М. М. Шериев

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВА: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

М.М. ШЕРИЕВ

Шериев Мурат Мурадинович, аспирант Российской академии правосудия.

Доказывается, что социальная политика Российского государства может быть охарактеризована как комплекс мероприятий, обязательных в силу требований конституционных норм, относящихся к основам конституционного строя Российской Федерации, детализируемых нормативными правовыми актами как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации, и прежде всего в основных законах (конституциях и уставах российских регионов).

Ключевые слова: Конституция, устав, государство, правовое государство, социальное государство.

Essence and specifics of social politics and social state: constitutional-law aspects

M.M. Sheriev

Sheriev Murat Muradinovich, graduate student of the Russian Academy of Justice.

The author proves that social politics of the Russian state could be characterized as a complex of measures that are obligatory due to requirements of constitutional rules related to fundamentals of the constitutional system of the Russian Federation specified in regulatory legal acts both of the federal level and the level of subjects of the Russian Federation and prima facie in fundamental laws (constitutions and charters of Russian regions).

Key words: Constitution, charter, state, legal state, social state.

Конституция Российской Федерации характеризует государство в том числе как правовое, федеративное и социальное (ст. 1, 7 российской Конституции). Конституционные характеристики Российского государства многие авторы совершенно справедливо характеризуют как системные категории. Так, например, авторы пишут о "социально-правовом государстве", которое "возникает в середине XX в. в результате длительного, более полувекового процесса перерастания правового государства не просто в социальное, а именно в социально-правовое государство... Научная ценность данного термина и соответствующего понятия стала особенно очевидной в наши дни, ибо в современном мире давно нет ни правового в чистом виде, ни социального, а есть социальное правовое государство, все чаще именуемое в юридической литературе как социально-правовое" <1>. При этом термин "социально-правовое государство" эти авторы связывают со "смысловой конструкцией, предложенной Г. Геллером еще в 1930 г." <2>.

--------------------------------

<1> См.: Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство: причины возникновения, объективные основы, противоречивая сущность // Государство и право. 2009. N 4. С. 5.

<2> См. подробнее: Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. М., 2002. С. 66.

Представляется, что такой научный подход должен быть использован для анализа социальной ценности основных документов субъектов федеративного Российского государства - конституций и уставов российских регионов. Выявление социальной значимости этих документов, содержащих конституционные нормы, имеющие высшую юридическую силу в системе региональных нормативных правовых актов, и, главное, разработка теоретических выводов и практических рекомендаций по усилению соответствующей социальной функции, предполагает их исследование в контексте анализа учений о современном конституционализме, федерализме, социальной политике современного правового государства. Так, "система социального управления, сердцевиной которого является государственное управление, представляет собой широкий спектр экономических, политических, социальных, культурных, идеологических и иных отношений. Особенно эти аспекты актуальны для федеративного государства, тем более для такого уникального по своей структуре, как Российская Федерация" <3>.

--------------------------------

<3> Макуев Р.Х. Проблемы модернизации системы социального управления Российской Федерации // Государство и право. 2013. N 1. С. 6.

Некоторые авторы совершенно справедливо обращают внимание на факт закрепления в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации социальных, морально-нравственных ценностей <4>. Соответственно, они обоснованно задаются следующим вопросом: "... в государственно организованном обществе проблема осуществления социальной ценности имеет целый ряд аспектов, в том числе субъектный. Кому из субъектов принадлежит основная, а кому - факультативная роль в деле осуществления социальной функции?" <5>.

--------------------------------

<4> См.: Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М.: Юркомпани, 2010. 365 с. С. 227, 257.

<5> См.: Родионова О.В. Социальная функция государства: правовая сущность и проблемы субъектов ее осуществления на современном этапе // Государство и право. 2006. N. 8. С. 98.

Такая постановка вопроса не является надуманной, поскольку социальная защита, социальное обеспечение образуют в силу прямого указания п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации предмет ее совместного ведения с российскими регионами. Также актуальным является исследование проблем реализации социальной ценности конституций и уставов субъектов Российской Федерации в контексте современного развития государственно-правовых явлений и процессов. Исследователи, в частности, утверждают, что "старое классическое социальное государство "не вписывается" в новую реальность, оно не справляется с новыми требованиями, обусловленными изменениями экономического, политического, демографического и т.п. характера. Особенно сильно по нему ударили транснациональные экономические отношения, перераспределение трудовых ресурсов на международном уровне, старение населения и преобразования в семейных отношениях (гендерный аспект)" <6>.

--------------------------------

<6> Родионова О.В. Указ. соч. С. 100.

С.М. Шахрай отмечает, что Конституция 1993 г. должна "решать две одинаково важные задачи: способствовать восстановлению общественного согласия и одновременно служить эффективным инструментом трансформации социально-экономической системы" <7>. В этом контексте Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Теоретические основы социального государства, представленные в Конституции России, реализуются на практике путем проведения социальной политики <8>. В науке конституционного права уделяется внимание социальным правам, их гарантиям, но в юридической литературе отсутствует четкое определение социальной политики государства, признаков, основополагающих принципов <9>. Поэтому данный вопрос, как справедливо отмечает Т.В. Шелудякова, является актуальным и требует научного исследования <10>.

--------------------------------

<7> Шахрай С.М. О Конституции: Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. М.: Наука, 2013. 919 с.

<8> См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК, 1996. С. 154.

<9> См.: Лукашева Е.А. Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: НОРМА, 2003. С. 159; Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус Российского государства. Воронеж. гос. ун-т, 2006. С. 243 - 254.

<10> Шелудякова Т.В. Понятие и признаки социальной политики государства в России и зарубежных странах // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 2. С. 42 - 45.

Слово "социальный" означает "общественный; имеющий отношение к общественному строю". Термин "социальное государство " был введен в научный оборот немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном в 1850 г. <11>. Сущность социального государства Штейн определил так: "...оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого и именно в этом смысле следует понимать социальное государство" <12>. По мнению С.П. Булавина, характерной чертой подлинно демократического правового государства является проведение эффективной социальной политики, основанной на приоритете прав человека как основной ценности гражданского общества, принципах социальной справедливости и защищенности <13>.

--------------------------------

<11> Там же.

<12> См.: Штейн Л. фон. История социального движения Франции с 1789 г. СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1872; Штейн Л. фон. Учение об управлении и право управления со сравнением литературы и законодательств Франции, Англии и Германии. СПб.: Изд. А.С. Гиероглифова, 1874. Здесь и далее цит.: Шелудякова Т.В. Указ. соч.

<13> См.: Булавин С.П. Система гарантий законности в условиях формирования правового государства // История государства и права. 2010. N 6. С. 17.

Социальное государство обычно понимается как государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия, как политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся <14>.

--------------------------------

<14> Куренной А.М. Осознает ли государство реальную необходимость эффективного правового регулирования в сфере социальной политики? // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 4. С. 2 - 6.

В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности <15>. В 2012 г. был принят Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в котором предусмотрен ряд конкретных мер <16>. Так, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить увеличение к 2018 г. размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза; повысить уровень оплаты значительного числа работников бюджетной сферы; создать значительное количество специальных рабочих мест для инвалидов. Безусловно, не только правовое регулирование лежит в основе построения социального государства. "Происходит неуклонное, - пишет С.Д. Князев, - пусть порой и кажущееся кому-то очень медленным, утверждение гуманистической сущности российской государственности. В результате не только в профессиональном юридическом сообществе, но и в обыденном сознании постепенно формируются устойчивые представления о том, что без возведения прав и свобод человека в ранг категорического смыслового императива всей государственной деятельности провозглашение Российской Федерации демократическим правовым социальным государством останется не более чем красивым лозунгом, лишенным какого-либо прикладного (утилитарного) эффекта" <17>.

--------------------------------

<15> Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст. 5712.

<16> Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" // Российская газета. N 102. 09.05.2012.

<17> Князев С.Д. Конституционный Суд в правовой системе Российской Федерации // Журнал российского права. 2013. N 12. С. 5 - 13.

Итак, в последние годы все больше внимания уделяется социальной политике государства, которая является "инструментом, "переходным мостиком" к социальному государству как таковому" <18>. С другой стороны, можно разделить мнение С.А. Авакьяна, согласно которому "мы еще далеки от "настоящего" социального государства, ст. 7 Конституции можно рассматривать как стратегическую задачу общества и государства не только на ближайшие годы, но и десятилетия" <19>. В.Е. Чиркин отмечает: "...современное социальное государство по своей природе выступает как социально-политический арбитр в обществе. Однако нужно иметь в виду, что социальное государство не является абсолютно беспристрастным арбитром" <20>.

--------------------------------

<18> Шелудякова Т.В. Указ. соч. С. 43.

<19> Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс. 2-е изд., перераб. и доп.: в 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2007. С. 359.

<20> Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы // Журнал российского права. 2008. N 12. С. 10 - 13.

В любом случае принцип социального государства является одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации, поэтому в Конституции России и основных учредительных документах ее субъектов большое внимание уделено гарантиям социальных прав граждан <21>. Эта функция государства представляет особую актуальность и значимость. Как подчеркнул В.В. Путин, "социальная политика имеет несколько целей, несколько измерений... Справедливое устройство общества, экономики - главное условие нашего устойчивого развития" <22>. В этом контексте В.Д. Зорькин отмечает: "...социальная политика, основанная на принципе социального государства, - это конституционно-правовая обязанность государства гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых прав на основе правовой справедливости" <23>.

--------------------------------

<21> Демидов В.Н. Деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по реализации принципа социального государства // Российская юстиция. 2013. N 8. С. 26 - 29.

<22> Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 13.02.2012.

<23> Зорькин В.Д. Права человека в контексте глобальной юриспруденции // Журнал конституционного правосудия. 2009. N 2. С. 12.

На основании изложенного можно утверждать, что социальная политика Российского государства может быть охарактеризована как комплекс мероприятий, обязательных в силу требований конституционных норм, относящихся к основам конституционного строя Российской Федерации, детализируемых нормативными правовыми актами как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации и, прежде всего, в основных законах (конституциях и уставах российских регионов).

В юридической литературе предлагаются и другие подходы к пониманию сущности социальной политики; в частности, ее характеризуют как комплекс средств, осуществляемых органами государственной власти, направленных на разработку и выполнение социальных программ по поддержке уровня жизни каждого человека и особенно уязвимых слоев населения: инвалидов, престарелых, молодежи, молодых матерей, детей, сирот. Социальная политика обладает следующими признаками: комплекс средств (экономических, правовых, организационных); реализация специально уполномоченными субъектами; основная цель - реализация социальных программ по поддержке уровня жизни каждого человека и особенно уязвимых слоев населения" <24>. В ходе ее осуществления органы государственной власти субъектов Российской Федерации - реализуют свои полномочия в общих вопросах воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координации вопросов здравоохранения; защите семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защите, включая социальное обеспечение (ст. 72 Конституции России).

--------------------------------

<24> Шелудякова Т.В. Указ. соч. С. 44 - 45.

Достаточно распространенным является использование наряду с термином "социальная политика" понятия "право социального обеспечения". Так, в ходе "формирования правовой политики в сфере права социального обеспечения, возможно, в большей мере, чем в иных областях общественной жизни, следует учитывать традиции и сохранять преемственность правового регулирования, не допуская чрезмерного усиления частноправовых начал. Сфера социального обеспечения не должна стать открытой для влияния рыночных механизмов. Если эти направления удастся реализовать, то реальные цели правовой политики будут отвечать декларируемым в Конституции России целям социального государства, а право социального обеспечения будет направлено на решение своих первоочередных социальных задач, и только затем его эффективное функционирование сможет способствовать развитию экономики, где у него, несомненно, имеется немалый потенциал" <25>.

--------------------------------

<25> Васильева Ю.В. О правовой политике в сфере права социального обеспечения // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 4. С. 23 - 26.

Социальная политика реализуется в социальной сфере, под которой понимают важнейшую подсистему общества, область общественной деятельности, где реализуется социальная политика государства, направленная на создание условий для достойной жизни, удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, повышение их благосостояния. Социальная политика как одно из направлений государственной политики представляет собой комплекс мер экономического, правового, организационного характера по созданию условий и предоставлению социальных ресурсов каждому члену общества и населению в целом для реализации их потребностей в рамках одобряемой обществом системы ценностей. Главная задача социальной политики - обеспечить каждого гражданина доступным комплексом социальных благ, удовлетворяющих его необходимые биологические, материальные, социальные, духовные потребности. Успешность реализации мероприятий социальной политики, достижение в итоге социальной справедливости в обществе зависят не только от продуманности параметров и осуществимости в конкретных условиях концепции государственного управления в социальной сфере, но и от последовательной реализации социальной политики в условиях децентрализации, от скоординированности действий властей (федеральных, региональных, местных), осуществляющих управление данной сферой <26>.

--------------------------------

<26> Волкова Н.С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация // Журнал российского права. 2013. N 7. С. 5 - 16.

В целом на основании изложенного материала можно аргументировать суждение о том, что социальная политика Российского государства может быть охарактеризована как комплекс мероприятий, обязательных в силу требований конституционных норм, относящихся к основам конституционного строя Российской Федерации, детализируемых нормативными правовыми актами как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации и, прежде всего, в основных законах (конституциях и уставах российских регионов). Конституционные категории "правового", "социального", "федеративного" государства представляют собой ориентиры развития общества, реализуемые на основе их понимания как комплексных конституционных институтов, ибо, к примеру, многонациональное правовое государство не может быть антисоциальным либо унитарным.

Литература

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс / С.А. Авакьян. 2-е изд., перераб. и доп.: в 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2007. С. 359.

2. Булавин С.П. Система гарантий законности в условиях формирования правового государства / С.П. Булавин // История государства и права. 2010. N 6. С. 17.

3. Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус Российского государства / Н.В. Бутусова. Воронеж. гос. ун-т, 2006. С. 243 - 254.

4. Васильева Ю.В. О правовой политике в сфере права социального обеспечения / Ю.В. Васильева // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 4. С. 23 - 26.

5. Волкова Н.С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация / Н.С. Волкова // Журнал российского права. 2013. N 7. С. 5 - 16.

6. Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство: причины возникновения, объективные основы, противоречивая сущность / З.Ш. Гафуров // Государство и право. 2009. N 4. С. 5.

7. Демидов В.Н. Деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по реализации принципа социального государства / В.Н. Демидов // Российская юстиция. 2013. N 8. С. 26 - 29.

8. Зорькин В.Д. Права человека в контексте глобальной юриспруденции / В.Д. Зорькин // Журнал конституционного правосудия. 2009. N 2. С. 12.

9. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства / С.В. Калашников. М., 2002. С. 66.

10. Князев С.Д. Конституционный Суд в правовой системе Российской Федерации / С.Д. Князев // Журнал российского права. 2013. N 12. С. 5 - 13.

11. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК, 1996. С. 154.

12. Куренной А.М. Осознает ли государство реальную необходимость эффективного правового регулирования в сфере социальной политики? / А.М. Куренной // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 4. С. 2 - 6.

13. Лукашева Е.А. Права человека: учебник для вузов / Е.А. Лукашева; отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: НОРМА, 2003. С. 159.

14. Макуев Р.Х. Проблемы модернизации системы социального управления Российской Федерации / Р.Х. Макуев // Государство и право. 2013. N 1. С. 6.

15. Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое) исследование / Н.А. Михалева. М.: Юркомпани, 2010. 365 с. С. 227, 257.

16. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России / В.В. Путин // Комсомольская правда. 13.02.2012.

17. Родионова О.В. Социальная функция государства: правовая сущность и проблемы субъектов ее осуществления на современном этапе / О.В. Родионова // Государство и право. 2006. N 8. С. 98, 100.

18. Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы / В.Е. Чиркин // Журнал российского права. 2008. N 12. С. 10 - 13.

19. Шахрай С.М. О Конституции: Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований / С.М. Шахрай. М.: Наука, 2013. 919 с.

20. Шелудякова Т.В. Понятие и признаки социальной политики государства в России и зарубежных странах / Т.В. Шелудякова // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 2. С. 42 - 45.

21. Штейн Л. фон. История социального движения Франции с 1789 г. СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1872.

22. Штейн Л. фон. Учение об управлении и право управления со сравнением литературы и законодательств Франции, Англии и Германии. СПб.: Изд. А.С. Гиероглифова, 1874.

Документ предоставлен КонсультантПлюс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: