, «бессубъектности») в классической социологии (в концепциях О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма). Особенности рассмотрения объекта (антиредукционизм) и отношения к субъекту (включение в его в предметную область науки) в неклассической социологии (М.Вебер, Г. Зиммель). Социокультурные предпосылки и методологическая специфика постнеклассической социологии (В.Г. Немировский).

Тема 3. Основы социальной жизни

Проблемы соотношения общества и природы. Категория социального: различные варианты трактовки. Главный принцип социального бытия – его опосредованный характер (по М. Веберу – «ожидание ожидания ожидания»). Особенности социального взаимодействия, социального пространства и времени.

Тема 4. Социальная структура и социальная стратификация

Общество как система. Социальная структура – закономерная связь элементов в социальной системе. Процесс социальной дифференциации и его роль в формировании социального неравенства. Социальные статусы и социальные роли. Исторические формы социального неравенства: рабство, касты, сословия, классы.

Социальная стратификация – организованное, сконструированное социальное неравенство. Критерии и формы социальной стратификации: экономическая, политическая, профессиональная, образовательная и пр.

Социальная мобильность, ее виды: индивидуальная, групповая и массовая, горизонтальная и вертикальная, межпоколенная и внутрипоколенная.

Модели социальной стратификации современного западного, советского и постсоветского общества. Тенденции изменения социальной структуры в современном российском обществе.

Тема5. Социальные институты и организации

Социальные институты – устойчивые формы организации совместной деятельности людей, возникающие или сознательно создаваемые в обществе для выполнения определенных функций. Процесс институционализации, его связь с наличием в обществе той или иной потребности, требующей удовлетворения.

Виды социальных институтов: экономические, политические, семейно-брачные, институты в системе культуры. Функции социальных институтов: специфические и неспецифические, явные и латентные. Общие функции, выполняемые всеми социальными институтами: функция социального воспроизводства, функция социального контроля и регуляции, функция социальной защиты. Понятие социальной дисфункции. Проблема структурно-функционального взаимодействия социальных институтов.

Состояние и характер трансформации экономических, политических, образовательных институтов в современной России.

Тема 6. Социальные общности и группы

Понятия «социальная общность» и «социальная группа»: различные трактовки их соотношения. Согласно В.А. Ядову, социальная общность – это множество людей, объединенных общими потребностями, интересами, целями и задачами. Социальная группа – это такая социальная общность, члены которой реально взаимодействуют, координируя свои усилия по достижению общих целей и задач.

Типология социальных общностей и групп по разным основаниям: группы малые, большие и массовые; квалификационные (номинальные) и реальные; формальные и неформальные; фактические, добровольные и насильственно сформированные; первичные и вторичные; группы членства и референтные группы.

Социальная группа как «посредник» между человеком о обществом. Личность в малой группе: типы отношений. Методы исследования социальных групп. Социометрия.

Тема 7. Социология семьи

Семья изучается в социологии как социальный институт и как малая социальная группа. Проблема гендерного неравенства в социологии, его основные аспекты. Понятие семьи: подходы к определению. Семья как малая группа, типология семейных структур и отношений.

Семья как социальный институт, функции семьи (репродуктивная, социализирующая, хозяйственно-бытовая, финансово-экономическая, рекреационная, психотерапевтическая, гедонистическая и др.). Трансформация института семьи в современном обществе. Проблема семейных конфликтов и разводов, пути гармонизации семейных отношений.

Тема 8. Социология личности

Человек как предмет междисциплинарного исследования, роль социологии в изучении человека, роль социологии в изучении человека. Категории «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Личность рассматривается в социологии как субъект и объект общественных отношений. Проблема соотношения личности и общества – центральная проблема теоретической социологии. Сущность позиций социологического реализма и номинализма.

Социализация – процесс формирования личности в обществе, в системе общественных отношений. Этапы и механизмы социализации в концепциях Дж. Мида, Ч. Кули, Э. Эриксона, Л. Колберга. Агенты и факторы социализации.

Структура личности в социологии: элементы и их соотношение. Статусно-ролевой «набор» личности, виды ролевых конфликтов.

Тема 9. Социология девиантного поведения

Человек в системе социальных регуляторов. Социальные нормы и санкции. Иерархия социальных норм: табу, законы, нравы, традиции, обычаи, привычки. Понятия социальной аномии и девиации. Девиация как отклонение от существующей социальной нормы; первичная и вторичная девиация.

Биологизаторские, психологизаторские и социологизаторские концепции девиантного поведения. Виды социальной девиации по Р. Мертону. Проблема профилактики и преодоления различных видов девиации в современном российском обществе.

Тема 10. Социология культуры

Место и роль социологии культуры в системе социологического знания. Понятие культуры, различные подходы к определению. Проблема соотношения культуры и цивилизации, культуры и общества.

«Рабочее» определение культуры как знаково-символического способа ценностного освоения человеком действительности. Основные элементы культуры, связь между ними.

Типология и динамика культур по П.А. Сорокину. Чувственный и идеациональный типы культуры, их историческая динамика. Доминирующая культура, субкультуры и контркультуры, их роль в жизни общества. Элитарная и массовая культура, их соотношение.

Социальные функции культуры (нормативная, социализирующая, коммуникативная, эстетизирующая, функция социальной интеграции и дезинтеграции, функция трансляции социального опыта и др.). Состояние и характер трансформации культуры современного российского общества.

Тема 11. Социокультурная динамика

Принципы изучения социокультурной динамики: учет единства процессов функционирования и развития; единства и связи культурно-смысловых и социально-организационных изменений в жизни общества. Формационный и цивилизационный подходы к общественному развитию: их сущность и соотношение. Основные концепции цивилизационного подхода (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Диалектика общественного развития. Соотношение эволюции и революции, прогрессивных и регрессивных изменений в развитии общества. Критерии социального прогресса.

Проблема существования и специфика законов общественного развития. Пути формирования теоретического знания и формулировки законов в социологии. Субстанциональные и структурно-функциональные законы производства и воспроизводства жизни человека и общества по М.Я. Боброву.

Проблема цикличности в функционировании и развитии общества. Циклы функционирования и циклы развития. Культурогенные, социогенные и космогенные циклы по В.Г. Немировскому.

Тема 12. Пути и возможности социального прогнозирования

Роль предвидения в научном познании. Особенности социального прогнозирования. Поисковое и нормативное прогнозирование как два основных направления исследовательской мысли при построении модели будущего; связь между нормативным и поисковым прогнозированием. Методы социального прогнозирования: метод экстраполяции, метод экспертной оценки, метод построения прогнозных сценариев.

Проблемы футурологии в современном социальном познании. Футурология как философия и история будущего.

Тема 13. Социология международной жизни

Наряду с макро- и микросоциологией в настоящее время формируется такая сфера социологического знания как мегасоциология (социология человечества).

Исторические предпосылки и факторы формирования человечества как социальной общности. Проблемы структурирования и стратификации международного сообщества. Международные социальные институты и особенности их функционирования. Социальные проблемы жизни объединяющегося человечества.

Процесс глобализации и его влияние на современное российское общество. Глобальные проблемы современности: виды и пути решения.

Список литературы по курсу «Общая социология» для подготовки бакалавров по направлению «Социология» (521200):

Обязательная:

1. Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. - М, 2009. - 654 с.

2.Павленок П.Д. Социология. – М, 2007.

Дополнительная:

1. Андреев А.Л. Ценностные и мировоззренческие аспекты социального неравенства // Социс. - №9,. - 2007.

2. Анурин В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда // Социс - №7. - 2006.

3. Анурин В.Ф. Контуры провинциального среднего класса России // Социс - №9. - 2006.

4. Беляева Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России // Социс - №9. - 2006.

5. Григорьев С.И. К вопросу о первичной социальной ячейке современного общества. – М., 2006.

6.Ионин Л.Г. Социология в обществе знаний. От эпохи модерна к информационному обществу. - М.: - 2007.

7. Кара-Мурза С. Истмат и проблемы Восток-Запад. – М., 2002.

8.Кара-Мурза С. Советская цивилизация. От начала до Великой Победы. В 2-х кн. – М., 2002.

9.Коростелева О.Т. Становление гуманитарной методологии в социологической науке. – Барнаул, 2005.

10.Мнацаканян М.О. Модерн и постмодерн в современной социологии // Социс - №12. - 2008 г.

11.Осипов Г.В. Социология и общество. - М.: - 2007.

12.Рощина Я.М. Социология потребления. - М.: - 2007

13.Словарь виталистской социологии / под ред. С.И. Григорьева. – М.: - 2006.

Контрольные вопросы к экзамену:

1. Объект и предмет социологии как науки: подходы к определению.

2. Предмет общей социологии, ее место и роль в системе социологического знания.

3. Макро- и микросоциология, их соотношение.

4. Категориальный аппарат социологической науки.

5. Типы научности в социологии.

6. Классический тип научности в социологии: общие черты и крупнейшие представители.

7. Неклассическая и постнеклассическая социология, их соотношение.

8. Проблема социальной дифференциации и социального неравенства. Социальные статусы и социальные роли.

9. Понятия социальной структуры и социальной стратификации.

10. Критерии и причины возникновения социальной стратификации: варианты трактовки.

11. Проблема соотношения социального равенства и социальной справедливости.

12. Социальная мобильность: типология и механизмы.

13. Модели социальной структуры современного западного общества.

14. Социальная структура советского общества. Номенклатура.

15. Основные тенденции изменения социальной структуры современного российского общества.

16. Понятия социального института и процесса институциализации.

17. Социальные институты: виды и функции.

18. Функциональное взаимодействие институтов современного российского общества.

19. Понятие и виды экономических систем.

20. Состояние и характер трансформации института образования в современной России.

21. Понятие социальной общности и социальной группы, различные подходы к определению.

22. Типология социальных общностей и социальных групп

23. Проблема гендерного неравенства в социологии.

24. Понятие семьи. Типология семейных структур и отношений.

25. Семья как социальный институт. Функции семьи.

26. Семейные конфликты: причины и пути преодоления.

27. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

28. Проблема человека в социологии.

29. Проблема соотношения личности и общества как центральная проблема теоретической социологии.

30. Личность как субъект и объект общественных отношений.

31. Социализация как непрерывный процесс. Этапы социализации.

32. Структура личности в социологии (основные элементы и связь между ними).

33. Социальные нормы и санкции в системе социальной регуляции.

34. Понятия социальной аномии и социальной девиации.

35. Причины девиантного поведения: варианты трактовки.

36. Типология девиантного поведения по Р. Мертону.

37. Соотношение понятий «культура и цивилизация», «культура» и «общество». Социальные функции культуры.

38. Социокультурная система. Основные элементы культуры, их роль в жизни человека и общества.

39. Типология и динамика культур по П.А. Сорокину.

40. Субкультуры и контркультуры в современном российском обществе.

41. Элитарная и массовая культура, их соотношение.

42. Сущность формационного и цивилизационного подходов к общественному развитию.

43. Основные концепции цивилизационного подхода к развитию общества (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

44. Специфика законов общественного развития и пути их формулировки в социологии.

45. Субстанциональные и структурно-функциональные законы жизни человека и общества по М.Я. Боброву.

46. Сущность социологического реализма и номинализма.

47. Социальное прогнозирование: пути, возможности и перспективы.

48. Соотношение механизмов эволюции и революции в общественном развитии.

49. Проблема направленности общественного развития. Критерии социального прогресса.

50. Цикличность в функционировании и развитии общества. Культурогенные и социогенные циклы по В.Г. Немировскому.

51. Основные проблемы социологии человечества.

52. Глобальные проблемы современности и их социологическое «измерение».

Примерная тематика рефератов и курсовых работ:

1. Типология обществ: основные подходы и перспективы в глобализационном аспекте (исторические типы и современный подход).

2. Сравнительная характеристика основных способов развития общества (прогресс и регресс, эволюция и революция).

3. Социальные общности: предпосылки их становления, изменений, развития.

4. Формирование новых общностей (движений и т.д.) в современной России.

5. Проблема социального неравенства в контексте социальных изменений современного российского общества.

6. Природа и факторы социальной стратификации.

7. Основания социальной стратификации: от единообразия к многообразию?

8. Основные тенденции социальной мобильности в современном мире.

9. Проблемы и перспективы «алармистских» направлений исследований в социологии.

10. Зарубежные и отечественные теоретики о понятии социального института.

11. Трансформация социального института семьи (образования, воспитания, здравоохранения и др. …) в современном российском обществе.

12. Взаимодействие института семьи и образования в процессе социализации личности: настоящее и будущее.

13. Представления о семье в различных религиозных конфессиях.

14. Сравнительный анализ типологий личности в психологии и социологии.

15. Основные агенты социализации: трансформация, проблемы, перспективы.

16. Общее и различие в понятиях коллектива и группы, массы и толпы.

17. Социальные нормы и социальный контроль: проблема соответствия в современном обществе.

18. Социальная аномия: теория (Э. Дюркгейм, Р. Мертон) и практика современного российского общества.

19. Сравнительный анализ проявления социальной аномии и девиации в американском и российском обществах.

20. Система факторов девиантного поведения несовершеннолетних.

21. Культура и социальные изменения.

22. Культура как социологическая категория.

23. Трансформация ценностей в современном российском обществе.

24. Проблема соответствия ценностей общества (группы) и ценностей личности.

25. Ценностные ориентации: структура, уровни, типология.

26. Проблема социальной адаптации в условиях трансформации экономической (политической, духовной и др.) сферы общества.

27. Социализация и адаптация: точки пересечения современных процессов.

28. Социологические аспекты изучения социального времени.

29. Глобализация социальных процессов: плюсы и минусы для российского социума.

30. Социология человечества: история и перспективы.

Планы семинарских занятий

Пояснительная записка.

Проведение семинарских занятий по курсу «Социология семьи» в групповой форме ставит своей целью углубленное изучение наиболее сложных проблем социологии и служит основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов.

Планы семинарских занятий включают изучение 22 тем, которые согласуются с темами лекционного курса. По каждой теме предлагается перечень вопросов к семинарскому занятию, а также список обязательной и дополнительной литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: