Тема 1. Предметно-методологическая специфика общей социологии
Предмет социологии как науки: различные подходы к определению. Место и роль общей социологии в системе социологического знания. Общая социология как общая теория и методология социологической науки. Макро-и микросоциология, их соотношение.
Тема 2. Типы научности в социологии
Типы научности, выделяемые в настоящее время – классический, неклассический и постнеклассический. Формирование классического типа научности в Новое время, принципы классического естествознания. Появление этих принципов (объективности, «бессубъектности») в классической социологии (в концепциях О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма). Особенности рассмотрения объекта (антиредукционизм) и отношения к субъекту (включение в его в предметную область науки) в неклассической социологии (М.Вебер, Г. Зиммель). Социокультурные предпосылки и методологическая специфика постнеклассической социологии (В.Г. Немировский).
Тема 3. Основы социальной жизни
|
|
Проблемы соотношения общества и природы. Категория социального: различные варианты трактовки. Главный принцип социального бытия – его опосредованный характер (по М. Веберу – «ожидание ожидания ожидания»). Особенности социального взаимодействия, социального пространства и времени.
Тема 4. Социальная структура и социальная стратификация
Общество как система. Социальная структура – закономерная связь элементов в социальной системе. Процесс социальной дифференциации и его роль в формировании социального неравенства. Социальные статусы и социальные роли. Исторические формы социального неравенства: рабство, касты, сословия, классы.
Социальная стратификация – организованное, сконструированное социальное неравенство. Критерии и формы социальной стратификации: экономическая, политическая, профессиональная, образовательная и пр.
Социальная мобильность, ее виды: индивидуальная, групповая и массовая, горизонтальная и вертикальная, межпоколенная и внутрипоколенная.
Модели социальной стратификации современного западного, советского и постсоветского общества. Тенденции изменения социальной структуры в современном российском обществе.
Тема5. Социальные институты и организации
Социальные институты – устойчивые формы организации совместной деятельности людей, возникающие или сознательно создаваемые в обществе для выполнения определенных функций. Процесс институционализации, его связь с наличием в обществе той или иной потребности, требующей удовлетворения.
Виды социальных институтов: экономические, политические, семейно-брачные, институты в системе культуры. Функции социальных институтов: специфические и неспецифические, явные и латентные. Общие функции, выполняемые всеми социальными институтами: функция социального воспроизводства, функция социального контроля и регуляции, функция социальной защиты. Понятие социальной дисфункции. Проблема структурно-функционального взаимодействия социальных институтов.
|
|
Состояние и характер трансформации экономических, политических, образовательных институтов в современной России.
Тема 6. Социальные общности и группы
Понятия «социальная общность» и «социальная группа»: различные трактовки их соотношения. Согласно В.А. Ядову, социальная общность – это множество людей, объединенных общими потребностями, интересами, целями и задачами. Социальная группа – это такая социальная общность, члены которой реально взаимодействуют, координируя свои усилия по достижению общих целей и задач.
Типология социальных общностей и групп по разным основаниям: группы малые, большие и массовые; квалификационные (номинальные) и реальные; формальные и неформальные; фактические, добровольные и насильственно сформированные; первичные и вторичные; группы членства и референтные группы.
Социальная группа как «посредник» между человеком о обществом. Личность в малой группе: типы отношений. Методы исследования социальных групп. Социометрия.
Тема 7. Социология семьи
Семья изучается в социологии как социальный институт и как малая социальная группа. Проблема гендерного неравенства в социологии, его основные аспекты. Понятие семьи: подходы к определению. Семья как малая группа, типология семейных структур и отношений.
Семья как социальный институт, функции семьи (репродуктивная, социализирующая, хозяйственно-бытовая, финансово-экономическая, рекреационная, психотерапевтическая, гедонистическая и др.). Трансформация института семьи в современном обществе. Проблема семейных конфликтов и разводов, пути гармонизации семейных отношений.
Тема 8. Социология личности
Человек как предмет междисциплинарного исследования, роль социологии в изучении человека, роль социологии в изучении человека. Категории «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Личность рассматривается в социологии как субъект и объект общественных отношений. Проблема соотношения личности и общества – центральная проблема теоретической социологии. Сущность позиций социологического реализма и номинализма.
Социализация – процесс формирования личности в обществе, в системе общественных отношений. Этапы и механизмы социализации в концепциях Дж. Мида, Ч. Кули, Э. Эриксона, Л. Колберга. Агенты и факторы социализации.
Структура личности в социологии: элементы и их соотношение. Статусно-ролевой «набор» личности, виды ролевых конфликтов.
Тема 9. Социология девиантного поведения
Человек в системе социальных регуляторов. Социальные нормы и санкции. Иерархия социальных норм: табу, законы, нравы, традиции, обычаи, привычки. Понятия социальной аномии и девиации. Девиация как отклонение от существующей социальной нормы; первичная и вторичная девиация.
Биологизаторские, психологизаторские и социологизаторские концепции девиантного поведения. Виды социальной девиации по Р. Мертону. Проблема профилактики и преодоления различных видов девиации в современном российском обществе.
Тема 10. Социология культуры
Место и роль социологии культуры в системе социологического знания. Понятие культуры, различные подходы к определению. Проблема соотношения культуры и цивилизации, культуры и общества.
«Рабочее» определение культуры как знаково-символического способа ценностного освоения человеком действительности. Основные элементы культуры, связь между ними.
|
|
Типология и динамика культур по П.А. Сорокину. Чувственный и идеациональный типы культуры, их историческая динамика. Доминирующая культура, субкультуры и контркультуры, их роль в жизни общества. Элитарная и массовая культура, их соотношение.
Социальные функции культуры (нормативная, социализирующая, коммуникативная, эстетизирующая, функция социальной интеграции и дезинтеграции, функция трансляции социального опыта и др.). Состояние и характер трансформации культуры современного российского общества.
Тема 11. Социокультурная динамика
Принципы изучения социокультурной динамики: учет единства процессов функционирования и развития; единства и связи культурно-смысловых и социально-организационных изменений в жизни общества. Формационный и цивилизационный подходы к общественному развитию: их сущность и соотношение. Основные концепции цивилизационного подхода (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).
Диалектика общественного развития. Соотношение эволюции и революции, прогрессивных и регрессивных изменений в развитии общества. Критерии социального прогресса.
Проблема существования и специфика законов общественного развития. Пути формирования теоретического знания и формулировки законов в социологии. Субстанциональные и структурно-функциональные законы производства и воспроизводства жизни человека и общества по М.Я. Боброву.
Проблема цикличности в функционировании и развитии общества. Циклы функционирования и циклы развития. Культурогенные, социогенные и космогенные циклы по В.Г. Немировскому.
Тема 12. Пути и возможности социального прогнозирования
Роль предвидения в научном познании. Особенности социального прогнозирования. Поисковое и нормативное прогнозирование как два основных направления исследовательской мысли при построении модели будущего; связь между нормативным и поисковым прогнозированием. Методы социального прогнозирования: метод экстраполяции, метод экспертной оценки, метод построения прогнозных сценариев.
|
|
Проблемы футурологии в современном социальном познании. Футурология как философия и история будущего.
Тема 13. Социология международной жизни
Наряду с макро- и микросоциологией в настоящее время формируется такая сфера социологического знания как мегасоциология (социология человечества).
Исторические предпосылки и факторы формирования человечества как социальной общности. Проблемы структурирования и стратификации международного сообщества. Международные социальные институты и особенности их функционирования. Социальные проблемы жизни объединяющегося человечества.
Процесс глобализации и его влияние на современное российское общество. Глобальные проблемы современности: виды и пути решения.
Список литературы по курсу «Общая социология» для подготовки бакалавров по направлению «Социология» (521200):
Обязательная:
1. Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред. А. Г. Эфендиева. - М, 2009. - 654 с.
2.Павленок П.Д. Социология. – М, 2007.
Дополнительная:
1. Андреев А.Л. Ценностные и мировоззренческие аспекты социального неравенства // Социс. - №9,. - 2007.
2. Анурин В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда // Социс - №7. - 2006.
3. Анурин В.Ф. Контуры провинциального среднего класса России // Социс - №9. - 2006.
4. Беляева Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России // Социс - №9. - 2006.
5. Григорьев С.И. К вопросу о первичной социальной ячейке современного общества. – М., 2006.
6.Ионин Л.Г. Социология в обществе знаний. От эпохи модерна к информационному обществу. - М.: - 2007.
7. Кара-Мурза С. Истмат и проблемы Восток-Запад. – М., 2002.
8.Кара-Мурза С. Советская цивилизация. От начала до Великой Победы. В 2-х кн. – М., 2002.
9.Коростелева О.Т. Становление гуманитарной методологии в социологической науке. – Барнаул, 2005.
10.Мнацаканян М.О. Модерн и постмодерн в современной социологии // Социс - №12. - 2008 г.
11.Осипов Г.В. Социология и общество. - М.: - 2007.
12.Рощина Я.М. Социология потребления. - М.: - 2007
13.Словарь виталистской социологии / под ред. С.И. Григорьева. – М.: - 2006.
Контрольные вопросы к экзамену:
1. Объект и предмет социологии как науки: подходы к определению.
2. Предмет общей социологии, ее место и роль в системе социологического знания.
3. Макро- и микросоциология, их соотношение.
4. Категориальный аппарат социологической науки.
5. Типы научности в социологии.
6. Классический тип научности в социологии: общие черты и крупнейшие представители.
7. Неклассическая и постнеклассическая социология, их соотношение.
8. Проблема социальной дифференциации и социального неравенства. Социальные статусы и социальные роли.
9. Понятия социальной структуры и социальной стратификации.
10. Критерии и причины возникновения социальной стратификации: варианты трактовки.
11. Проблема соотношения социального равенства и социальной справедливости.
12. Социальная мобильность: типология и механизмы.
13. Модели социальной структуры современного западного общества.
14. Социальная структура советского общества. Номенклатура.
15. Основные тенденции изменения социальной структуры современного российского общества.
16. Понятия социального института и процесса институциализации.
17. Социальные институты: виды и функции.
18. Функциональное взаимодействие институтов современного российского общества.
19. Понятие и виды экономических систем.
20. Состояние и характер трансформации института образования в современной России.
21. Понятие социальной общности и социальной группы, различные подходы к определению.
22. Типология социальных общностей и социальных групп
23. Проблема гендерного неравенства в социологии.
24. Понятие семьи. Типология семейных структур и отношений.
25. Семья как социальный институт. Функции семьи.
26. Семейные конфликты: причины и пути преодоления.
27. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
28. Проблема человека в социологии.
29. Проблема соотношения личности и общества как центральная проблема теоретической социологии.
30. Личность как субъект и объект общественных отношений.
31. Социализация как непрерывный процесс. Этапы социализации.
32. Структура личности в социологии (основные элементы и связь между ними).
33. Социальные нормы и санкции в системе социальной регуляции.
34. Понятия социальной аномии и социальной девиации.
35. Причины девиантного поведения: варианты трактовки.
36. Типология девиантного поведения по Р. Мертону.
37. Соотношение понятий «культура и цивилизация», «культура» и «общество». Социальные функции культуры.
38. Социокультурная система. Основные элементы культуры, их роль в жизни человека и общества.
39. Типология и динамика культур по П.А. Сорокину.
40. Субкультуры и контркультуры в современном российском обществе.
41. Элитарная и массовая культура, их соотношение.
42. Сущность формационного и цивилизационного подходов к общественному развитию.
43. Основные концепции цивилизационного подхода к развитию общества (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).
44. Специфика законов общественного развития и пути их формулировки в социологии.
45. Субстанциональные и структурно-функциональные законы жизни человека и общества по М.Я. Боброву.
46. Сущность социологического реализма и номинализма.
47. Социальное прогнозирование: пути, возможности и перспективы.
48. Соотношение механизмов эволюции и революции в общественном развитии.
49. Проблема направленности общественного развития. Критерии социального прогресса.
50. Цикличность в функционировании и развитии общества. Культурогенные и социогенные циклы по В.Г. Немировскому.
51. Основные проблемы социологии человечества.
52. Глобальные проблемы современности и их социологическое «измерение».
Примерная тематика рефератов и курсовых работ:
1. Типология обществ: основные подходы и перспективы в глобализационном аспекте (исторические типы и современный подход).
2. Сравнительная характеристика основных способов развития общества (прогресс и регресс, эволюция и революция).
3. Социальные общности: предпосылки их становления, изменений, развития.
4. Формирование новых общностей (движений и т.д.) в современной России.
5. Проблема социального неравенства в контексте социальных изменений современного российского общества.
6. Природа и факторы социальной стратификации.
7. Основания социальной стратификации: от единообразия к многообразию?
8. Основные тенденции социальной мобильности в современном мире.
9. Проблемы и перспективы «алармистских» направлений исследований в социологии.
10. Зарубежные и отечественные теоретики о понятии социального института.
11. Трансформация социального института семьи (образования, воспитания, здравоохранения и др. …) в современном российском обществе.
12. Взаимодействие института семьи и образования в процессе социализации личности: настоящее и будущее.
13. Представления о семье в различных религиозных конфессиях.
14. Сравнительный анализ типологий личности в психологии и социологии.
15. Основные агенты социализации: трансформация, проблемы, перспективы.
16. Общее и различие в понятиях коллектива и группы, массы и толпы.
17. Социальные нормы и социальный контроль: проблема соответствия в современном обществе.
18. Социальная аномия: теория (Э. Дюркгейм, Р. Мертон) и практика современного российского общества.
19. Сравнительный анализ проявления социальной аномии и девиации в американском и российском обществах.
20. Система факторов девиантного поведения несовершеннолетних.
21. Культура и социальные изменения.
22. Культура как социологическая категория.
23. Трансформация ценностей в современном российском обществе.
24. Проблема соответствия ценностей общества (группы) и ценностей личности.
25. Ценностные ориентации: структура, уровни, типология.
26. Проблема социальной адаптации в условиях трансформации экономической (политической, духовной и др.) сферы общества.
27. Социализация и адаптация: точки пересечения современных процессов.
28. Социологические аспекты изучения социального времени.
29. Глобализация социальных процессов: плюсы и минусы для российского социума.
30. Социология человечества: история и перспективы.
Планы семинарских занятий
Пояснительная записка.
Проведение семинарских занятий по курсу «Социология семьи» в групповой форме ставит своей целью углубленное изучение наиболее сложных проблем социологии и служит основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов.
Планы семинарских занятий включают изучение 22 тем, которые согласуются с темами лекционного курса. По каждой теме предлагается перечень вопросов к семинарскому занятию, а также список обязательной и дополнительной литературы.