- Что изучает общая социология?
- Графически изобразите соотношение понятия «общая социология» с понятиями:
А) «социология»
Б) «теоретическая социология»
В) «эмпирическая социология»
- Охарактеризуйте функции общей социологии.
- Чем отличается осмысление общества с позиций социологии от понимания общества:
А) философского
Б) религиозного
В) житейского
- Охарактеризуйте предпосылки возникновения социологии:
А) теоретические
Б) социальные
- Расшифруйте формулу «социология – полипарадигмальная наука».
- Назовите и охарактеризуйте основные социологические парадигмы.
- Раскройте все значения категории «социальная жизнь». Какие из смыслов данной категории используются общей социологией?
- Что такое социологический закон?
- Назовите основные объекты изучения общей социологии.
- Что такое социальное пространство?
- Что такое социальное время?
- Общество – это элемент структуры человечества. А возможны ли другие элементы?
- Каковы исходные элементы общества? Можно ли сказать, что общество состоит из людей подобно тому, как в состав муравейника входят отдельные муравьи?
- Охарактеризуйте значение социальной стратификации общества в его функционировании.
- В чем специфика социально-классовой структуры советского общества?
- Дайте определение понятия социальной мобильности. Раскройте его содержание на примере стратификации и мобильности социальных групп.
- Дайте определение понятия «социальный институт».
- Как изменяется в настоящее время функциональное взаимодействие социальных институтов в процессе осуществления социального контроля?
- Что необходимо для формирования нового социального института?
- Приведите примеры социальных институтов, возникших в российском обществе в постсоветский период.
- В чем причины дисфункционального состояния современной российской экономики?
- Назовите явные и латентные функции института образования.
- Изучение всякой системы начинается с элементов. Социальная группа является системой. Покажите, что человек относится к элементам этой системы.
- Расскажите о происхождении и развитии категории «социальная группа» в общей социологии.
- Известно, что в действительности существуют самые различные социальные группы. Какова причина их разнообразия?
- В какой социальной группе существует свой образ жизни? В каких свойствах он проявляется в Вашей учебной группе?
- Известно, что существуют малые и большие социальные группы. Поясните различие между ними.
- Раскройте структуру и динамику социальной группы.
- Какие проявления гендерного неравенства существуют в современной России?
- Покажите связь между типом семьи и характером выполняемых семьей функций.
- С какими социальными институтами особенно тесно взаимодействует в процессе функционирования современная семья?
- Назовите основные направления трансформации современной семьи как социального института.
- В чем заключено принципиальное различие представлений о человеке в общей социологии от его понимания: а) философией, б) антропологией, в) медициной, и другим научным дисциплинам?
- Дайте социологический анализ соотношения понятий «человек» и «личность».
- Чем выдающиеся личности отличаются от заурядных?
- Проанализируйте соотношение понятий «человек» и «индивид». Выделите их основные элементы и свойства.
- Что такое социализация человека?
- Назовите основные факторы и механизмы социализации человека.
- Какие этапы социализации выделяют Э. Эриксон и Л. Колберг?
- В чем суть проблемы целостности человека?
- Какие элементы в структуре личности выделяются социологами?
- Что такое социальные нормы и социальные санкции?
- Как соотносятся понятия «социальная аномия» и «социальная девиация»?
- Чем отличаются первичная и вторичная девиация по своим социальным механизмам?
- Какие виды девиантного поведения выделяет Р. Мертон?
- Приведите примеры инновации, ритуализма и ретритизма в современном российском обществе.
- Каковы особенности изучения культуры в социологии?
- Назовите социальные институты, которые одновременно являются элементами культуры.
- Назовите системообразующие элементы культуры на разных этапах исторического развития общества.
- Какова роль субкультур и контркультур в функционировании и развитии общества?
- Существует ли профессиональная субкультура социологов (социальных работников, рекламистов, информатиков)? Если да, то что для нее характерно?
- В чем отличие массовой культуры современного общества от народной?
- Какие основные и промежуточные типы культур выделяет П.А. Сорокин?
- Назовите принципиальные различия между формационным и цивилизационным подходами к общественному развитию.
- Как соотносятся культура и цивилизация в концепции О. Шпенглера?
- В чем причина столкновения цивилизаций в современном мире (в трактовке С. Хантингтона)?
- В чем проявляется воспроизводство целостной жизни общества?
- Охарактеризуйте особенности социального детерминизма в обществе.
- Соотнесите динамические и вероятно-статистические характеристики общества.
- В чем заключается историзм объективных законов развития общества?
- Расскажите о субстанциональных и структурно-функциональных законах (по М.Я. Боброву). Чем они отличаются друг от друга?
- Какие циклические процессы в функционировании и развитии общества можно обнаружить?
- Чем отличаются культурогенные циклы (по В.Г. Немировскому) от космогенных и социогенных?
- В чем особенности нормативного и поискового прогнозирования, какова их связь друг с другом?
- Можно ли построить теорию социального будущего?
- В чем сложности прогнозирования социальных процессов?
- Международная общность, как и всякая иная, имеет свою внутреннюю структуру. Раскройте ее элементы.
- Если существует международная жизнь, то появляются международные проблемы. Назовите основные из современных международных проблем.
- Обозначьте основные тенденции и направления развития социологической науки.
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ для очной формы обучения (обязательный раздел)
|
|
|
|
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||||
№ | №2 | №3 | № | ||||
часов | часов | часов | часов | ||||
Аудиторные занятия (всего) | |||||||
В том числе: | - | - | - | ||||
Лекции (Л) | |||||||
Практические занятия (ПЗ), Семинары (С) | |||||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||||
Самостоятельная работа студента (СРС) (всего) | |||||||
В том числе: | - | - | - | - | - | ||
Курсовой проект (работа) | КП | ||||||
КР | |||||||
Другие виды СРС: | - | - | - | - | . | ||
Реферат | |||||||
Проект | |||||||
Презентация | |||||||
Программа исследования | |||||||
СРС в период промежуточной аттестации | |||||||
Вид промежуточной аттестации | зачет (3), зачет с оценкой (30) | З | |||||
экзамен (Э) | Э | ||||||
ИТОГО: Общая трудоемкость | часов | ||||||
зач.ед. | |||||||
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ для заочной формы обучения (обязательный раздел)
|
|
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||||
№ | № | № | № | ||||
часов | часов | часов | часов | ||||
Аудиторные занятия (всего) | |||||||
В том числе: | - | - | - | - | - | ||
Лекции (Л) | |||||||
Практические занятия (ПЗ), Семинары (С) | |||||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||||
Самостоятельная работа студента (СРС) (всего) | |||||||
В том числе: | - | - | - | - | - | ||
Курсовой проект (работа) | |||||||
Другие виды СРС: | - | - | - | - | . | ||
Реферат | |||||||
Проект | |||||||
Презентация | |||||||
Программа исследования | |||||||
СРС в период промежуточной аттестации | |||||||
Вид промежуточной аттестации | зачет (3), зачет с оценкой (30) | З | |||||
экзамен (Э) | Э | ||||||
ИТОГО: Общая трудоемкость | часов | ||||||
зач.ед. | |||||||