В результате прохождения данного этапа студенты должны закрепить основные навыки по организации самостоятельной работы при выполнении индивидуального задания.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
-систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
-углубления и расширения теоретических знаний;
-формирования умений использовать справочную документацию и специальную литературу;
-развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
-формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
-развития исследовательских умений.
4. Подготовка и защита отчета по практике
Подготовка отчета по практике – заключительный этап учебной практики, бакалаврам необходимо обобщить собранный материал и грамотно изложить его в письменной форме, включив в содержание отчета по практике.
Защита отчета по практике – представляет собой краткий, 8-10-минутный доклад бакалавра и его ответы на вопросы. По итогам защиты практики выставляется зачет/незачёт, о чем делаются соответствующие записи в зачетной ведомости и зачетной книжке. При защите практики учитывается объем выполнения программы практики, правильность оформления документов, содержание отзыва-характеристики; правильность ответов на заданные руководителем практики вопросы.
В период прохождения учебной практики бакалавр изучает:
· цели и основные виды деятельности предприятия;
· различные функциональные направления деятельности предприятия (служб, отделов и других подразделений), систему управления этими направлениями (технология производства продукции, сбыт, маркетинг, материально-техническое обеспечение, финансирование, инвестиционная деятельность, управление персоналом, управление качеством продукции и др.);
· выполняемые функции управления предприятием (прогнозирование, планирование, анализ, учёт, контроль, стимулирование, оценка деятельности основных подразделений и персонала предприятия);
· изучает деятельность отделов и служб предприятия, нацеленных на различные аспекты экономической деятельности (плановая работа, организация труда и зарплаты, финансовая, маркетинговая, учетно-аналитическая и др.);
· собирает и анализирует информацию, необходимую для выполнения целей практики;
· формулирует выводы, предложения и рекомендации по использованию резервов роста эффективности использования ресурсов предприятия, а также по повышению эффективности его деятельности в целом.
Во время учебной практики студенты могут быть привлечены в качестве помощника специалиста к следующим видам работ:
- знакомство со структурой отдела/подразделения/департамента (управления);
- знакомство с принципами организации работы в организации;
- знакомство с нормативно-правовыми актами, регламентирующими функциональные обязанности сотрудников, а также с деятельностью отдела/подразделения/департамента (управлений) в целом;
- знакомство с правилами оформления документов в организации и непосредственное ведение документооборота;
- формирование личных дел;
- работа с архивом;
- ведение компьютерной базы данных; выполнение практических заданий с электронными данными;
- подготовка и организация совещаний;
- подготовка письменных ответов организациям на их запросы.
Конкретную программу и календарный план прохождения учебной практики на соответствующем предприятии разрабатывает руководитель от кафедры по согласованию с руководителями практики от предприятий.
Содержание программы учебной практики представлено в следующей таблице.
Содержание программы учебной практики
№ п/п | Тема учебной практики | Количество календарных дней |
1. | Ознакомление с предприятием (миссия, цели, основные виды деятельности, положение предприятия на рынке, масштабы деятельности и т.п.) | |
2. | Изучение организационно-правовой формы предприятия, организационной структуры управления, производственной структуры | |
3. | Ознакомление с системой управления предприятием (структура аппарата управления, принципы построения, функции) | |
4. | Изучение технологического процесса производства продукции | |
5. | Анализ внешней по отношению к предприятию среды | |
6. | Ознакомление с кадровой политикой предприятия | |
7. | Подготовка выводов и рекомендаций по итогам практики | |
Итого | 12 дней (2 недели) |
Учебная практика проводится в три этапа: 1 этап – подготовительный; 2 этап – основной; 3 этап – заключительный.
Подготовительный этап осуществляется до выхода бакалавра на практику. В ходе первого этапа практики проводится ряд последовательных мероприятий:
1. Распределение студентов по базам практики.
2. Подготовка к проведению учебной практики.
Бакалавр направляется на практику в базовое учреждение предоставленным университетом, знакомятся с целями и задачами практики, ее содержанием, основными требованиями, предъявляемым к ним, информацией о специфике деятельности баз практики и предоставлении отчетной документации.
Основной этап учебной практики включает изучение специфики работы базы практики. В процессе прохождения практики бакалавры координируют свою деятельность с руководителями практики, составляя для этой цели индивидуальный план, в котором находит отражение программа их действий. Кроме того, практиканты оформляют дневник учебной практики, который заполняется в течение всего периода практики. Помимо этого, в течение основного этапа практики студенты делают в дневнике записи проведенных с ними занятий, бесед.
Заключительный этап практики включает оформление и подготовку отчета по итогам практики.
Студенты в период практики должны научиться:
- обрабатывать и анализировать полученную информацию;
- применять полученные в университете знания в решении практических задач;
- формулировать практические задачи в виде, доступном для решения формальными методами;
- документально оформлять результаты анализа;
- оформлять необходимую документацию, в т.ч. отчетную - бухгалтерскую и статистическую.