Упражнение 38. Произнесите фразу Какая у него профессия так, чтобы выразить:
- восхищение;
- презрение;
- вопрос;
- вопрос-переспрос;
- сочувствие;
- пренебрежение;
- зависть;
- удивление.
Упражнение 39. Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками:
Пришла?! Мне страшно за тебя!
Во всем вини саму себя! (со страхом)
Пришла?! А самолюбье где?
За ним как верный пес везде! (с осуждением)
Пришел!? Так обмануть меня!
Ты не мужик, а размазня! (с презрением)
Пришел?! Вот и попался, друг!
Меня ведь не обманешь вдруг! (с ехидством)
Пришла! Знать, так тому и быть!
Нам друг без друга не прожить! (радостно)
Ушел!.. Придет иль нет? Загадка.
Я поступила с ним так гадко! (с тревогой)
Ушел! Гора свалилась с плеч!
Избави бог от этих встреч! (с облегчением)
(З.В.Савкова)
Упражнение 40. Соедините реплики персонажей и авторские слова.
А) «Сашенька, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела…» | А) -с сожалением протянула она. | |
Б) «И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать? | Б) - сказала она тихо, но решительно. | |
В) «Я на тебя нисколько не сержусь. Клянусь.» | В) - кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками. | |
Г) «Я ни в чем не виновата!» | Г) - сказала она веселым голосом. | |
Д) «Да-а-а, с тобой каши не сваришь...» | Д) - сказала она кающимся голосом. |
Упражнение 41. Определи, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц.
|
|
Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.
Упражнение 42. Расскажите об опоздании студента на лекцию от лица профессора, читавшего лекцию, самого студента, вахтера.
Упражнение 43. Придумайте речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.
Упражнение 44. Подберите отрывок из произведения для детей с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают верно выбрать тон речи?
ДИКЦИЯ
Дикция - это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.
Исправлением таких недостатков дикции, как картавость, шепелявость, гнусавость, занимается логопедия. В курсе техники речи уделяется внимание менее резко выраженным, но тем не менее гораздо более распространенным недостаткам: нечеткости, невнятности произнесения гласных и согласных звуков. Специальные упражнения должны способствовать совершенствованию дикции. Однако успеха можно достичь лишь при условии систематической работы.