Е. Упражнения для работы над тоном речи

Упражнение 38. Произнесите фразу Какая у него профессия так, чтобы выразить:


- восхищение;

- презрение;

- вопрос;

- вопрос-переспрос;

- сочувствие;

- пренебрежение;

- зависть;

- удивление.


Упражнение 39. Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками:

Пришла?! Мне страшно за тебя!

Во всем вини саму себя! (со страхом)

Пришла?! А самолюбье где?

За ним как верный пес везде! (с осуждением)

Пришел!? Так обмануть меня!

Ты не мужик, а размазня! (с презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг!

Меня ведь не обманешь вдруг! (с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть!

Нам друг без друга не прожить! (радостно)

Ушел!.. Придет иль нет? Загадка.

Я поступила с ним так гадко! (с тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч!

Избави бог от этих встреч! (с облегчением)

(З.В.Савкова)

Упражнение 40. Соедините реплики персонажей и авторские слова.

А) «Сашенька, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела…»   А) -с сожалением протянула она.
Б) «И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?   Б) - сказала она тихо, но решительно.
В) «Я на тебя нисколько не сержусь. Клянусь.»   В) - кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.
Г) «Я ни в чем не виновата!»   Г) - сказала она веселым голосом.
Д) «Да-а-а, с тобой каши не сваришь...»   Д) - сказала она кающимся голосом.

Упражнение 41. Определи, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц.

Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.

Упражнение 42. Расскажите об опоздании студента на лекцию от лица профессора, читавшего лекцию, самого студента, вахтера.

Упражнение 43. Придумайте речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.

Упражнение 44. Подберите отрывок из произведения для детей с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают верно выбрать тон речи?


ДИКЦИЯ

Дикция - это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.

Исправлением таких недостатков дикции, как картавость, шепелявость, гнусавость, занимается логопедия. В курсе техники речи уделяется внимание менее резко выраженным, но тем не менее гораздо более распространенным недостаткам: нечеткости, невнятности произнесения гласных и согласных звуков. Специальные упражнения должны способствовать совершенствованию дикции. Однако успеха можно достичь лишь при условии систематической работы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: